Спикер Совета Федерации, лидер "Справедливой России" и третье лицо в государстве Сергей Миронов замахнулся на святое. На Владимира Путина. По крайней мере, именно так в "Единой России" расценили его слова о том, что он не во всем поддерживает премьера. Правящая партия сочла это столь оскорбительным, что незамедлительно попросила Миронова вон из Совета Федерации.
Сергей Миронов - очень смелый человек. Далеко не каждому политику такого уровня хватит духу в эфире вечерней телепередачи на Первом канале заявить, что он не полностью поддерживает курс, проводимый Владимиром Путиным и что у него с премьером возникают разногласия.
Миронова, конечно же, провоцировали. Владимир Познер, на передачу которого спикер Совета Федерации легкомысленно согласился прийти, под видом вопроса телезрителя спросил его: вы поддерживаете Путина, но не поддерживаете "Единую Россию", которую Путин возглавляет. Что это? Боязнь поругаться с председателем правительства или что-то другое?
С точки зрения внешней политики, ответил Миронов, с Путиным разногласий нет. В большинстве вопросов внутренней политики - тоже, хотя с бюджетом, который внес Путин, и с его антикризисными мерами партия "Справедливая Россия" категорически не согласна.
"Говорить о том, что мы, и лично я, во всем поддерживаем Владимира Путина, это уже устаревшая информация. Между прочим, в немалой степени у нас возникают противоречия в связи с тем, что Владимир Владимирович Путин возглавил оппозиционную для нас и неприемлемую по идеологии с каким-то сомнительным консерватизмом партию 'Единая Россия'", - заявил Миронов.
Все. Про Путина в передаче больше не было сказано ни слова, если не считать эпизодических упоминаний фамилии председателя правительства Российской Федерации в совершено ином контексте. Впрочем, даже этого хватило, чтобы интервью Миронова не ускользнуло от всевидящего ока политической партии "Единая Россия", председателем (но не членом) которой и является Владимир Владимирович Путин.
Взяв денек на размышления, единоросы обрушили на главного защитника русской выхухоли весь свой праведный гнев, заявив, что человек, отпускающий такие ремарки в адрес председателя правительства Российской Федерации, недостоин занимать пост спикера Совета Федерации.
К вечеру 2 февраля сайт "Единой России" уже задыхался от возмущения: свое негодование по поводу слов Миронова высказали руководитель ЦИК партии Андрей Воробьев, секретарь президиума генсовета партии Вячеслав Володин и его первый заместитель Андрей Исаев. Последний был самым многословным.
"Заявление Миронова о том, что он больше не поддерживает Владимира Путина, является, с моей точки зрения, его личным моральным крахом", - написал Исаев, отметив, что Миронов лжет своим избирателям. Имелись ли ввиду те 524 тысячи 324 человека, проголосовавшие за Миронова на президентских выборах 2004 года, Исаев не уточнил, однако мысль развил.
"Хочу напомнить, - напомнил единорос, - что Миронов избран представителем в Совет Федерации от Санкт-Петербургского законодательного собрания, где большинство принадлежит 'Единой России', что он возглавляет Совет Федерации, где также большинство членов является членами партии 'Единая Россия'". А это значит, что переметнувшийся в оппозицию спикер запросто может быть снят со своего поста решением петербургского Заксобрания.
Позже, правда, выяснилось, что не запросто. Глава фракции "Единой России" в парламенте Санкт-Петербурга посетовал, что у Заксобрания нет юридических полномочий инициировать процедуру отзыва сенатора из Совета Федерации. А значит, позициям Миронова ничто не угрожает.
Сам Сергей Михайлович был немало удивлен столь пристальному вниманию к своей скромной персоне. "По этим позициям, в частности по бюджету, я неоднократно публично высказывал свое несогласие. [...] Мы публично говорили, что не согласны со многими положениями этих антикризисных мер. Более того, свою позицию я лично доводил до Владимира Владимировича Путина", - заявил Миронов "Интерфаксу".
Недоумение спикера Совета Федерации вполне объяснимо. Чтобы увидеть в его интервью Познеру сколь-нибудь значительную критику Владимира Путина, надо быть либо человеком с очень богатой фантазией, либо махровым единоросом. К тому же довольно очевидно, что если в словах спикера Совета Федерации и был какой-либо негатив, то лишь в отношении "Единой России", которую он уже давно и основательно не любит.
За примерами далеко ходить не надо. На июньском съезде "Справедливой России" Миронов жестко раскритиковал единоросов за монополизм и недемократичность, заявив, что благодаря этому в обществе нет политической культуры. Еще можно вспомнить недавний демарш оппозиционных парламентских фракций (в том числе, "Справедливой России"), бойкотировавших заседания Госдумы из-за бесстыжей победы "Единой России" на местных выборах. Самый свежий пример - резко негативное отношение Миронова к идее председателя Высшего совета правящей партии Бориса Грызлова укрупнить российские регионы.
С точки зрения неприятия бюджета и антикризисных мер, о которых Миронов говорил в эфире у Познера - это тоже, в общем, не новость. И неважно, что свое отношение к идеям правительства он высказывал, лишь отойдя на безопасное расстояние от кабинета премьера. Высказывал - и хорошо.
Нельзя не упомянуть и точечные уколы Миронова в адрес самых сомнительных начинаний путинской эпохи. Например, он последовательно выступал за то, чтобы сенаторов можно было выбирать. Кроме того, он критиковал придуманную Путиным "Концепцию-2020" за невнимание к человеку. Наконец, он не любит кремлевские молодежные организации.
При этом, несмотря на все попытки быть умеренным критиком власти, Миронов уже, похоже, навсегда сросся с образом ближайшего соратника и преданного друга действующей власти и лично Владимира Путина. Самый красноречивый пример - выборы президента России 2004 года, когда Миронов выдвинул свою кандидатуру одновременно с кандидатурой Путина. Внятно ответить на вопрос, намерен ли он отбирать у президента голоса избирателей, Миронов не смог, сказав лишь, что полностью поддерживает курс президента.
Смехотворность такого положения понимали все, однако стойкость позиций Миронова была вознаграждена дарованием ему, похоже, вечного покоя в Совете Федерации и разрешением возглавить вторую "ногу" двухпартийной системы в России. Тем, что он руководит "Справедливой Россией", скорее всего, и объясняется его зыбкое политическое положение. Для того, чтобы занять более жесткую позицию по отношению к власти, Миронову пришлось бы подвинуть прочно занимающую эти рубежи КПРФ. По другую сторону баррикад - "Единая Россия", в которую партия Миронова неизбежно превратится, как только начнет соглашаться абсолютно со всеми идеями руководства страны.
Таким образом, поведение и высказывания Миронова прекрасно вписываются в выбранную им самим модель. А вот единоросы в сложившейся вокруг спикера Совета Федерации ситуации ведут себя довольно странным образом. Представив его интервью едва ли не призывом к свержению государственного строя, партия власти продемонстрировала непривычную даже для нее неадекватность. Что, несомненно, играет в пользу Миронова, у которого появился еще один повод для того, чтобы говорить о себе как о независимом политике.