Рождество премьер-министр России, как известно, встречал в церкви в селе Селище под Костромой. При этом Путин, окруженный селянами и телекамерами, скорее всего, стоял на мирской земле и в арендованном храме. Вскоре ситуация может измениться. Еще 5 января премьер встретился с патриархом Кириллом, обещав тому ускорить процесс по передаче РПЦ имущества религиозного значения, находящегося в государственной собственности. Чиновники услышали премьера: законопроект, который сделает РПЦ одним из крупнейших экономических субъектов РФ, начали в спешке дорабатывать.
Предрождественское свидание Владимира Путина с Кириллом было полностью посвящено "очень продуктивным" отношениям между государством и церковью. Путин напомнил патриарху, что с 2005 года государство вернуло РПЦ около 100 храмов и монастырей. Затем премьер заявил, что при передаче храмов РПЦ правительство опирается на "Закон о религиозных организациях", отметив, что "этого правового регулирования недостаточно". По словам Путина, Минэкономики и Минкультуры "подготовили проект еще одного закона о передаче религиозным организациям имущества, которое раньше находилось в их собственности".
"У нас 12 тысяч объектов, которые являются памятниками истории, памятниками архитектуры, они находятся в распоряжении Федерации либо региональных властей. Большая часть из них уже передана церковным организациям, в том числе и РПЦ. Но часть из них находится еще в плачевном состоянии и не передается", - отметил премьер-министр.
По окончании новогодних каникул чиновники бросились доказывать, что они в состоянии решить имущественный вопрос. 13 января на внеплановое совещание собрались члены рабочей группы комиссии правительства по вопросам религиозных объединений, которая готовит законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения". Они обещали уже к февралю устранить "все шероховатости" в документе.
Новый законопроект, понятно, в основном затрагивает интересы РПЦ (как-никак более 16 тысяч приходов). Впрочем, новым документ можно назвать лишь с натяжкой. Впервые о нем стало известно в 2007 году, когда в руки журналистов "Коммерсанта" попала концепция передачи в собственность церкви имущества религиозного назначения. Утвердил концепцию Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост первого вице-премьера. Вскоре Минэкономики было поручено заняться разработкой законопроекта. Время шло, но документ буксовал, хотя чиновники утверждали, что вот–вот отправят его в Думу.
Имущество религиозного назначения передается церкви на безвозмездной основе, что, однако, не делает РПЦ собственником храмов. Церковь не устраивает такой подход, поскольку имущество, переданное государством на безвозмездной основе, нельзя сдать в аренду, а на то имущество, которое уже передано в собственность РПЦ, государство отказывается выделять средства, скажем, на реставрацию. Подробнее о юридических тонкостях отчуждения имущества в пользу церкви можно почитать, к примеру, здесь.
В реальности власти понадобилось больше года, чтобы решиться на материальное усиление РПЦ, финансовую структуру которой только-только начали приводить в порядок, вслед за организационной. Вот, к слову, еще одно подтверждение того, что позиция чиновников смягчилась. В 2007 году в Минэкономики не скрывали, что новый законопроект может быть и спорный, но поможет государству освободиться от расходов на содержание церковных зданий. Сейчас об этой цели, похоже, забыли. Путин уже обещал патриарху, что государство в 2010 году выделит на реставрацию 2 миллиарда рублей, а чиновники разработают документ, которым законодательно закрепят обязанность выделять из бюджета средства на памятники, переданные церкви.
Другой пример. "Коммерсант" утверждает, что за прошедший год из законопроекта исчез запрет на изменение назначения возвращенного имущества и "передачу его третьим лицам в течение десяти лет". Чиновники Минэкономики настаивали на этой оговорке, опасаясь, что церковь будет использовать полученное имущество в коммерческих целях (продавать его или сдавать в аренду). В новой редакции законопроекта содержится более мягкая формулировка, которая позволит новым владельцам делать с полученным имуществом все что заблагорассудится. Для этого церковникам достаточно будет лишь увязать предпринимательскую деятельность с религиозной идеей.
Бывший член Совета Федерации Иван Стариков в 2007 году пытался вернуть церкви сельхозугодья, конфискованные после 1917 года. Это сделало бы РПЦ крупнейшим землевладельцем в России (более 2 миллионов гектаров). Однако, все предложения Старикова, как он сам признавался в интервью журналу "Русский Newsweek", были отвергнуты замглавы администрации президента Владиславом Сурковым, который заявил бывшему сенатору: "не нужно будоражить народ".
Чтобы получить назад имущество, религиозные организации должны будут доказать чиновникам свое право на это. Какое именно ведомство будет определять правомерность передачи церкви собственности, пока не ясно, но, скорее всего, этим поручат заняться Росимуществу. Недаром его руководитель принимал участие во встрече патриарха и Путина. Церковники не смогут претендовать лишь на объекты, к которым относятся памятники и ансамбли, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но таких в России - мало.
Законопроект Минэкономики громче всего обсуждают в музейных кругах. Многочисленные имущественные и идеологические споры церкви и музейщиков и так не сходят со страниц газет, а тут еще и законопроект, предусматривающий передачу церкви вместе со зданиями их внутреннего убранства. Сейчас в зданиях, на которые претендует РПЦ, располагается множество музеев. Музейщики, понятное дело, опасаются, что церковь не сумеет сберечь культурные объекты, которые требуют определенных условий содержания.
Депутаты Госдумы уже предложили провести публичное обсуждение разработанного чиновниками законопроекта, однако сдается, что сильной корректуре документ вряд ли подвергнут. Нулевое чтение законопроекта в Госдуме предложил провести член генерального совета партии "Единая Россия" (председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов) - партии Путина, которая, напомним, обещала перед началом работы над законопроектами согласовывать их с Московским патриархатом.
Пока законопроект все еще находится в сыром состоянии, и не исключено, что он будет изменен, пока лишь непонятно – в какую сторону. Зато выводы из встречи Путина с патриархом можно сделать уже сейчас. В случае если законопроект будет принят, то РПЦ не только еще сильнее укрепит позиции в государстве, но и станет серьезной экономической величиной. Все это, понятное дело, запишут в заслугу Кириллу, который за прошедший год и так превратился в крупную и, что даже более важно, самостоятельную политическую фигуру в России.
Амбициозный патриарх весь 2009 год занимался тем, что выстраивал вертикаль власти, разворачивая РПЦ лицом к народу, а параллельно наращивал ее и без того немалое влияние на международной арене. Власть пока идет Кириллу навстречу, а патриарх демонстрирует лояльность Кремлю. Решение Путина педалировать законопроект, который теоретически способен сделать РПЦ крупнейшей религиозной бизнес-структурой на постсоветском пространстве, еще одно тому подтверждение.
Патриарх Кирилл продолжает "набирать вес".