Самая громкая и резонансная антиисламская акция в Европе XXI века, повергнувшая в шок многие столицы континента, случилась там, где ее ждали меньше всего - в сытом заповеднике вечного нейтралитета и тишайшем хранилище капиталов со всего мира. В Швейцарии. В ходе всенародного референдума граждане страны одобрили запрет на строительство минаретов.
Повод назвать произошедшее именно антиисламским демаршем, ударом по одному из главных фетишей европейского политического истеблишмента - толерантности и веротерпимости, дает хотя бы тот факт, что до этого момента в стране было возведено всего четыре минарета. То есть говорить о том, что швейцарцы ужасно страдали от засилья чуждых им культовых сооружений, конечно же, не приходится.
К тому же ни один из уже возведенных минаретов на деле не использовался по прямому назначению. С их вершин не раздавалось пение муэдзинов, призывающих правоверных собраться на молитву. Эти башни во многом являются не более чем символами ислама. Но именно против них и были направлены усилия инициаторов референдума. Один из авторов кампании Ульрих Шлюер (Ulrich Schluer) открыто назвал эти сооружения "символами исламизации".
Шлюер, правда, старался уйти от конфронтации по религиозному признаку, а больше склонялся к политическим и юридическим дефинициям. Вместе с исламом, заявлял он, в страну проникает и шариат с его законами. "Некоторые лидеры, имамы открыто заявляют, что их цель - ввести шариатский закон в Швейцарии, потому эти символы становятся политически опасными", - вот основной посыл Шлюера.
Все это произошло в стране, которая при взгляде со стороны казалась просто образцом толерантности. Четыре государственных языка, многонациональность и многоконфессиональность, кантоны и полукантоны - само устройство конфедерации несет на себе историческую печать длительного процесса обучения жизни на одной земле вместе с людьми другой культуры.
Еще одной характерной чертой швейцарского референдума является то, что в СМИ так и не были опубликованы планы мусульманской общины по массовой постройке минаретов или иные свидетельства реальной угрозы "архитектурной экспансии" ислама в Швейцарии. Очевидно, что минареты - это всего лишь повод, яркий и запоминающийся символ, удачно использованный в многомесячной пиар-кампании. Люди голосовали против ислама как такового, вернее - против его распространения в Европе.
Именно идеологическая чистота и ясность кампании, ее незамутненность замаскированными экивоками типа "этнической преступности" или деления мусульман на "плохих и хороших" сделала швейцарский референдум событием не только европейского, но и мирового значения. Обычные европейцы словно приподняли краешек паранджи из толерантных заклинаний, которую усиленно надевают на них политики, и показали свое истинное лицо.
То, что произошло это именно в Швейцарии, где расположены офисы многих главных международных организаций и где традиционно проходят переговоры по самым острым мировым конфликтам, куда стекаются деньги со всего мира и выражение "деньги не пахнут" нашло свое зримое воплощение в благосостоянии местного населения, имеет довольно простое объяснение. Швейцария - единственная страна Европы, где действуют принципы прямой демократии.
Это значит, что важнейшие вопросы жизни страны решают не политики в своих высоких кабинетах, а граждане на референдумах. Прямое волеизъявление народов уже принесло европейским элитам немало неприятностей в прошлом, например, при попытке принять новую Конституцию Европы - в 2005 году референдумы во Франции и Нидерландах провалились.
На смену Конституции пришел Лиссабонский договор, ратифицировать который доверили уже парламентам. Впрочем, в Ирландии обойтись без референдума не получилось, и проект построения "новой Европы" снова оказался под угрозой срыва. Только со второго раза, после уступок и мощной пропагандистской кампании, политикам удалось склонить ирландцев к одобрению документа.
Инициировала референдум Швейцарская народная партия (ШНП). Многие СМИ, в том числе российские, клишированно назвали ее ультраправой. Это явное преувеличение. Ведь в таком случае, учитывая, что партия имеет в парламенте страны крупнейшую фракцию (62 места из 200), получается, что треть швейцарцев проголосовали за фашистов. А это не так.
Партия действительно последовательно отстаивает националистические лозунги и идею нейтралитета страны, но не относится к "ультра". Победа на "минаретном" референдуме стала далеко не первой. В свое время именно благодаря усилиям ШНП швейцарцы, также на референдуме, отвергли идею присоединения к Европейскому союзу и решили оставить страну самостоятельной. В последние годы ШНП демонстрирует наличие стабильного ядра верных избирателей - партия побеждала на выборах 1999, 2003 и 2007 годов.
