Тема российских поставок Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300 до лета 2009 года то надолго исчезала, то в "нужное" время вновь занимала свое место в заголовках мировых СМИ, как и положено одному из веских аргументов в невидимом политическом торге. Однако в течение последних пяти месяцев интерес к ней не только не ослабевал, но и постоянно нарастал, обрастая утечками, домыслами и слухами. Кульминацией событий стала информация о заморозке контракта.
О том, что Иран закупит у России пять дивизионов модернизированных ЗРК С-300, министр обороны Исламской республики Мостафа Наджар заявил в конце декабря 2007 года, когда на Западе как раз отмечали Рождество. Россия официально эту информацию тогда не подтвердила, попеняв Тегерану за "слив" секретной информации, да и в дальнейшем Москва очень редко и неохотно официально комментировала сделку.
Когда был заключен контракт, вступил ли он в действие - все это оставалось неизвестным. Сумму сделки СМИ оценили в диапазоне от 800 миллионов до 1 миллиарда долларов. Судя по дальнейшим действиям, Иран был заинтересован в том, чтобы в мире узнали о предстоящей поставке и поверили в нее. Как только в начале 2008 года появились слухи о том, что информация о контракте была "уткой", МИД страны немедленно подтвердил намерение приобрести российские С-300.
Ни Израиль, ни США не пришлось долго убеждать в том, что опасность появления в Иране новых ЗРК реальна. Все помнили, что подписанный в декабре 2005 года контракт на поставку 29-ти российских зенитных ракетных комплексов "Тор-М1" был выполнен в полном объеме. Это значительно увеличило возможности иранской ПВО по обороне стратегически важных объектов.
В сложных изгибах международной политической жизни 2008 года, когда США настаивали на международной изоляции Ирана в связи с его ядерной программой, а Москва продолжала сотрудничество, обвиняя Вашингтон во вмешательстве в дела Грузии и Украины, а также протестовала против размещения ПРО в Европе, проблема поставок С-300 Ирану всплывала не часто, но регулярно. Несколько раз появлялась информация о начале поставок, и тут же следовали опровержения. Из-за войны в Южной Осетии отношения России и США опустились до "точки замерзания". В этих условиях поставка С-300 Ирану выглядела вполне реальным и даже в чем-то логичным проектом.
В феврале 2009 года министр обороны Ирана прилетел в Москву. Тема переговоров была все та же - поставка комплексов ПВО. Подходила к концу эпопея со строительством Бушерской АЭС, Иран был как никогда заинтересован в усилении своих средств ПВО. Однако к этому времени в Белом доме сменился хозяин, и Москва неофициально объявила, что сделка отложена "по политическим мотивам".
Эксперты отмечали, что Кремль не хочет раньше времени ссориться с Бараком Обамой, который обещал радикально изменить курс своего предшественника. Ждать пришлось не долго - сначала главы внешнеполитических ведомств США и России объявили о "перезагрузке", а в начале июля 2009 года Барак Обама прибыл с рабочим визитом в Москву.
В преддверии визита активные действия предприняла израильская дипломатия: сначала министр иностранных дел Авигдор Либерман пытался договориться об отказе от сделки с российским президентом Дмитрием Медведевым, затем израильский премьер Биньямин Нетаниягу с теми же вопросами обратился к своему коллеге Владимиру Путину. Видимых результатов эти усилия не принесли, в ходе переговоров с Обамой Медведев жестко увязал все уступки со стороны России с отказом американцев от размещения своей ПРО в Европе.
Казалось, процесс замер на мертвой точке, как вдруг в начале августа на поверхность всплыла темная и скандальная история с сухогрузом "Арктик Си", который ходил под мальтийским флагом и якобы сначала был захвачен пиратами, а затем триумфально освобожден российским ВМФ. С первых же дней в мировых СМИ получили хождение версии об участии судна с российским экипажем в контрабанде. Назывались различные "истинные" цели его плавания, в конце концов наибольшую популярность получила детективная история о том, как одна из иностранных разведок пресекла незаконную поставку Россией ЗРК С-300 Ирану.
Согласно этой версии, исчезновение сухогруза якобы было вызвано тем, что Москве просто дали возможность сохранить лицо, "по-тихому" избавиться от груза и замести следы. В результате от "Арктик Си" все стали шарахаться как от чумного, ни один порт его не принял, а российские власти до сих пор не могут избавиться от судна, которое зачем-то взяли под свою юрисдикцию. В этой истории действительно много неясного, и поведение российских властей понять тоже очень трудно. Поскольку тайна приключений сухогруза пока так и осталась не раскрытой, остается только строить догадки.
