Российский миллиардер пожертвует свое состояние на благотворительные цели. Все ли в этом предложении нормально? Вас не смущает прилагательное "российский"? Не стоит удивляться: такое возможно. Бизнесмен Владимир Потанин утверждает, что намерен передать все свои деньги в благотворительный фонд. Правда, только через 10 лет.
Президент холдинга "Интеррос" Владимир Потанин, которому в январе 2010 года стукнуло 49 лет, в интервью The Financial Times неожиданно заговорил о наследниках и своем состоянии.
"Мой капитал должен работать на благо общества, - утверждает Потанин. - Мои дети растут, их отец - миллиардер, известный человек. <...> Какие у них стимулы для того, чтобы чего-то в жизни добиваться? В этом смысле я считаю очень правильным ходом передать капитал на службу обществу, не передавая его по наследству. Я намерен последовать примеру (Билла) Гейтса и (Уоррена) Баффета".
Потанин не зря вспомнил двух самых богатых людей в мире, которые тратят на благотворительность через свои фонды миллиарды долларов. "Я принял принципиальное решение, что мой капитал в будущем, где-то через 10 лет, будет передан на благотворительные цели в специальный фонд", - заявил Потанин через пресс-службу "Интерфаксу".
Заподозрить бизнесмена в разочаровании собственной семьей (как вариант - чрезмерной заботе о ней) было бы странно. Достаточно одного примера. В 2005 году бизнесмен с легкостью согласился оплатить проведение в Москве первого в истории чемпионата мира по аквабайку среди женщин. На чемпионате его дочь Анастасия завоевала две золотые медали. Очевидно, что мотив у Потанина другой.
Пока неясно, то ли Потанин первым озвучил новый тренд, то ли все еще работает на имидж. В ближайшее время бизнесмен планирует вывести холдинг "ПрофМедиа" на биржу, что требует соответствующего сопровождения в информационном поле. Респектабельному же бизнесмену благотворительность придает дополнительный символический капитал.
Обычного капитала у Потанина предостаточно. Ему принадлежит холдинг "Интеррос", который владеет пакетами акций ГМК "Норильский никель", Росбанка, медиа-холдинга "ПрофМедиа" и долями в других активах. Он - опытный бизнесмен, идеолог залоговых аукционов. Потанин не только входил в знаменитую семибанкирщину, но и был ее "мозгом".
Осенью 2009 году журнал "Финанс" подсчитал, что размер условного наследства Анастасии, Ивана и Василия Потаниных составит по 1,67 миллиарда долларов.
Самый умный олигарх 1990-х годов, оказавший немалое влияние на ход российской истории, в первом десятилетии нового века увлекся благотворительностью. В 1999 году бизнесмен создал фонд имени себя, который с той поры спонсирует Эрмитаж и выплачивает гранты и стипендии студентам.
В 2008 году Потанин располагал, по данным журнала Forbes, состоянием в 22,4 миллиарда долларов, а уже в 2009 году его состояние сократилось до 2,1 миллиарда долларов. Условный кошелек бизнесмена похудел на 20,3 миллиарда долларов. Сейчас ситуация исправляется, а поэтому не исключено, что состояние Потанина - гораздо больше.
Бизнесмен утверждает, что пока не решил, в какую организацию передаст капитал. "До этого момента способ управления активами останется прежним - этим будет, как и сейчас, заниматься "Интеррос"", - уточнил Потанин. Пока же бизнесмен намерен увеличить ежегодные пожертвования в свой благотворительный фонд с 10 до 25 миллионов долларов.
Российские СМИ утверждали, что Потанин сознательно меняет имидж, утверждаясь в новой для него роли покровителя искусств. Именно это решение якобы развело его с Михаилом Прохоровым, оскандалившимся в Куршавеле. Потанин был недоволен партнером, а поэтому использовал, как позднее выяснилось, ошибку французской полиции в качестве повода для раздела гигантской промышленной империи.
