Музыка жизни

Умерла Ирина Архипова

Ирина Архипова. Фото из собрания Фонда Ирины Архиповой

Рано утром 11 февраля в Боткинской больнице Москвы скончалась оперная певица Ирина Архипова. Она стала звездой мирового масштаба в то время, когда оперу еще не слушали на YouTube, и ее по праву называли лучшей русской меццо-сопрано второй половины XX века. Архипова была одной из тех певиц, которые создавали и поддерживали репутацию русской вокальной школы, первой ласточкой от СССР в мировой опере.

Ирина Архипова родилась в 1925 году в семье, где музыку любили и знали. Ее мать Евдокия Ефимовна обладала прекрасным голосом и даже была отобрана в хор Большого театра, а отец - Константин Иванович - был большим ценителем музыки и умел играть на нескольких инструментах. Мать часто пела, иногда дуэтом с дочерью, отец же всячески поощрял художественные увлечения Ирины. Воспитанная в обстановке любви к музыке и искусствам, Архипова сформировала в себе творческий потенциал, который впоследствии определит для нее выбор профессии.

Профессиональные занятия музыкой для Архиповой начались относительно поздно - в 1934 году отец отвел ее в музыкальную школу при Московской консерватории. По результатам прослушивания девочку приняли, однако ни одного урока она посетить не успела: тяжело заболев, Архипова слишком сильно отстала и не смогла приступить к занятиям. На следующий год она поступила уже в музыкальную школу имени Гнесиных - туда попасть было проще - и начала заниматься по классу фортепиано.

После школы Архипова, однако, поступила не в Консерваторию, а в Московский архитектурный институт - так решило и время, и родители, и сама Ирина, которую привлекала карьера архитектора. Школу будущая певица оканчивала не в Москве, а в Ташкенте, куда ее семья переехала из-за войны. Так совпало, что в Ташкент переехал и МАРХИ, здание которого располагалось совсем рядом с домом семьи Архиповой. Вернувшись в Москву и защитив диплом (проект памятника погибшим в Великой Отечественной войне), Архипова, во время учебы в МАРХИ не оставлявшая занятия музыкой, все-таки поступила в Консерваторию на вечернее отделение.

В одном из интервью Архипова так описывала свою тогдашнюю жизнь: "Мой день начинался рано утром: с восьми до половины девятого я брала урок вокала в консерватории, а затем бежала через Красную площадь в архитектурную мастерскую. После работы снова шла на занятия по сольфеджио или истории музыки. В конце концов мои преподаватели поставили вопрос ребром: 'Строить или петь?'" Выбор был сделан, и в 1954 году Ирина Архипова становится солисткой Свердловского театра оперы и балета.

Через год с небольшим певица побеждает на международном конкурсе в Варшаве и привлекает внимание чиновников из Министерства культуры, по указанию которых ее переводят в Большой театр. В главном музыкальном театре страны Архипова сразу же дебютирует в роли Кармен в одноименной опере Бизе. Дебют, состоявшийся 1 апреля 1956 года, оказывается исключительно успешным и становится для певицы началом международной карьеры - для Советского Союза явления весьма непривычного.

В 1960-70-х годах Архипова выступает в лучших оперных театрах мира в Милане, Риме, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже и Лондоне, а также гастролирует по Японии. Именно ей принадлежит заслуга популяризации русского вокала за рубежом - фактически она стала первой советской певицей, которую Запад не только услышал на пластинке, но и увидел на сцене. Отчасти благодаря ей мир узнал и оценил голоса Галины Вишневской и Елены Образцовой.

Ирина Архипова. Фото из собрания Фонда Ирины Архиповой
Ирина Архипова. Фото из собрания Фонда Ирины Архиповой

Одним из самых запоминающихся зарубежных выступлений певицы стало исполнение "Трубадура" Верди в Античном театре в Оранже. Запоминающихся не только для публики и критики, но и для самой Архиповой, которая тогда, в 1972-м, впервые вышла на сцену вместе с Монтсеррат Кабалье. "Без всякого преувеличения могу сказать, что свое выступление в "Трубадуре" на сцене древнеримского амфитеатра времен императора Августа я считаю самым сильным впечатлением в моей артистической жизни, значительной вехой в своей творческой судьбе", - писала впоследствии Архипова.

Основу репертуара певицы, в чем было ее главное отличие от западных див, составляли оперы русских композиторов (если не считать Верди). Ее прославили роли Марины Мнишек в "Борисе Годунове", няни в "Евгении Онегине", Элен в "Войне и мире" и, конечно, Марфы в "Хованщине". В меньшей степени Архипова известна исполнением духовной музыки и романсов, которые она считала важной частью своего репертуара и к которым успешно обращалась в поздний период карьеры.

