Международная конференция по Афганистану, которая прошла 28 января в Лондоне, выполнила свое основное предназначение. Население стран, участвующих в коалиции, убедилось, что их правительства "что-то делают" для возвращения солдат домой. О том, что на практике решить проблемы Афганистана в ближайшие годы не удастся, говорит смысловая пустота в итоговых документах.
Отражение ожиданий
Пока неизвестно, как организованное в Лондоне мероприятие отразилось на стремящемся к политическому дну рейтинге правящих лейбористов - однако масса красочных фотографий и многообещающие старые формулировки заполонили мировую прессу наутро после окончания форума. Таким образом, видимость надежды на окончание военного кошмара американцы, англичане и представители еще 41 страны, чьи войска входят в состав коалиции ISAF, получили. Но достигли ли организаторы мероприятия других своих целей?
Участникам конференции важно было убедиться, что афганские вооруженные силы все-таки возьмут контроль над своей собственной страной - и, по меткому выражению журналиста The Times, что они сделают это "как можно быстрее", а не "потом". Собственно, похожие формулировки и были зафиксированы в итоговом коммюнике конференции: в документе отмечается, что афганское правительство и еще 70 стран - участниц конференции "договорились разработать" план постепенной передачи контроля над всеми афганскими провинциями "к концу 2010 - началу 2011 года". Никаких конкретных лиц, ответственных за разработку плана и его реализацию в документе не обозначено.
Планируется, конечно, что к 2013 году афганские силы безопасности будут контролировать "большую часть операций", а к 2015-му возьмут на себя ответственность за "всю физическую безопасность". При этом общая численность афганской армии и полиции к этому времени должна достигнуть 300 тысяч человек. Однако это - лишь констатация фактов, о которых стороны уже договорились ранее. О том, где набрать столько солдат и полицейских, каким образом столь внушительный контингент планируется подготовить и кто будет спонсором обучения - ни слова.
Наконец, организаторы конференции явно хотели привести к общему знаменателю звучавшие в последние недели от разных участников коалиции заявления о том, что талибам, которые решат вернуться к "нормальной жизни", необходимо выделить на это деньги. Этому в итоговом документе встречи посвящен всего один абзац, в котором участники конференции "приветствуют взятые на себя международным сообществом обязательства по созданию Целевого фонда мира и реинтеграции". Из этого фонда, как ожидается, будет финансироваться предложенная Хамидом Карзаем программа по возвращению боевиков в общество. И ни строчки - про возможность переговоров с высокопоставленными талибами и про итоговую сумму фонда.
Очевидно, что по этому пункту у участников возникли большие разногласия.
Почем мир на завтра?
В марте 2009 года власти США публично объявили о вознаграждении в 11 миллионов долларов - сумасшедшие по меркам Афганистана деньги - за помощь в поимке трех боевиков. Под грифом "Wanted" значились лидер пакистанских талибов Байтулла Мехсуд, которого считали одним из организаторов убийства Беназир Бхутто, террорист Сираджуддин Хаккани, который, как предполагалось, организовывал покушение на Хамида Карзая, а также один из лидеров талибов Абу Яхья аль-Либи. В результате в августе 2009 года давно и безуспешно разыскиваемый коалиционными войсками Мехсуд был обнаружен и ликвидирован - очевидно, не без помощи информаторов.
Через несколько месяцев после этого о возможности заплатить талибам за мир заговорили всерьез. А 22 января Хамид Карзай заявил, что представит план урегулирования ситуации в Афганистане, согласно которому отказавшимся от насилия талибам правительство предложит денежную компенсацию и рабочие места. При этом Карзай не уточнил, где будут взяты необходимые средства, сообщив лишь, что надеется на помощь мирового сообщества.
Оно откликнулось - в первую очередь в лице Германии. Ведущая европейская экономика, которая накануне под давлением США и других союзников по НАТО вынуждена была пойти на увеличение своего воинского контингента в Афганистане до 5 тысяч человек, 26 января заявила о выделении 50 миллионов евро на реализацию плана Карзая. Этот щедрый дар составил половину от 140 миллионов долларов - общей суммы дотаций, обещанных 70 странами - участниками лондонской конференции - по состоянию на 29 января.
Стоит отметить, что ранее европейские СМИ писали о том, что Запад намерен выделить на программу Карзая около 500 миллионов долларов. До этого называлась также цифра в один миллиард.
Интересно, что о своем неучастии в спонсорстве мирной жизни талибов поспешили заявить США - по официальной версии, из-за того, что США и так выделяет значительные средства афганскому правительству на "схожие цели".
Между тем за день до конференции на беспрецедентный шаг пошла ООН: организация простила пятерым бывшим руководителям Афганистана их талибское прошлое, сняв санкции и разморозив их банковские активы. И хоть все пятеро талибов официально были признаны "бывшими", такой шаг явно был призван продемонстрировать влиятельным действующим талибам: прощение возможно.
