Музыка жизни

Умерла Ирина Архипова

Ирина Архипова. Фото из собрания Фонда Ирины Архиповой

Рано утром 11 февраля в Боткинской больнице Москвы скончалась оперная певица Ирина Архипова. Она стала звездой мирового масштаба в то время, когда оперу еще не слушали на YouTube, и ее по праву называли лучшей русской меццо-сопрано второй половины XX века. Архипова была одной из тех певиц, которые создавали и поддерживали репутацию русской вокальной школы, первой ласточкой от СССР в мировой опере.

Ирина Архипова родилась в 1925 году в семье, где музыку любили и знали. Ее мать Евдокия Ефимовна обладала прекрасным голосом и даже была отобрана в хор Большого театра, а отец - Константин Иванович - был большим ценителем музыки и умел играть на нескольких инструментах. Мать часто пела, иногда дуэтом с дочерью, отец же всячески поощрял художественные увлечения Ирины. Воспитанная в обстановке любви к музыке и искусствам, Архипова сформировала в себе творческий потенциал, который впоследствии определит для нее выбор профессии.

Профессиональные занятия музыкой для Архиповой начались относительно поздно - в 1934 году отец отвел ее в музыкальную школу при Московской консерватории. По результатам прослушивания девочку приняли, однако ни одного урока она посетить не успела: тяжело заболев, Архипова слишком сильно отстала и не смогла приступить к занятиям. На следующий год она поступила уже в музыкальную школу имени Гнесиных - туда попасть было проще - и начала заниматься по классу фортепиано.

После школы Архипова, однако, поступила не в Консерваторию, а в Московский архитектурный институт - так решило и время, и родители, и сама Ирина, которую привлекала карьера архитектора. Школу будущая певица оканчивала не в Москве, а в Ташкенте, куда ее семья переехала из-за войны. Так совпало, что в Ташкент переехал и МАРХИ, здание которого располагалось совсем рядом с домом семьи Архиповой. Вернувшись в Москву и защитив диплом (проект памятника погибшим в Великой Отечественной войне), Архипова, во время учебы в МАРХИ не оставлявшая занятия музыкой, все-таки поступила в Консерваторию на вечернее отделение.

В одном из интервью Архипова так описывала свою тогдашнюю жизнь: "Мой день начинался рано утром: с восьми до половины девятого я брала урок вокала в консерватории, а затем бежала через Красную площадь в архитектурную мастерскую. После работы снова шла на занятия по сольфеджио или истории музыки. В конце концов мои преподаватели поставили вопрос ребром: 'Строить или петь?'" Выбор был сделан, и в 1954 году Ирина Архипова становится солисткой Свердловского театра оперы и балета.

Через год с небольшим певица побеждает на международном конкурсе в Варшаве и привлекает внимание чиновников из Министерства культуры, по указанию которых ее переводят в Большой театр. В главном музыкальном театре страны Архипова сразу же дебютирует в роли Кармен в одноименной опере Бизе. Дебют, состоявшийся 1 апреля 1956 года, оказывается исключительно успешным и становится для певицы началом международной карьеры - для Советского Союза явления весьма непривычного.

В 1960-70-х годах Архипова выступает в лучших оперных театрах мира в Милане, Риме, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже и Лондоне, а также гастролирует по Японии. Именно ей принадлежит заслуга популяризации русского вокала за рубежом - фактически она стала первой советской певицей, которую Запад не только услышал на пластинке, но и увидел на сцене. Отчасти благодаря ей мир узнал и оценил голоса Галины Вишневской и Елены Образцовой.

Ирина Архипова. Фото из собрания Фонда Ирины Архиповой
Ирина Архипова. Фото из собрания Фонда Ирины Архиповой

Одним из самых запоминающихся зарубежных выступлений певицы стало исполнение "Трубадура" Верди в Античном театре в Оранже. Запоминающихся не только для публики и критики, но и для самой Архиповой, которая тогда, в 1972-м, впервые вышла на сцену вместе с Монтсеррат Кабалье. "Без всякого преувеличения могу сказать, что свое выступление в "Трубадуре" на сцене древнеримского амфитеатра времен императора Августа я считаю самым сильным впечатлением в моей артистической жизни, значительной вехой в своей творческой судьбе", - писала впоследствии Архипова.

Основу репертуара певицы, в чем было ее главное отличие от западных див, составляли оперы русских композиторов (если не считать Верди). Ее прославили роли Марины Мнишек в "Борисе Годунове", няни в "Евгении Онегине", Элен в "Войне и мире" и, конечно, Марфы в "Хованщине". В меньшей степени Архипова известна исполнением духовной музыки и романсов, которые она считала важной частью своего репертуара и к которым успешно обращалась в поздний период карьеры.

Оставив концертную деятельность в 1990-х, Архипова продолжала поддерживать российскую оперу и академическую музыку вообще. В 1993 году был создан Фонд Ирины Архиповой, который проводит конкурсы и фестивали, устраивает концерты и занимается изданием книг и аудиозаписей, а также поддержкой молодых исполнителей. Сама певица неоднократно входила в жюри различных конкурсов и с 1967 года была бессменным председателем жюри Международного конкурса вокалистов имени Глинки, для становления которого сделала очень много.

Заслуги Ирины Архиповой неоднократно отмечались государственными наградами - она даже внесена в Книгу рекордов России как самая титулованная певица. В советское время Архипова стала трехкратным кавалером ордена Ленина, награждалась орденом Трудового Красного Знамени, была лауреатом Ленинской премии, также ей были присвоены звания Народной артистки СССР и Героя Социалистического Труда. Российская власть отметила певицу орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, Государственной премией России в области просветительской деятельности, оперной премией "Casta diva" в номинации "За благородное служение опере", а также многими другими наградами.

Пятнадцать лет назад, выпуская свою вторую книгу, Архипова написала: "Мне очень нравится мысль великого Гете, что смысл жизни в том, чтобы жить. Как просто и как мудро. Жить, чтобы созидать, чтобы творить. Ars longa, vita brevis. Искусство долговечно, жизнь человека коротка. И надо спешить, чтобы успеть сделать как можно больше. А для этого нужно главное - достаточно времени". Таким людям, как Ирина Архипова, времени, кажется, никогда не будет достаточно, но музыка - музыка продолжает звучать.

Другие материалы рубрики

18:33 14 августа 2014
Денис Шевчук, из серии «Чернозем», 2013

Птицы, свиньи и добрые люди

Отрывок из новой книги Виктора Пелевина «Любовь к трем цукербринам»

Построить за два часа
Загородный дом — это не так долго и дорого, как вы думаете
А в цеху его нет...
Московские промзоны, которые расстались со своим заводским прошлым
Снаружи и внутри
Самые маленькие дома в мире гораздо просторнее, чем кажутся
На районе
15 столичных достопримечательностей рядом с вашим домом