Музыка жизни

Умерла Ирина Архипова

Ирина Архипова. Фото из собрания Фонда Ирины Архиповой

Рано утром 11 февраля в Боткинской больнице Москвы скончалась оперная певица Ирина Архипова. Она стала звездой мирового масштаба в то время, когда оперу еще не слушали на YouTube, и ее по праву называли лучшей русской меццо-сопрано второй половины XX века. Архипова была одной из тех певиц, которые создавали и поддерживали репутацию русской вокальной школы, первой ласточкой от СССР в мировой опере.

Ирина Архипова родилась в 1925 году в семье, где музыку любили и знали. Ее мать Евдокия Ефимовна обладала прекрасным голосом и даже была отобрана в хор Большого театра, а отец - Константин Иванович - был большим ценителем музыки и умел играть на нескольких инструментах. Мать часто пела, иногда дуэтом с дочерью, отец же всячески поощрял художественные увлечения Ирины. Воспитанная в обстановке любви к музыке и искусствам, Архипова сформировала в себе творческий потенциал, который впоследствии определит для нее выбор профессии.

Профессиональные занятия музыкой для Архиповой начались относительно поздно - в 1934 году отец отвел ее в музыкальную школу при Московской консерватории. По результатам прослушивания девочку приняли, однако ни одного урока она посетить не успела: тяжело заболев, Архипова слишком сильно отстала и не смогла приступить к занятиям. На следующий год она поступила уже в музыкальную школу имени Гнесиных - туда попасть было проще - и начала заниматься по классу фортепиано.

После школы Архипова, однако, поступила не в Консерваторию, а в Московский архитектурный институт - так решило и время, и родители, и сама Ирина, которую привлекала карьера архитектора. Школу будущая певица оканчивала не в Москве, а в Ташкенте, куда ее семья переехала из-за войны. Так совпало, что в Ташкент переехал и МАРХИ, здание которого располагалось совсем рядом с домом семьи Архиповой. Вернувшись в Москву и защитив диплом (проект памятника погибшим в Великой Отечественной войне), Архипова, во время учебы в МАРХИ не оставлявшая занятия музыкой, все-таки поступила в Консерваторию на вечернее отделение.

В одном из интервью Архипова так описывала свою тогдашнюю жизнь: "Мой день начинался рано утром: с восьми до половины девятого я брала урок вокала в консерватории, а затем бежала через Красную площадь в архитектурную мастерскую. После работы снова шла на занятия по сольфеджио или истории музыки. В конце концов мои преподаватели поставили вопрос ребром: 'Строить или петь?'" Выбор был сделан, и в 1954 году Ирина Архипова становится солисткой Свердловского театра оперы и балета.

Через год с небольшим певица побеждает на международном конкурсе в Варшаве и привлекает внимание чиновников из Министерства культуры, по указанию которых ее переводят в Большой театр. В главном музыкальном театре страны Архипова сразу же дебютирует в роли Кармен в одноименной опере Бизе. Дебют, состоявшийся 1 апреля 1956 года, оказывается исключительно успешным и становится для певицы началом международной карьеры - для Советского Союза явления весьма непривычного.

В 1960-70-х годах Архипова выступает в лучших оперных театрах мира в Милане, Риме, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже и Лондоне, а также гастролирует по Японии. Именно ей принадлежит заслуга популяризации русского вокала за рубежом - фактически она стала первой советской певицей, которую Запад не только услышал на пластинке, но и увидел на сцене. Отчасти благодаря ей мир узнал и оценил голоса Галины Вишневской и Елены Образцовой.

Ирина Архипова. Фото из собрания Фонда Ирины Архиповой
Ирина Архипова. Фото из собрания Фонда Ирины Архиповой

Одним из самых запоминающихся зарубежных выступлений певицы стало исполнение "Трубадура" Верди в Античном театре в Оранже. Запоминающихся не только для публики и критики, но и для самой Архиповой, которая тогда, в 1972-м, впервые вышла на сцену вместе с Монтсеррат Кабалье. "Без всякого преувеличения могу сказать, что свое выступление в "Трубадуре" на сцене древнеримского амфитеатра времен императора Августа я считаю самым сильным впечатлением в моей артистической жизни, значительной вехой в своей творческой судьбе", - писала впоследствии Архипова.