Сообщалось также, что ранее в январе верховный представитель ООН в Афганистане Каи Эйде (Kai Eide) встречался с представителями "Талибана" в Дубаи. Ранги и имена представителей, а также содержание переговоров до сих пор остаются в тайне. Тем не менее, талибы за лондонской конференцией наблюдали внимательно: по крайней мере, в этом время сколь бы то ни было больших терактов в Афганистане не произошло.
Реальные проблемы
В основе обновленного подхода Запада к Афганистану лежит признание того факта, что главным бичом страны являются безработица (от 50 до 80 процентов в зависимости от провинции) и, как ее следствие, тотальная нищета. Именно в атмосфере общей безысходности, как полагают аналитики, командиры "Талибана" так легко вербуют в свои ряды молодых людей на зарплату в 300 долларов в месяц.
Однако сами афганцы поставили безработицу лишь на третье место в списке главных проблем своей страны. Согласно обнародованному недавно докладу ООН, второй по важности серьезной бедой жители Афганистана считают обеспечение собственной безопасности. Лидирует же в списке угроз, по мнению афганцев, коррупция. В стране, где объем "рынка" взяток оценивается в 23 процента ВВП, выделенная международным сообществом помощь может просто "раствориться".
Поможет ли в таких условиях 140-миллионная разовая компенсация отбить молодых боевиков у "Талибана", получающего немалые прибыли от наркобизнеса? Бизнеса, который, помимо всего прочего, помогает им решать и еще одну важную "идеологическую" задачу - умерщвляет тысячи неверных в странах, куда поставляется опиумный продукт.
Но даже если деньги западных спонсоров дойдут до адресатов и небольшая компенсация заставит молодых людей без образования сложить оружие, им еще нужно будет предоставить рабочие места и предложить жизненную перспективу. Ситуация осложняется тем, что ни того, ни другого афганцы не видели десятилетиями.
Инициативы США и Великобритании на этом фоне понятны: в стране, где абсолютное большинство населения живет в сельской местности, они предлагают сосредоточиться на развитии сельского хозяйства. Впрочем, оно уже и так достаточно развито: многие сельчане давно и профессионально выращивают опиумный мак. Смогут ли США и Великобритания предложить им взамен культуры, которые принесут большую прибыль - это вопрос.
Другое приоритетное направление западной стратегии - подготовка кадров для участия во всех сферах жизни страны. Понятно, что разрушенная при режиме талибов примитивная система афганского образования не позволяет готовить специалистов своими силами, и в этом им тоже требуется международная помощь. Однако дальше обещаний "прислать экспертов для обучения населения" дело не идет. При этом не совсем понятно, где западные страны возьмут такое количество преподавателей и кто из них вообще захочет поехать в Афганистан.
Возвращение к истокам
На этом фоне с неожиданным предложением выступил полпред России при НАТО Дмитрий Рогозин. Он заявил, что Россия готова за деньги западных доноров восстановить 142 крупных промышленных объекта, построенных в стране Советским Союзом с 1955 по 1980-е годы и впоследствии разрушенных в результате военных действий. По его словам, это может дать афганцам определенное количество гражданских рабочих мест - ведь десятилетия назад построенные советскими специалистами объекты обеспечивали до 60 процентов ВВП Афганистана.
Но если попытка СССР ударными темпами поставить полностью аграрную страну на промышленные рельсы провалилась, кто может дать иностранным инвесторам гарантию, что такая ситуация не повторится? Неудивительно, что инициатива Рогозина осталась на лондонской конференции неуслышанной.
Впрочем, у нежелания коалиции рассматривать какие-то другие предложения по Афганистану есть еще одно объяснение. Ни одна из этих инициатив не избавит участников кампании от ощущения, что афганская миссия по сути провалилась и из страны просто нужно уходить с наименьшим ущербом для собственной репутации. Фактический подкуп большей части бывших врагов с целью заставить их на некоторое время отказаться от громких актов насилия - хороший способ для этого.
И пусть госсекретарь США Хиллари Клинтон, находясь в Лондоне, заявила, что принятый новый план по Афганистану точно сработает, потому как "враг почувствовал, что течение поворачивается против него". Однако в "Талибане", который в 2001 году был оттеснен в несколько южных регионов страны, а сейчас, по данным разведки, имеет свои представительства в 33 из 34 провинций Афганистана, считают иначе.
Ведущие американские военные, такие как командующий силами ISAF в Афганистане генерал Стэнли Маккристал, уже высказались не только за широкую амнистию талибов, но и за их включение в политическую жизнь страны.
Известно, что переговоры с лидером талибов муллой Омаром активно лоббирует Хамид Карзай; чуть более сдержанную позицию занимает ООН. Между тем, обида США на "Талибан" за невыдачу Осамы бин Ладена в 2001 году, которая и привела к бесконечной афганской кампании, пока не позволяет получить санкцию на переговоры с Омаром от инициатора вторжения в Афганистан.
Но на востоке умеют ждать. Между тем выборы в парламент Афганистана уже перенесены с мая на сентябрь. И перспектива участия в них политического крыла "Талибана", действительно имеющего внушительную поддержку у афганского населения, уже не представляется столь фантастической.
Николай Анищенко