В Мосгорсуде вынесен приговор по громкому петербургскому делу о серии мошеннических захватов собственности или рейдерстве. На скамье подсудимых находились восемь человек, которые в сумме получили 83 года лишения свободы и приговорены к выплате 3,6 миллиона рублей штрафа. Среди осужденных оказался авторитетный в некоторых кругах бизнесмен Владимир Барсуков.
Следствие считает Барсукова организатором и лидером так называемой тамбовской преступной группировки, которая состояла в основном из уроженцев Тамбовской области, но действовала в Петербурге и его окрестностях. В криминальных кругах Барсуков больше известен под фамилией Кумарин и под кличкой Кум, а питерская пресса окрестила его "ночным губернатором".
Максимальный срок в 15 лет получил подельник Барсукова Вячеслав Дроков, главному по сути обвиняемому дали 14 лет и присудили штраф в миллион рублей. Остальные подсудимые проведут за решеткой от 5 до 13 лет. Официально рейдеры были приговорены по статьям "мошенничество" и "легализация преступных доходов". Следствие считает, что с начала 2000-х годов им удалось незаконно захватить 13 компаний, имущество которых оценивается в 5 миллиардов рублей. Однако судили их только по двум эпизодам, по которым удалось собрать достаточно доказательств для вынесения обвинительного приговора.
Как указано в материалах дела, обвиняемые мошенническим образом стали собственниками ООО "Пушкинское", которому принадлежит ресторан "Петербургский уголок", и универсама "Смольнинский", а впоследствии похитили и легализовали принадлежащее этим фирмам имущество, а именно объекты недвижимости на сумму более 138 миллионов рублей и земельный участок, стоимость которого превышает 4,5 миллиона рублей. Примечательно, что владельцы захваченных предприятий так и не подали в суд гражданские иски о возмещении ущерба.
Возможно, все сошло бы рейдерам с рук, но владелица "Петербургского уголка" Наталья Шпакова оказалась давней подругой губернатора Валентины Матвиенко, которой она и пожаловалась. Какие рычаги были затем задействованы, доподлинно неизвестно, но в августе 2007 года на арест Барсукова была переброшена двумя самолетами целая бригада из Москвы, включая следователей, оперативников, прокуроров и омоновцев.
После задержания Барсукова этапировали в "Матросскую тишину", где он и находился до окончания суда. Тем не менее, слушаться дело начало в ноябре 2008 года в Куйбышевском суде Санкт-Петербурга по месту совершения инкриминируемых Барсукову и его подельникам преступлений. Встал вопрос о переводе главного обвиняемого в питерские "Кресты", но в Москве возникли опасения, что там он может сбежать, учитывая его очевидные, хотя и не афишируемые коррупционные связи.
В марте 2009 года по ходатайству Генпрокуратуры было решено провести процесс на выездных заседаниях в Мосгорсуде. Официально это объяснялось опасениями за жизнь обвиняемых, и эти опасения, возможно, были небеспочвенными. 15 января 2009 года в Петербурге был убит сотрудник СКП Дмитрий Марининов. Он работал в Управлении собственной безопасности и по слухам приехал в командировку, чтобы обеспечить безопасность следователей по делу Барсукова, так как поступила информация о возможном покушении. Не исключено, что истинной целью его визита было обеспечение безопасности самого подсудимого, так как 16 января Барсукова должны были доставить в Петербург.
В итоге весь процесс прошел в Москве к неудовольствию защитников, которые выражали в связи с этим многочисленные претензии. В частности, адвокаты утверждали, что
им было сложно доставлять в другой город свидетелей защиты, тогда как свидетели обвинения находились под покровительством прокуратуры.
О том, как происходили рейдерские захваты, суду рассказывал выступивший на стороне обвинения уроженец Грузии Бадри Шенгелая. По данным газеты "Коммерсант", он сам был причастен к рейдерству и обвинялся в захвате ООО "Стройдизайн". Шенгелая убедили признать вину и в обмен на смягчение приговора дать показания на Барсукова. Кроме того, о деятельности рейдеров рассказали некоторые из осужденных, которым за сотрудничество со следствием снизили сроки наказания.
По данным следствия, руководство рейдерскими захватами осуществляли Барсуков, который занимался стратегическим планированием и финансированием, и Дроков, на котором лежала непосредственная организация. Преступники действовали по следующей схеме: они предоставляли знакомым сотрудникам налоговой инспекции поддельные доверенности от имени владельцев намеченных к захвату предприятий, и на этом основании в Единый государственный реестр юридических лиц вносились данные о смене собственника. Затем, чтобы замести следы, незаконно приобретенное имущество по нескольку раз перепродавалось, пока наконец сами члены преступной группы не выступали в роли добросовестных покупателей.
Например, здание ресторана "Петербургский дворик" рыночной стоимостью 81 миллион рублей было продано за 600 тысяч рублей без фактической оплаты сделки; здание универсама "Смольнинский", которое на рынке оценивалось в 62 миллиона рублей, обошлось фиктивной компании-приобретателю в 300 тысяч рублей. Затем эта компания, ставшая собственником здания, была продана за одну тысячу рублей, и в итоге юридически очищенная недвижимость была выставлена на продажу за 6 миллионов долларов.
По оценкам следствия, в среднем расходы на захват фирмы обходились Барсукову в два миллиона долларов, куда входила как оплата труда соучастников, так и взятки и откаты чиновникам. Всего, как считают в СКП, рейдеры захватили в Петербурге более 10 предприятий, в том числе Кондитерскую фабрику имени Крупской, Петербургский нефтяной терминал, компанию "Игристые вина" и гостиницу "Санкт-Петербург". О том, кто является собственником этих компаний в настоящее время, на суде не говорилось.
Владимир Барсуков, которому исполнилось 53 года, первый срок получил в 1985 году за хулиганство, незаконное хранение боеприпасов и подделку документов. В 1987 году он вышел по УДО, но уже через год сел за вымогательство. В 1993 году он в очередной раз освободился из мест лишения свободы и на то время, по оперативным данным, являлся одним из главарей преступного мира Петербурга. В июне 1994 года на Барсукова было совершено покушение, в результате которого погибли его водитель и телохранитель, а сам он получил тяжелые ранения. Барсукову пришлось ампутировать руку, и он уехал на лечение в Германию.
В Петербург Барсуков вернулся в 1995 году и занялся официальным бизнесом. Он стал соучредителем ОАО "Киришинефтеоргсинтез", а позднее занял пост вице-президента "Петербургской топливной компании". Считается, что Барсуков является также совладельцем сети АЗС, мясоперерабатывающего завода "Парнас-М", торгового центра "Гранд Палас", нескольких бизнес-центров и ресторанов.
В отношении бизнесмена продолжается расследование еще по нескольким делам. Его подозревают в подготовке покушения на совладельца Петербургского нефтяного терминала Сергея Васильева, убийстве своего бывшего телохранителя Георгия Позднякова, организации преступного сообщества, рейдерском захвате еще нескольких компаний и вымогательстве денег у владельцев торгового центра "Елизаровский".
Вряд ли приговор Барсукову и его подручным что-то изменит в ситуации с рейдерством в северной столице. Сообщения о преступлениях, связанных с переделом собственности, приходят из Петербурга чуть ли не ежедневно. Например, 13 ноября на сайте СКП РФ появилась информация о задержании капитана питерского угрозыска, которого подозревают в том, что он, похитив некоего мужчину, вынудил его подписать документы, касающиеся его собственности. Типичное начало рейдерского захвата.