Оставив концертную деятельность в 1990-х, Архипова продолжала поддерживать российскую оперу и академическую музыку вообще. В 1993 году был создан Фонд Ирины Архиповой, который проводит конкурсы и фестивали, устраивает концерты и занимается изданием книг и аудиозаписей, а также поддержкой молодых исполнителей. Сама певица неоднократно входила в жюри различных конкурсов и с 1967 года была бессменным председателем жюри Международного конкурса вокалистов имени Глинки, для становления которого сделала очень много.

Заслуги Ирины Архиповой неоднократно отмечались государственными наградами - она даже внесена в Книгу рекордов России как самая титулованная певица. В советское время Архипова стала трехкратным кавалером ордена Ленина, награждалась орденом Трудового Красного Знамени, была лауреатом Ленинской премии, также ей были присвоены звания Народной артистки СССР и Героя Социалистического Труда. Российская власть отметила певицу орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, Государственной премией России в области просветительской деятельности, оперной премией "Casta diva" в номинации "За благородное служение опере", а также многими другими наградами.

Пятнадцать лет назад, выпуская свою вторую книгу, Архипова написала: "Мне очень нравится мысль великого Гете, что смысл жизни в том, чтобы жить. Как просто и как мудро. Жить, чтобы созидать, чтобы творить. Ars longa, vita brevis. Искусство долговечно, жизнь человека коротка. И надо спешить, чтобы успеть сделать как можно больше. А для этого нужно главное - достаточно времени". Таким людям, как Ирина Архипова, времени, кажется, никогда не будет достаточно, но музыка - музыка продолжает звучать.

Сдача ЕГЭ по русскому языку в Москве Новая волна
Что ждет выпускников на ЕГЭ-2015
«Сегодня на работку будем лететь»
Пользователи рунета об урагане, обрушившемся на центральную Россию
Дмитрий Демушкин (в центре) Обыск и погром
Уголовное дело против лидеров националистических организаций было возбуждено в день убийства Немцова
Место крушения Airbus A-320 «Обвинять пилота выгодно всем»
Эксперт по авиационной безопасности о расследовании и причинах крушения А-320 в Альпах
Призрак недостроя
Как вовремя распознать проблемную строительную компанию
Европа против Бутово
Что сегодня можно купить за рубежом, продав квартиру на окраине Москвы
Лучше страны не найдешь
Топ-20 стран мира с реактивно дорожающим жильем
Редкий вид
Ипотека по приемлемым ставкам — где ее искать?
Рай для хакера
Топ-10 лучших городов мира с точки зрения IT-специалистов
Ловушки времени
Как в годы Первой мировой Германия, Англия, Россия и США перестали транжирить дневной свет
Царь-танк Плоды сумрачных гениев
Пулеход, эпициклоид, голубь-бомба, клеевая пушка и другие курьезные изобретения Первой мировой войны
an official and four railway workers(?)riding on a railroad handcar.

Дороги империи
Российские железные дороги в Первой мировой
Трофеи, взятые германскими войсками после разгрома армии Самсонова в Мазурских болотах  Ни шагу назад!
Первые заградотряды Первой мировой войны
Группа офицеров 2-го Дагестанского конного полка у стен Петроградской мечети, 1917 год Дикая доблесть Кавказа
Путь гордых джигитов по полям сражений Первой мировой войны
Вернуть потерянное лицо
Как Первая мировая война повлияла на пластическую хирургию
Мария Бочкарева Женская рать
Первая в мире военная летчица, командир батальона смерти, крестница генерала Брусилова…
Михаил Зощенко «От хорошей жизни писателями не становятся»
Биография Михаила Зощенко, написанная Валерием Поповым
«Борису Годунову незачем было убивать царевича Дмитрия»
Историк Владислав Назаров о личности и эпохе первого выборного царя России
«ИГ создали все»
Представитель Демпартии Курдистана Хошави Бабакр об истоках «Исламского государства» и перспективах курдов обрести независимость
«Наука противостоит возврату в Средневековье»
Книга современных британских марксистов Алана Вудса и Теда Гранта «Бунтующий разум: Марксистская философия и современная наука»
«Миграционной политики у нас нет»
Политолог Владимир Малахов о просчетах в европейской и российской миграционных политиках и беспочвенной озабоченности нашествием мигрантов
«Консервативная стратегия обязана обслуживать развитие»
Историк Александр Пыжиков о том, почему разработанные царской бюрократией реформы не потеряли актуальности
Активисты национал-большевистской партии (НБП) Русские придут
Директор ИАЦ «Сова» о прошлом, настоящем и будущем русского национализма