Глава корпорации Apple Стив Джобс 27 января продемонстрировал новое устройство - интернет-планшет iPad, который, по замыслу разработчиков, должен занять нишу между смартфоном iPhone и ноутбуком MacBook. Планшет вызвал у пользователей, журналистов и аналитиков смешанные чувства.
Слухи о разработке планшета ходили по рынку не один год. За несколько месяцев до анонса появилось множество предположений о начинке устройства, его операционной системе и даже названии. Сейчас можно с уверенностью сказать - ни одна из утечек не была точной на сто процентов.
Зато один или два источника попали в яблочко, окрестив то, что мы сейчас знаем как iPad, айфоном-переростком. Это действительно так, хотя еще корректнее было бы назвать iPad увеличенной версией iPod touch. Ничего революционного в нем нет. iPad - логичное и смелое развитие идей успешного телефона. Как заявили в Apple, уже 75 миллионов человек умеют пользоваться iPad. Имеются в виду, конечно, владельцы смартфона и сенсорного плеера корпорации.
Итак, iPad - это, в первую очередь, мультисенсорный экран с диагональю в 9,7 дюйма и разрешением в 1024 на 768 пикселей. У дисплея устройства светодиодная подсветка, а сам он использует технологию IPS, обеспечивающую хорошую цветопередачу и широкий угол обзора. Кроме того, на дисплей iPad нанесено специальное грязеотталкивающее покрытие - вероятно, такое же, как и на iPhone.
iPad оснащен процессором Apple A4, который представляет собой интегрированную платформу, включающую в себя как собственно центральный, так и графический чип. Энергопотребление A4 сравнительно невелико, хотя он и работает на частоте в один гигагерц. Обозреватели, которым удалось пощупать iPad в течение нескольких минут после презентации, утверждают, что благодаря A4 программы на планшете просто "летают".
Продолжительность автономной работы iPad может достигать десяти часов. Эта оценка получена Apple при следующих условиях: экран на 50 процентах яркости, устройство не "засыпает", пользователь ходит по сайтам. Схожие параметры тестирования используются Apple в таблицах характеристик ноутбуков. Опыт показывает, что обычно реальная продолжительность автономной работы на 20-25 процентов ниже заявленной. Таким образом, от iPad можно ожидать примерно 8 часов работы - показатель, характерный для нетбуков.
Все iPad оснащены модулями Wi-Fi и Bluetooth. Старшая часть линейки также включает в себя модуль 3G и GPS. Все это работает на мобильной системе iPhone OS и подзаряжается от розетки либо от USB. Кроме того, пользователю предлагается при желании купить док-станцию и подключить к ней iPad, а заодно и клавиатуру.
140000 выше нуля
Главным достоинством iPad является то, что Apple не придется раскручивать его с нуля. Планшет поддерживает почти все приложения для iPhone и iPod touch. Другими словами, уже на старте пользователям будут доступны 140 тысяч приложений, причем, насколько можно судить, уже купленные для телефона или плеера не придется покупать заново.
Приложения из App Store могут запускаться как в обычном для iPhone разрешении в 320 на 480 пикселей, так и в удвоенной версии. В этом случае, скорее всего, пользователь заметит, что пиксели превратились в квадратики, поморщится и купит версию приложения для iPad.
Другое достоинство iPad как платформы, как это ни парадоксально, - большое количество недостатков. У планшета нет USB-порта, так что флешку в него не вставишь. Операционная система iPhone OS, судя по всему, осталась однозадачной. Никакой подставки, похоже, к устройству по умолчанию не прилагается, так что придется поддерживать его рукой. GPS не включен в базовую поставку. И так далее.
Если Apple будет развивать этот продукт так же, как iPhone, в начале следующего года мы увидим исправление этих недочетов - снижение цен на старшие модели, усовершенствование iPhone OS и прочее.
Приложения прилагаются
Как и в случае с iPhone, успех iPad должны обеспечить приложения, причем те, для которых iPhone приспособлен плохо.
В ходе презентации менеджеры Apple показали несколько таких программ. Во-первых, для iPad выйдет специальная версия офисного пакета iWork, состоящая, как и обычная, из текстового процессора Pages, электронных таблиц Numbers и программы для презентаций Keynote. Все это будет продаваться через магазин приложений App Store по 10 долларов за программу.
Одна из задач нового iWork - продемонстрировать возможности экранной клавиатуры, которая чуть меньше, чем у ноутбуков корпорации. Кроме того, в эффектной демонстрации нуждается и функция подключения к внешнему монитору или проектору.
В качестве браузера в iPad используется все тот же мобильный Safari, что и в iPhone. Другое дело, что дисплей позволяет просматривать почти любые сайты без регулировки масштаба (чего он не позволяет - это видеть на страницах Flash-объекты. Хорошо хоть поддержка YouTube есть).
Также планшет гораздо лучше приспособлен для игр, чем iPhone. Так как управление осталось сенсорным, экран с 25-сантиметровой диагональю делает управление персонажем гораздо удобнее, чем на маленьком дисплее iPhone.
Ну и, наконец, iPad - прямой конкурент читалок электронных книг, в первую очередь Amazon Kindle. Одним из стандартных приложений планшета Apple станет iBooks для чтения книг, подключенный, соответственно, к цифровому магазину iBookstore. Стоимость книг там, по первым отзывам, выше, чем в Amazon - 13-15 долларов против десяти. Зато книги цветные.
Покупательная способность
Самым больным вопросом для российских пользователей станет цена iPad и доступность некоторых его функций. Утверждается, что версии iPad с поддержкой Wi-Fi появятся сразу по всему миру в конце марта. Младшая модель с 16 гигабайтами памяти при этом будет стоить 499 долларов, средняя с 32 гигабайтами - 599 долларов, а старшая с 64 гигабайтами - 699 долларов. Цена для других стран будет устанавливаться отдельно.
Судя по ценам в отечественных магазинах Apple, в России стоимость устройства надо умножать на полтора (для примера, MacBook, который в США стоит 1000 долларов, в РФ обойдется примерно в 1500). Таким образом, базовый iPad с Wi-Fi должен стоить около 27 тысяч рублей, а старший - примерно 32 тысячи.
Но и это еще не все. В апреле в США выйдет iPad не только с Wi-Fi, но также с модулем 3G и, что немаловажно, с GPS. Его младшая версия обойдется в 629 долларов, средняя в 729, а старшая - в 829. Нюанс заключается в том, что эта версия iPad будет доступна "в избранных странах". Кажется, Россия пока в эту категорию первой ни разу не попадала.
Третий недостаток заключается в том, что для соединения с 3G используется SIM-карта формата Micro SIM - таких у нас на рынке нет, да и разработаны они для совсем небольших устройств (а iPad при всем желании таким не назовешь). Для потребителей это означает одно - без переговоров с Apple российские сотовые операторы вряд ли начнут выпускать такие симки.
Для полноты картины следует упомянуть, что в США с момента выхода iPad с 3G можно будет получить безлимитный доступ в интернет через сети связи третьего поколения. В презентации говорилось, что аналогичные договоры с операторами в других странах будут заключаться начиная с июня. Все это подводит нас к логичному выводу - младший планшет мы увидим в марте-апреле, а старший - хорошо если до конца года.