Дело майора Евсюкова живет и, несмотря на усилия властей, умирать пока не собирается. 25 октября новости о еще одном милиционере-убийце пришли из Тувы, где пьяный сотрудник правоохранительных органов сначала застрелил одного ДПС-ника и серьезно ранил другого, а затем застрелился сам. Преступление не осталось незамеченным в Москве, и уже на следующий день последовала реакция: министр внутренних дел России по поручению президента страны отстранил от работы главу республиканского МВД.
Скорость, с которой российские власти отреагировали на произошедшее, удивительна. В середине дня 25 октября на лентах информационных агентств появилась новость об отстранении от должности главы МВД Тувы Виктора Лесняка с туманной формулировкой "в связи с трагическим инцидентом в органах внутренних дел республики". В СМИ на тот момент никаких следов "трагического инцидента" не было, поэтому некоторое время несведущим журналистам оставалось лишь теряться в догадках.
Через несколько минут пояснения все же последовали. Оказалось, что за день до этого в Кызыле произошел из ряда вон выходящий случай: пьяный сотрудник оперативно-розыскной части отдела по борьбе с экономическими преступлениями начал пальбу прямо в автомобиле ДПС, на котором его везли к наркологу.
Вскоре с помощью местных СМИ удалось восстановить хронологию событий и некоторые подробности случившегося.
24 октября в 8:00 25-летний (по другим данным, ему было 26) оперуполномоченный управления БЭП МВД Тувы старший лейтенант Аян Павлов заступил на дежурство в опергруппу. Ему выдали табельный пистолет Макарова, после чего Павлов исчез.
В 16:00 лейтенант должен был явиться на развод, однако ни в это время, ни позже Павлов на рабочем месте не появился. Коллеги начали поиск старлея, однако их опередили сотрудники республиканского управления ГИБДД, около 18:00 - 18:50 остановившие Toyota Fielder Павлова у одного из кызыльских ресторанов.
Сотрудники ГИБДД - 34-летний командир второго взвода отдельной роты ДПС Мурат Кунзек и 26-летний инспектор взвода Сурен Серенбиль - заметили, что милиционер пьян, после чего пересадили его к себе в машину. Павлова повезли в республиканский наркологический диспансер для освидетельствования, однако едва гаишники доехали до здания, в машине разыгралась драма.
Находившийся на заднем сидении опер достал пистолет, выстрелил в голову Кунзеку и всадил четыре или пять пуль в попытавшегося убежать Серенбиля. После этого милиционер застрелился. Командир взвода, как и Павлов, умер еще в машине, а его товарищ с ранами в спине, ноге и руке был госпитализирован. В больнице инспектора прооперировали и сейчас, по словам врачей, угрозы для его жизни нет.
Шум выстрелов услышали работники и пациенты наркодиспансера, которые выбежали на улицу и увидели все своими глазами. Вскоре о произошедшем доложили руководству МВД Тувы и, надо полагать, Рашиду Нургалиеву.
Пока в Кызыле возбуждали уголовное дело по статье "Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа" (которое, скорее всего, вскоре закроют в связи со смертью Павлова), в Москве Нургалиев докладывал Дмитрию Медведеву о произошедшем в сибирской республике. Надо думать, разговор получился жарким, если информацию о бойне в Кызыле придерживали почти сутки и лишь затем рассказали о произошедшем в свете отстранения от должности главы МВД Тувы генерал-майора Виктора Лесняка.
Помимо отстранения от должности начальника тувинской милиции в республику была направлена группа сотрудников центрального аппарата МВД РФ, которую возглавил полковник милиции Евгений Сибилев. Его комиссия должна провести расследование инцидента и представить свой доклад Нургалиеву, который затем лично отчитается перед президентом.
В МВД Тувы говорят, что Лесняк отстранен от должности лишь на время расследования, однако в то, что он вернется на свою должность, верится с трудом. К тому же временную замену ему уже подыскали - это заместитель Лесняка Алексей Корнеев.
Про невольного инициатора всех этих служебных передвижений - Аяна Павлова - известно немногое: лишь то, что в органах он работал с 2003 года. Ни семейное положение, ни психическое состояние, ни характеристики со стороны коллег в СМИ пока не попали. В то же время отстраненный от должности его начальник Виктор Лесняк известен больше.
58-летний милицейский руководитель пришел в республику сравнительно недавно - в 2006 году, отработав до этого 12 лет главой УВД Челябинска. На Урале он был фигурой заметной и неоднозначной - одни считали его не знающим отдыха борцом с оргпреступностью, другие - "здоровым карьеристом".
Так или иначе, но именно в Челябинске произошел случай, который заставляет несколько по-иному взглянуть на события в Туве. В августе 2001 года пьяный сотрудник РУВД Калининского района города Александр Чоботов (будучи подчиненным Лесняка) из табельного оружия открыл пальбу по людям прямо во дворе одного из домов. Милиционер убил трех человек, в том числе беременную женщину, однако гнев губернатора странным образом обрушился не на начальника УВД города, а на руководителя областного ГУВД. Поговаривали, что Лесняка пожалели, хотя за произошедшее он запросто мог лишиться должности уже тогда.
За полторы недели до событий в Туве еще одно происшествие с распоясавшимся милиционером произошло в Омской области. 12 октября оперуполномоченный уголовного розыска криминальной милиции Александр Мец ушел в "самоволку", чтобы повидаться со своей девушкой в Омске. Они поссорились, после чего лейтенант трижды выстрелил в девушку из табельного оружия. После этого он застрелил своего знакомого, который подбросил его до города, забрал его машину, выехал на трассу Омск - Тюмень, где и покончил жизнь самоубийством.
Через пять лет после этого карьера Виктора Лесняка сделала крутой поворот - в апреле 2006 года высокопоставленный милиционер уехал с Южного Урала на берега Енисея, чтобы возглавить тувинское МВД. Перед этим он сделал нестандартный ход - вступил в Партию пенсионеров, чем изрядно удивил свое начальство. СМИ предполагали, что таким образом он добивается повышения: якобы руководство МВД не хотело терять ценный кадр и стало подбирать варианты, при которых Лесняк не ушел бы в политику и остался в органах.
Вариант с Тувой, судя по всему, Лесняка устроил. При этом в самой республике его восприняли довольно враждебно - назначение длилось более полугода. Предшественник Лесняка, Сергей Аренин (тоже варяг - приехал в Туву из Мордовии) предпочел пост главы МВД Северной Осетии (откуда его уволили в конце 2008 года) и министерское кресло долгое время оставалось вакантным.
По республике упорно ходили слухи, что противником назначения Лесняка был премьер Тувы Шериг-оол Ооржак, которому хотелось видеть в МВД покорного себе человека, а не неведомого "пришельца" из Челябинска. Тем не менее, назначение состоялось, а через год Ооржак покинул свой пост, уступив его Шолбану Кара-оолу.
По всей видимости, отношения с новым премьером у Лесняка сложились нормальные - в конце 2008 года Кара-оол даже присвоил главе МВД звание "Заслуженный работник Республики Тува", а мэр Кызыла Владислав Товарищтайевич Ховалыг подарил ему УАЗ.
Похоже, что теперь картина в Туве стараниями федеральных властей будет не столь благостной. Однако несмотря на то, что борьба с преступлениями в структуре МВД в последнее время стала заметнее (по крайней мере, говорить о ней стали больше), действия Нургалиева и Медведева пока выглядят довольно беспомощно. Вместо того, чтобы предотвращать "евсюковщину", руководство МВД и страны борется с ее последствиями, что слабо влияет на общую картину.