Музыка жизни

Умерла Ирина Архипова

Ирина Архипова. Фото из собрания Фонда Ирины Архиповой

Рано утром 11 февраля в Боткинской больнице Москвы скончалась оперная певица Ирина Архипова. Она стала звездой мирового масштаба в то время, когда оперу еще не слушали на YouTube, и ее по праву называли лучшей русской меццо-сопрано второй половины XX века. Архипова была одной из тех певиц, которые создавали и поддерживали репутацию русской вокальной школы, первой ласточкой от СССР в мировой опере.

Ирина Архипова родилась в 1925 году в семье, где музыку любили и знали. Ее мать Евдокия Ефимовна обладала прекрасным голосом и даже была отобрана в хор Большого театра, а отец - Константин Иванович - был большим ценителем музыки и умел играть на нескольких инструментах. Мать часто пела, иногда дуэтом с дочерью, отец же всячески поощрял художественные увлечения Ирины. Воспитанная в обстановке любви к музыке и искусствам, Архипова сформировала в себе творческий потенциал, который впоследствии определит для нее выбор профессии.

Профессиональные занятия музыкой для Архиповой начались относительно поздно - в 1934 году отец отвел ее в музыкальную школу при Московской консерватории. По результатам прослушивания девочку приняли, однако ни одного урока она посетить не успела: тяжело заболев, Архипова слишком сильно отстала и не смогла приступить к занятиям. На следующий год она поступила уже в музыкальную школу имени Гнесиных - туда попасть было проще - и начала заниматься по классу фортепиано.

После школы Архипова, однако, поступила не в Консерваторию, а в Московский архитектурный институт - так решило и время, и родители, и сама Ирина, которую привлекала карьера архитектора. Школу будущая певица оканчивала не в Москве, а в Ташкенте, куда ее семья переехала из-за войны. Так совпало, что в Ташкент переехал и МАРХИ, здание которого располагалось совсем рядом с домом семьи Архиповой. Вернувшись в Москву и защитив диплом (проект памятника погибшим в Великой Отечественной войне), Архипова, во время учебы в МАРХИ не оставлявшая занятия музыкой, все-таки поступила в Консерваторию на вечернее отделение.

В одном из интервью Архипова так описывала свою тогдашнюю жизнь: "Мой день начинался рано утром: с восьми до половины девятого я брала урок вокала в консерватории, а затем бежала через Красную площадь в архитектурную мастерскую. После работы снова шла на занятия по сольфеджио или истории музыки. В конце концов мои преподаватели поставили вопрос ребром: 'Строить или петь?'" Выбор был сделан, и в 1954 году Ирина Архипова становится солисткой Свердловского театра оперы и балета.

Через год с небольшим певица побеждает на международном конкурсе в Варшаве и привлекает внимание чиновников из Министерства культуры, по указанию которых ее переводят в Большой театр. В главном музыкальном театре страны Архипова сразу же дебютирует в роли Кармен в одноименной опере Бизе. Дебют, состоявшийся 1 апреля 1956 года, оказывается исключительно успешным и становится для певицы началом международной карьеры - для Советского Союза явления весьма непривычного.

В 1960-70-х годах Архипова выступает в лучших оперных театрах мира в Милане, Риме, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже и Лондоне, а также гастролирует по Японии. Именно ей принадлежит заслуга популяризации русского вокала за рубежом - фактически она стала первой советской певицей, которую Запад не только услышал на пластинке, но и увидел на сцене. Отчасти благодаря ей мир узнал и оценил голоса Галины Вишневской и Елены Образцовой.

Ирина Архипова. Фото из собрания Фонда Ирины Архиповой
Ирина Архипова. Фото из собрания Фонда Ирины Архиповой

Одним из самых запоминающихся зарубежных выступлений певицы стало исполнение "Трубадура" Верди в Античном театре в Оранже. Запоминающихся не только для публики и критики, но и для самой Архиповой, которая тогда, в 1972-м, впервые вышла на сцену вместе с Монтсеррат Кабалье. "Без всякого преувеличения могу сказать, что свое выступление в "Трубадуре" на сцене древнеримского амфитеатра времен императора Августа я считаю самым сильным впечатлением в моей артистической жизни, значительной вехой в своей творческой судьбе", - писала впоследствии Архипова.

Основу репертуара певицы, в чем было ее главное отличие от западных див, составляли оперы русских композиторов (если не считать Верди). Ее прославили роли Марины Мнишек в "Борисе Годунове", няни в "Евгении Онегине", Элен в "Войне и мире" и, конечно, Марфы в "Хованщине". В меньшей степени Архипова известна исполнением духовной музыки и романсов, которые она считала важной частью своего репертуара и к которым успешно обращалась в поздний период карьеры.

