Долгожданная встреча Основанные на последних новостях рассуждения об инопланетянах

Все мы неоднократно слышали разговоры о летающих тарелках (а некоторые из нас даже их видели). Инопланетяне являются героями каждого второго фантастического фильма. Преданные поклонники "сайнс фикшн" могут сходу перечислить как минимум пять разновидностей "зеленых человечков". В отличие от писателей, серьезные ученые вопросами классификации инопланетян не занимаются. Их основной аргумент - пусть обитатели иных миров сначала хоть как-нибудь проявят себя. Но что, если они обнаружатся уже завтра? Есть ли у нас информация, чтобы хотя бы немного потеоретизировать на их счет?

В последние дни в СМИ появилось множество новостей, так или иначе связанных с инопланетянами. Можно предположить, что такой ажиотаж вызван успехами нового телескопа "Кеплер", запущенного в марте прошлого года. "Кеплер" специально "заточен" под поиск экзопланет - планет, обращающихся вокруг других солнц. В начале января нынешнего года астрономы доложили о первых результатах работы телескопа: он обнаружил пять новых экзопланет.

Все найденные "Кеплером" планеты намного тяжелее и горячее Земли, и для жизни в ее земном воплощении (а другого мы пока не знаем) непригодны. Однако тем, кто верит, что мы не одиноки во Вселенной, не стоит терять надежды. В обозримом будущем "Кеплер" может обнаружить и более приспособленные для обитания планеты. Телескоп использует транзитный метод - то есть, он наблюдает за изменением яркости звезды при прохождении по ее диску планеты. Соответственно, его первой "добычей" и должны были стать большие планеты, обращающиеся по коротким орбитам. По мере накопления данных ("Кеплер" будет 3,5 года "смотреть" на один и тот же участок Вселенной) астрономы смогут выудить из них и свидетельства существования небольших планет, совершающих один оборот вокруг светила за несколько месяцев.

Согласно самым оптимистичным прогнозам, первую "близняшку" Земли "Кеплер" найдет уже в 2010 году. Такое предсказание сделал профессор университета Женевы Мишель Майор (Michel Mayor), который руководил командой астрономов, впервые обнаружившей в 1995 году экзопланету у похожей на Солнце звезды.

Бытие определяет...

Размеры обитателей сходных с Землей планет, обращающихся вокруг сходных с Солнцем звезд, предугадать проще всего (по крайней мере, эта задача кажется наиболее простой). Рассуждения любителей пофантазировать об иных цивилизациях строятся следующим образом: если у планеты та же масса, что и у Земли, значит, ее гравитационное притяжение будет примерно таким же. Из этого факта следует, что на такой планете могут обитать существа размером с человека (на планетах с большей гравитацией их внутренние органы были бы раздавлены под собственной тяжестью).

С передвижением гипотетических живых существ из иных миров уже все сложнее. Если поверхность планеты твердая, то они могут использовать для этой цели некоторое количество конечностей. Кроме того, инопланетяне могут ползать, как земные моллюски или змеи. Не исключен вариант, что они перекатываются по планете. Такой способ перемещения особенно удобен на открытых продуваемых ветрами пространствах. В общем, можно придумать множество вариаций. Если планета покрыта водой, их будет не меньше.

Следующий важный фактор для предугадывания внешности инопланетян - температура на планете. По существующим представлениям, диапазон температур, при которых возможна жизнь, очень невелик. Фактически, на планете хотя бы часть времени должно быть не холоднее 0 и не теплее 100 градусов Цельсия (плюс-минус несколько десятков градусов). Только при этих условиях может существовать жидкая вода (отклонения от привычного диапазона от 0 до 100 возможны при давлениях, отличных от атмосферного). А без жидкой воды невозможно существование белковой жизни.

Помимо Европы в Солнечной системе есть еще один объект, привлекательный с точки зрения поисков жизни. Поверхность крупнейшего спутника Сатурна Титана покрыта озерами из жидких углеводородов, которыми не отказались бы полакомиться многие обитающие на Земле микроорганизмы.