Основу репертуара певицы, в чем было ее главное отличие от западных див, составляли оперы русских композиторов (если не считать Верди). Ее прославили роли Марины Мнишек в "Борисе Годунове", няни в "Евгении Онегине", Элен в "Войне и мире" и, конечно, Марфы в "Хованщине". В меньшей степени Архипова известна исполнением духовной музыки и романсов, которые она считала важной частью своего репертуара и к которым успешно обращалась в поздний период карьеры.

Оставив концертную деятельность в 1990-х, Архипова продолжала поддерживать российскую оперу и академическую музыку вообще. В 1993 году был создан Фонд Ирины Архиповой, который проводит конкурсы и фестивали, устраивает концерты и занимается изданием книг и аудиозаписей, а также поддержкой молодых исполнителей. Сама певица неоднократно входила в жюри различных конкурсов и с 1967 года была бессменным председателем жюри Международного конкурса вокалистов имени Глинки, для становления которого сделала очень много.

Заслуги Ирины Архиповой неоднократно отмечались государственными наградами - она даже внесена в Книгу рекордов России как самая титулованная певица. В советское время Архипова стала трехкратным кавалером ордена Ленина, награждалась орденом Трудового Красного Знамени, была лауреатом Ленинской премии, также ей были присвоены звания Народной артистки СССР и Героя Социалистического Труда. Российская власть отметила певицу орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, Государственной премией России в области просветительской деятельности, оперной премией "Casta diva" в номинации "За благородное служение опере", а также многими другими наградами.

Пятнадцать лет назад, выпуская свою вторую книгу, Архипова написала: "Мне очень нравится мысль великого Гете, что смысл жизни в том, чтобы жить. Как просто и как мудро. Жить, чтобы созидать, чтобы творить. Ars longa, vita brevis. Искусство долговечно, жизнь человека коротка. И надо спешить, чтобы успеть сделать как можно больше. А для этого нужно главное - достаточно времени". Таким людям, как Ирина Архипова, времени, кажется, никогда не будет достаточно, но музыка - музыка продолжает звучать.

Другие материалы рубрики

Наука и техника

Скорая помощь вывозит жертв «испанки» (Сент-Луис, 1918 год) Расизм и разгильдяйство
Как самая смертоносная эпидемия в истории приобрела глобальный размах
Samsung Galaxy Gear Fit Заговор производителей носимой электроники
Обзор фитнес-трекеров стоимостью от 4 до 7 тысяч рублей
Золотой запас
Тест новых планшетов Apple — iPad Air 2 и iPad mini 3 — в преддверии их выхода на российский рынок

Мама, купи его!
Тест Nissan Pathfinder, который изменился до неузнаваемости
Акурины глазки
За что можно полюбить новый седан Acura TLX
Могучая кучка
Семь автомобильных дизайнеров рассказывают о себе

Построить за два часа
Загородный дом — это не так долго и дорого, как вы думаете
Снаружи и внутри
Самые маленькие дома в мире гораздо просторнее, чем кажутся
А в цеху его нет...
Московские промзоны, которые расстались со своим заводским прошлым
Отымущество
Все, что вы хотели знать о новом налоге на недвижимость, но боялись спросить
На районе
15 столичных достопримечательностей рядом с вашим домом

Первая мировая

Побудь в моей коже
История о том, как летная куртка первых военных авиаторов превратилась в униформу скинхедов и готов
Война зверей
Галерея животных, втянутых людьми в мировую бойню
Топи их всех!
Морской бой, определивший будущее подводного флота, в картинках

Библиотека

Конкурс страха и трепета
«Лента.ру» приглашает читателей принять участие в конкурсе хэллоуинских историй
Западня
Очень страшный рассказ Этери Чаландзия для «Ленты.ру»
Крепость Осовец
Конкурс читательских рассказов «Ленты.ру»
Три рассказа из медицинской практики
Жуть и трепет в хэллоуинских историях «Ленты.ру»
Чулан на двоих
Конкурс читательских рассказов «Ленты.ру»