Масла в огонь подлило и еще одно исчезновение, которое произошло 7 сентября: на этот раз пропал премьер-министр Израиля Нетаниягу. Целых 14 часов о месте его пребывания не знали даже сотрудники аппарата правительства. Оказалось, что израильский премьер летал в Москву с тайным визитом, о целях которого ни он, ни его российские собеседники распространяться не стали. Газеты сообщили, что Нетаниягу вел переговоры о той самой истории с сухогрузом "Арктик Си" и незаконными поставками Ирану систем ПВО С-300. Ведь, настаивали газетчики, именно израильская разведка "Моссад" пресекла контрабанду, и теперь лидеры стран должны как-то договориться и уладить этот вопрос.
Далее события последовали с калейдоскопической быстротой. 16 сентября во время визита в Москву глава фракции "Ликуд" в израильском парламенте Зеэв Элькин заявил, что в случае продажи Ирану российских комплексов ПВО Израиль вынужден будет нанести превентивный удар. А в ночь на 17 сентября американская администрация официально уведомила власти Чехии и Польши об отказе от размещения элементов ПРО в Европе.
Обама убрал главное препятствие, которое, как заявляли российские руководители, мешало Кремлю присоединиться к усилиям по обузданию амбиций Ирана. От Москвы теперь ждали ответных шагов, причем не только в Вашингтоне. Иран стал одной из главных проблем, которую обсуждали мировые лидеры на открытии 64-сессии Генассамблеи ООН в конце сентября. Дмитрий Медведев дал понять, что Россия может присоединиться к санкциям против Ирана, однако о разрыве контракта на поставку С-300 не заявил.
Неожиданный способ решения проблемы, как 1 октября сообщила The Financial Times, предложила Саудовская Аравия. Обеспокоенный усилением Ирана Эр-Рияд заявил о готовности компенсировать России потери от разрыва иранского контракта путем закупок наших вооружений на сумму более 2 миллиардов долларов, а в перспективе довести объемы и до совсем уж фантастических семи миллиардов долларов. Главное условие одно - отказ от поставок Ирану новых систем ПВО.
Зенитно-ракетные комплексы С-300ПМУ-1 были приняты на вооружение российской армии в 1993 году. Предназначен для поражения любых воздушных целей, в том числе и боеголовок баллистических ракет. В отличие от предыдущих модификаций, в них появилась новая ракета 48Н6 с боеголовкой весом в 143 килограмма. Дальность поражения самолетов противника - 150 километров. Скорость движения воздушной цели - до 6450 километров в час. С ракетой 48Н6Е2, представленной в 1997 году, радиус поражения комплекса вырос до 200 километров.
Уже 9-го октября иранцы предприняли ответный ход: чрезвычайный и полномочный посол Ирана в России Сейед Махмуд Реза Саджади заявил журналу "Эксперт", что переговоры о поставках российских ЗРК идут нормально и контракт не расторгнут. На некоторое время наступило затишье, однако 21 октября со ссылкой на источник в "российских исполнительных структурах" агентство "Интерфакс" сообщило, что отказ России от иранского контракта не будет грозить России большими финансовыми потерями.
На самом деле, уточнил источник агентства, контракт на поставку С-300 так и не вступил в силу, поэтому платежи по нему не проводились. Как оказалось, это сообщение только подготовило почву для следующих. Они были также неофициальные, но уже гораздо более конкретные. 22 октября газета "Ведомости" со ссылкой на информированные источники в оборонной промышленности сообщила, что контракт действительно заморожен.
Однако, по версии газеты, до этого момента он был действующим и по нему производились платежи, а следовательно теперь, если информация об отказе от его исполнения верна, на Россию будут наложены штрафные санкции. По данным агентства РИА Новости, кроме потери дохода в 1 миллиард долларов, российским производителям придется выплатить Ирану от 300 до 400 миллионов долларов.
По информации агентства, в действительности контракт был подписан в 2005 году, однако официально об этом не сообщалось. Решение о приостановке контракта было явно политическим, поскольку комплексы С-300 являются оборонительным оружием и не подпадают под эмбарго. "Россия вправе самостоятельно принимать решения о поставках этого вооружения в ту или иную страну", - уточнил собеседник агентства.
Официального подтверждения всей этой информации пока нет. Как отмечают эксперты, скорее всего, отказ от реализации контракта действительно связан с "перезагрузкой" отношений между США и Россией. Видимо, Ирану придется на некоторое время отложить планы усиления своих сил ПВО.
Но только на время - безвыходных положений, как известно, не бывает. Наиболее последовательным противником санкций против Ирана является на сегодняшний день Китай. Сотрудничество между двумя странами в разных сферах постоянно расширяется, объемы сделок достигают десятков миллиардов долларов. Военные эксперты утверждают, что Китай сумел скопировать С-300ПМУ, который выпускается там под маркой HQ-9. Но захочет ли Китай в одиночку пойти против мирового сообщества, это еще большой вопрос.
Влад Гордеев