Сам Потанин утверждает, что благотворительность в стиле Нобеля, спасавшего свою репутацию, - не его случай. Он руководствуется совершенно другими установками.
Желание любого нормального человека
В 2007 году Потанин заявил в интервью, что никогда не раздавал деньги. "Вот есть мнение, что у нас время от времени власти мобилизуют бизнес на помощь в решении проблем общества. Ведь государство не всегда бывает сильным, чтобы решать проблемы людей. <...> Люди, которые воспользовались своим шансом и разбогатели, должны понимать, что общество от них этого ждет. <...> Но это не имеет ничего общего с благотворительностью. Это дополнительные социальные расходы бизнеса, необходимые для поддержания баланса в обществе", - терпеливо объяснял меценат.
По мнению Потанина, благотворительность – это не раздача денег, а "решение определенных проблем". Средства - лишь инструмент для этого, ведь "без бензина машина не поедет". "Я помогаю тем, кто, как я считаю, может стать сильным, независимым и начать помогать сам. Я пытаюсь репродуцировать эту способность – помогать, - утверждал Потанин. - В самом широком смысле благотворительность – желание любого нормального человека, когда он зарабатывает большие деньги или добивается иной сильной позиции, облагородить жизнь вокруг себя".
Благотворительностью в конце 1990-х занялись многие коллеги Потанина по РСПП 90-х, к примеру, Михаил Ходорковский. Он, как и Потанин, решал "определенные проблемы", хотя из-за известных обстоятельств деятельность его сейчас практически незаметна. Были и другие меценаты, хотя деятельность их по потанинской классификации, скорее, относится к "социальным расходам".
Реальные траты бизнеса на благотворительность зачастую гораздо выше, чем принято считать. Дело в том, что крупные российские компании зачастую поддерживают часть инфраструктуры городов и регионов присутствия. Но многие идут дальше.
Кризис показал, что сегодня большинство крупных состояний сильно зависят от государства, поэтому связи с чиновниками все так же остаются одним из важнейших условий выживания крупного бизнеса в современной России. С другой стороны, влияние крупного бизнеса на государство резко снизилось. Доказывать любовь к родине в обмен на преференции – верная тактика, которую взяли на вооружение еще до кризиса.
В 2000-х российские бизнесмены не упускали случая показать широту души, хотя делали это по-разному. Как назвать, к примеру, многолетнее паломничество Романа Абрамовича на Чукотку, где бизнесмен доказывал государству свою преданность? Другие отечественные толстосумы действовали более тонко. Совладелец нефтяной компании ТНК-BP Виктор Вексельберг, к примеру, скупил яйца Фаберже за 100 миллионов долларов, а металлург Алишер Усманов выкупил коллекцию русского искусства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской с торгов Sotheby`s за 40 миллионов долларов.
В 2007 году совладелец "Российского алюминия" и, на тот момент обладатель второго по объему состояния в России, Олег Дерипаска заявил газете Financial Times, что готов поделиться компанией с государством, если будет необходимо. "Я не отделяю себя от государства, у меня нет других интересов",- заявил он. "Мне просто повезло, - сказал Дерипаска изданию. - Считайте, что богатство свалилось на меня с неба".
Благодарность бизнесмена знает предел: Financial Times оценила траты Дерипаски на благотворительность в 190 миллионов долларов. Все это, однако, мелочь по сравнению с объемом поддержки, который "вечный Олег", как Дерипаску окрестили российские СМИ, получает от государства.
Между тем, в России давно уже существуют примеры благотворительности, при взгляде на которые не возникает сомнений в бескорыстии мецената. Хороший пример - Дмитрий Зимин, основатель компании "Вымпелком", сколотивший состояние в 1990-е, но в 2000-е отошедший от дел. Сейчас Зимин, основатель Фонда некоммерческих программ "Династия", является одним из самых известных меценатов в России.
Потанин имеет все шансы обойти Зимина по количеству потраченных на благотворительность денег. Если, конечно, через 10 лет не передумает.