Лидерство ШНП - это реакция консервативно настроенных слоев населения на проблемы, общие для всей Европы. В стране проживает около 20 процентов иностранцев, и увеличение их количества беспокоит швейцарцев. Мусульман в конфедерации насчитывается, по разным данным, от 300 до 400 тысяч, что составляет примерно 3,5 процента населения страны.
По этому показателю Швейцария - типичная европейская страна. Общее количество мусульман в 500-миллионной Европе оценивается в 20 миллионов человек, или около 4 процентов населения. Швейцарские мусульмане - это в основном выходцы из Балкан. При этом многие из них, главным образом албанцы, не придерживаются строгих религиозных обрядов.
По разным данным, в стране функционируют от 150 до 200 мечетей. В подавляющем большинстве это не специализированные культовые сооружения, а молельные дома. То есть приспособленные для отправления религиозных обрядов здания, строившиеся совсем для других целей.
По большому счету, результаты референдума никак не скажутся на повседневной жизни мусульман. Запрет на строительство новых минаретов (уже построенных это решение никак не касается) не ограничивает права мусульман на отправление религиозных обрядов. Однако в мусульманском мире это решение было воспринято как оскорбление и явная попытка дискриминации.
Нет нужды цитировать высказывания как политических, так и религиозных лидеров - они предсказуемы. Генсек ООН Пан Ги Мун, функционеры других международных организаций, политики у власти и даже представители католической церкви в той или иной степени осудили решение швейцарцев. Во всяком случае, не приветствовали его.
Реакция представителей исламского мира тоже была предсказуемой - от "озабоченности" до гневных проклятий и угроз. В частности, предлагалось объявить бойкот швейцарским товарам и вывести из страны арабские капиталы, что, по предварительным оценкам, грозит Швейцарии 20-миллиардными потерями. Пока это только слова, но несомненно, что за ними последуют и дела. И спектр возможных действий чрезвычайно широк - от бойкота до терактов.
Попытки "официальной Европы" отмежеваться от швейцарского референдума и как-то сгладить резонанс от него выглядят не очень убедительно по одной простой причине - решение принято не политиками, а в результате самой демократической процедуры из всех возможных. И пусть некоторые кантоны, как Женева, проголосовали против, пусть на референдум явились всего 53 процента швейцарцев, создан важный прецедент - страх европейцев перед постепенной исламизацией их стран был выражен не на бытовом уровне, не в ходе акций различных "ультра", а в результате процедуры, имеющей высшую степень легитимности.
До этого момента добропорядочным гражданам Германии или Франции выражать свои националистические настроения было позволительно только на кухнях или в кругу друзей. Многие избиратели, голосовавшие за националистические партии, стеснялись в этом признаться открыто. Это тоже общеевропейский феномен.
Теперь же, если политикам не удастся погасить "швейцарскую искру", о своей неприязни к исламу и мусульманам вообще можно будет говорить вслух. Цивилизационный конфликт, который европейцы старательно упрятывали под обертку политкорректности, грозит прорваться в открытое политическое пространство. И последствия этого, естественно, будут непредсказуемыми.
В Италии, Германии, Австрии и ряде других стран уже нашлись сторонники швейцарской инициативы. Тем более, что уже очевидно - "плавильного котла" из Европы не получилось, иммигранты из мусульманского мира зачастую строят свою, "параллельную" Европу, оставаясь верными своим ценностям и традициям.
Недовольство, уже принимавшее опасные формы во Франции, растет и в среде самих иммигрантов, в том числе и мусульман. Например, по данным опросов, 45 процентов турецких иммигрантов чувствуют себя в Германии "непрошеными гостями", а 82 процента считают недостаточными усилия немецких властей по их интеграции в общество.
Ситуация явно накаляется, тем более что количество иммигрантов в Европе растет из года в год. Когда-то положение станет просто взрывоопасным, и уже никакие заклинания из набора апологетов политкорректности не помогут избежать катастрофы.
В этом смысле, несмотря на бурную реакцию по всему миру и негодование мусульман, референдум в Швейцарии может иметь и положительные последствия. Возможно, он заставит более открыто говорить о конфликте, а не загонять его внутрь, прикрываясь обтекаемыми формулировками. Ведь давно известно - чем раньше поставлен диагноз, тем успешнее будет лечение. Если болезнь, конечно, излечима.
Влад Гордеев