Крупнейшая со времен начала "Несокрушимой свободы" в 2001 году военная операция против талибов на юге Афганистана началась не с внезапных, подготовленных в глубокой тайне, ударов и рейдов, а с пропагандистской PR-кампании, проведенной по всем законам жанра. В современных войнах привычное с детства понятие военной тайны уже, видимо, потеряло всякий смысл или неузнаваемо изменилось.
За несколько дней до начала боевых действий командование Международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force, ISAF) объявило, что в операции будут задействованы около 15 тысяч военнослужащих. Сообщалось, что целью ее станет очистка от боевиков движения "Талибан" города Марджа и его окрестностей, а также то, что все это организовано по просьбе властей южной провинции Гильменд. Новость мгновенно заняла первые полосы в мировых СМИ, местных жителей освободители предупредили с помощью листовок.
Сразу после этого из Марджи потянулись вереницы автомобилей с беженцами, большинство из которых направились в столицу провинции город Лашкар Гах. Всего, по разным оценкам, за несколько дней свои жилища предусмотрительно покинули до 35 тысяч афганцев. Цифра существенная, учитывая что в Мардже проживают около 80 тысяч человек.
В то же время администрация провинции Гильменд пыталась убедить мирных жителей, что масштабная операция им не угрожает. "Мы объявили и сказали людям в Мардже, чтобы те не покидали свои дома, поскольку наша операция хорошо спланирована и нацелена только против вооруженного противника", - так процитировало AFP слова официального представителя губернатора провинции.
"Гражданские лица не пострадают", - заверил выступавший перед журналистами чиновник. Заявление по меньшей мере безответственное, учитывая что перед группировкой стояла задача взять штурмом целый город. Уже на второй день боев одна из ракет "ошиблась" примерно на триста метров и угодила в жилой дом. В итоге погибли 12 мирных жителей, а в войска поступил запрет на использование этого вида оружия.
Операцию символично назвали "Моштарак", что в переводе значит "Вместе". В ней, наряду с силами коалиции, участвуют подразделения регулярной афганской армии. Подготовка и разработка плана операции проходила в тесном сотрудничестве с афганскими военными и администрацией президента Хамида Карзая. Наверное, в таких условиях пытаться сохранить повышенный уровень секретности было бы действительно пустой тратой времени и сил.
Ранее командование НАТО не демонстрировало большого доверия к афганской армии, однако операция "Вместе" должна, согласно концепции командующего силами коалиции генерала Стэнли Маккристала, переломить эту тенденцию. Постепенно основная часть нагрузки по борьбе с талибами должна перейти от войск коалиции к армии Афганистана, ведь уже в 2011 году иностранные части начнут покидать страну.
По плану президента США Барака Обамы, предусматривающему усиление афганского контингента еще 30-ю тысячами военнослужащих, до начала вывода войск в Афганистане должны быть подавлены основные очаги сопротивления талибов, а зачищенные территории - переданы под контроль местной армии и полиции.
Однако пока участие афганской армии представляется хоть и существенным, но все же скромным. В операции в районе Марджи заняты всего около 1500 афганских военнослужащих. Основная нагрузка легла на плечи американских морпехов, около 4000 военных представляют Великобританию, командование ISAF подключило также части из Эстонии и Дании.
Операция началась в ночь на 13 февраля. Одной из ее отличительных особенностей стало массированное использование транспортных вертолетов для переброски войск и захвата ключевых пунктов, при этом ударные вертолеты осуществляли прикрытие высадки с воздуха. По первым же репортажам стало ясно, что такой уровень взаимодействия, особенно в темное время суток, под силу американцам, но не афганской армии.
В ходе информационной войны до начала боевых действий талибы заявляли, что готовы к встрече непрошеных гостей. Количество боевиков в районе зачистки оценивалось в 2-2,5 тысячи человек. Но, несмотря на довольно быстрое и практически бескровное взятие Марджи войсками коалиции, речь о разгроме боевиков еще не идет. За три дня уничтожено, по разным данным, от 20 до 27 вооруженных талибов.
Представитель боевиков опроверг эту информацию и заявил о шести убитых. Еще он заявил, что информация о двух погибших военнослужащих коалиции также неверна, и назвал свою цифру потерь противника - 192 человека.
Продвижение НАТОвцев сдерживали только отдельные очаги сопротивления - талибы избегали прямого столкновения с крупными силами. Зато существенным препятствием оказалось огромное количество самодельных бомб и фугасов, заложенных вдоль дорог и в городе, который оказался буквально нашпигован минами.
К 15 февраля саперы обезвредили уже около 2,5 тонны взрывчатки. Сколько еще осталось - неизвестно. Командование ISAF признало, что сплошное минирование существенно осложнило действия группировки, хотя и оценило итоги первого этапа операции положительно - Марджу взяли без существенных потерь.
Теперь армии предстоит зачистить город, то есть выявить скрывающихся в нем боевиков, количество которых, по оценкам экспертов, может доходить до тысячи человек. Как долго продлится эта часть операции и к каким результатам приведет, предсказать трудно. Талибы уклоняются от прямых столкновений и, скорее всего, продолжат партизанскую войну.
Войскам коалиции в этих условиях нужно действовать вдвойне осторожно, потому что одной из главных целей операции "Вместе" заявлена защита мирного населения от талибов, а значит проводить полномасштабные войсковые операции, подобные штурмам Фаллуджи в Ираке, не стоит - жертв среди "защищаемых" будет очень много.
Место действия
Населенный в основном пуштунами юг Афганистана является давней вотчиной талибов не только по этническим или религиозным причинам. Провинция Гильменд - крупнейший поставщик опиума и героина на мировой рынок. По разным оценкам, от половины до двух третей всего мирового производства опиума сосредоточено именно там.
Наркоторговля в свою очередь является одним из самых главных источников финансирования деятельности талибов. Удар по ней может существенно пошатнуть позиции движения. Ранее силы коалиции проводили регулярные рейды по уничтожению как плантаций мака, так и лабораторий по производству героина, но изменить ситуацию в корне им не удавалось.
Крупномасштабная операция в районах массового производства опиума, где по данным Комитета ООН по наркотикам (UNODC) за 2007 год, площадь маковых плантаций составила 103 тысячи гектаров, может существенно подорвать экономическую основу существования "Талибана". Однако простых решений сложных проблем не бывает: в наркоиндустрии задействованы тысячи крестьян, которые зарабатывают на жизнь выращиванием опиумного мака. Если коалиция на самом деле "защитит их от талибов", то одновременно с этим она же лишит их и средств к существованию.
К тому же поддержание порядка в районах, где обосновались наркопроизводители, дело очень не простое само по себе. Согласно отчету работавших в провинции Гильменд британских чиновников, в начале 2009 года около 60 процентов местных полицейских употребляли наркотики.
В интервью BBC News губернатор провинции Гуляб Мангал признал, что наркомания среди полицейских стала "огромной проблемой". Это явление напрямую связано с коррупцией, по уровню которой Афганистан давно уже стал одним из мировых лидеров. Вполне возможно, что операция коалиции нанесет большой ущерб талибам и наркоиндустрии в целом, однако после ухода ее войск "разложить" и просто купить оставшихся там местных не составит труда, и все начнется сначала.
Пока командование ISAF отчиталось об успешном завершении первого этапа операции "Вместе" и заявило о ее продолжении. Натовцам и частям афганской армии, несмотря на всю сложность стоящей перед ними задачи, хочется пожелать успеха - ведь большая часть поступающего в Россию героина производится там, где они сейчас воюют. Даже простое уменьшение этого потока - уже большое дело.
Влад Гордеев