Казалось бы, очень мало планет могут удовлетворять этому жесткому условию. Небесные тела подходящего размера часто лишены атмосферы, а значит, перепады температуры на их поверхности могут достигать сотен градусов. Однако ученые придумали лазейку для живых организмов: инопланетяне могут гнездиться глубоко в недрах планет, где они будут защищены и от холода, и от жары. Именно под поверхностью планеты сторонники теории об обитаемости Марса надеются найти живые организмы. Более того, одна из недавних работ, в которой изучалось распределение в атмосфере Марса метана, фактически не оставила живым существам иного места, где они могли бы находиться.

Наиболее перспективным объектом для поисков скрытой под поверхностью жизни считается одна из юпитерианских лун Европа. Многочисленные астрономические данные свидетельствуют, что под толстым слоем льда, покрывающего спутник, скрыт жидкий водяной океан. Замерзнуть этому океану не дают приливные силы, которые разогревают внутренности Европы. Ученые предполагают, что из недр спутника Юпитера в океан открываются вулканические кратеры. Они выбрасывают разнообразные химические вещества, которые вполне можно использовать в качестве источника энергии (по крайней мере, земные микроорганизмы научились это делать).

Астробиолог из университета штата Вашингтон в Пулмане Дирк Шульц-Макуч (Dirk Schulze-Makuch) рассчитал, до какого размера могут вырасти существа, населяющие океаны Европы. В первую очередь он определил максимальный размер популяции микроорганизмов, способных перерабатывать поступающие из вулканических кратеров вещества. Затем оценил, какие существа могут питаться этими бактериями. Согласно расчетам Шульц-Макуча, самый крупный хищник европейских океанов должен быть размером с креветку, а его масса вряд ли превышает один грамм.

Разумная жизнь

Последствия встречи с инопланетянами могут быть самыми разнообразными. Некоторые возможные варианты приведена на этой картинке. Изображение взято из ЖЖ юзера dok-zlo

Поиски разумной жизни, вероятнее всего, придется вести за пределами Солнечной системы - за исключением Земли вокруг Солнца не обращается пригодных для ее развития планет. На данный момент ученым не удалось решить вопрос о способах путешествия к другим звездам. Ближайшая из них - Проксима Центавра - удалена от Земли на 4,22 световых года. За год луч света преодолевает около 10 триллионов километров. Самый быстрый из запущенных на сегодняшний день космических аппаратов - "Гелиос-Б" двигался со скоростью 240 тысяч километров в час. Читатель легко сможет вычислить, сколько лет понадобится такому аппарату, чтобы добраться до Проксимы Центавра. Если ученые срочно не откроют давно уже изобретенное фантастами подпространство, знакомство с братьями по разуму придется отложить на неопределенный срок.

Хотя вероятность личной встречи с инопланетянами невысока, исследователи продолжают искать поступающие от них сигналы. Самым известным проектом по обнаружению таких сигналов является проект SETI@Home. Пока он не принес весомых результатов, но главный астроном SETI@Home Сет Шостак (Seth Shostak) пообещал найти внеземную жизнь к 2025 году.

Не исключено, что обитатели иных миров (если, конечно, они существуют) сами найдут нас раньше этого срока. Окрестности нашей планеты должны видеться инопланетянам как аномальный источник излучения различных частот. Пока испускаемые земной техникой волны не очень далеко проникли в космическое пространство (Земля начала активно излучать примерно 50 лет назад), но еще через сотню лет они доберутся до звезд, вокруг которых, возможно, обращаются планеты земного типа.

Впрочем, совсем недавно эту перспективу поставил под сомнение радиоастроном Френк Дрейк, создатель знаменитого уравнения Дрейка, оценивающего количество внеземных цивилизаций. По мнению Дрейка, повсеместный переход с аналоговых технологий на цифровые сделает планету "невидимой" для инопланетян, потому что излучение от цифровых приборов намного менее интенсивно.

Может быть, небольшая задержка будет полезна человечеству. Пока инопланетяне будут отыскивать Землю, люди как раз успеют разработать какой-нибудь документ, регламентирующий взаимоотношения с обитателями иных миров. А то как-то неудобно получится.