Оставив концертную деятельность в 1990-х, Архипова продолжала поддерживать российскую оперу и академическую музыку вообще. В 1993 году был создан Фонд Ирины Архиповой, который проводит конкурсы и фестивали, устраивает концерты и занимается изданием книг и аудиозаписей, а также поддержкой молодых исполнителей. Сама певица неоднократно входила в жюри различных конкурсов и с 1967 года была бессменным председателем жюри Международного конкурса вокалистов имени Глинки, для становления которого сделала очень много.

Заслуги Ирины Архиповой неоднократно отмечались государственными наградами - она даже внесена в Книгу рекордов России как самая титулованная певица. В советское время Архипова стала трехкратным кавалером ордена Ленина, награждалась орденом Трудового Красного Знамени, была лауреатом Ленинской премии, также ей были присвоены звания Народной артистки СССР и Героя Социалистического Труда. Российская власть отметила певицу орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, Государственной премией России в области просветительской деятельности, оперной премией "Casta diva" в номинации "За благородное служение опере", а также многими другими наградами.

Пятнадцать лет назад, выпуская свою вторую книгу, Архипова написала: "Мне очень нравится мысль великого Гете, что смысл жизни в том, чтобы жить. Как просто и как мудро. Жить, чтобы созидать, чтобы творить. Ars longa, vita brevis. Искусство долговечно, жизнь человека коротка. И надо спешить, чтобы успеть сделать как можно больше. А для этого нужно главное - достаточно времени". Таким людям, как Ирина Архипова, времени, кажется, никогда не будет достаточно, но музыка - музыка продолжает звучать.

10:07 21 февраля 2015
Группа Tegan and Sara
Претенденты на главную кинопремию в номинациях «лучшая музыка» и «лучшая песня»
На месте убийства Бориса Немцова «В обстановке ненависти»
В Москве недалеко от Кремля застрелен Борис Немцов
От расцвета до заката
Карьерные вехи Бориса Немцова в галерее «Ленты.ру»
Борис Немцов «Невозможно-о...»
Реакция на убийство Бориса Немцова
Арина Холина: Женщина — враг человека
Запрет на курение как подарок к 8 Марта
Марат Хуснуллин «За право жить в мегаполисе можно чем-то и пожертвовать»
Вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин о привычках москвичей, кризисе и его последствиях
Вино: трудный выбор
Несколько советов, чтобы почувствовать себя увереннее возле винной полки
Фалафели вместо брюквы
Чем питаются в Великий пост православные россияне (подсмотрено в Instagram)
Магия измененной реальности в Дубае
Другие города: Нефтяные шейхи, русские жены и рукотворные чудеса в бывшем британском протекторате
Люблю твой лик, моя Мадонна
Поклонники звезд, сделавшие пластику ради сходства с кумирами
Выходные в стране: Оленеводы, джигиты, гонщики и сельский спорт
Куда поехать отдохнуть в субботу и воскресенье
Торг уместен
Какие квартиры в Москве можно снять дешевле 25 тысяч рублей в месяц
Клерки на грани нервного срыва
Как пространственные решения в офисе мешают людям работать
Власть несбывшегося
Здания, которые остались на бумаге — от Италии XVIII века до советского концептуализма
Не верь, не бойся, не дыши
Топ-10 экологически грязных районов Москвы
Жилой комплекс «Некрасовка» Бибер или квартира
Как потратить 100 тысяч долларов с пользой
Небо — наш родимый дом
Топ-15 самых высоких новостроек Москвы
Связанные одной целью
Как делить ипотечную квартиру при разводе в кризис
Вернуть потерянное лицо
Как Первая мировая война повлияла на пластическую хирургию
Фрагмент русской открытки выпуска 1914- 1915 годов 1915. Поручик Куприн о войне
Патриотическое эссе русского писателя о мясницкой психологии германцев и российской терпимости
На улицах Львова 1915. Условия заключения мира
Генерал Ботьянов о том, как победители будут делить Германию, Австрию и Турцию
Свидетели забытой войны
Первая мировая война в фотографиях из личного архива Аркадия Лундгрена
Русская открытка выпуска 1914-1916 годов Спокойная душа
«Лента.ру» обнаружила еще два неизвестных рассказа Александра Грина
Приятные мелочи войны
Безопасная бритва, ножи из нержавейки, женские прокладки и спортивные тренажеры…