В конце февраля в европейских СМИ появились многочисленные сообщения о забастовках в авиаотрасли сразу нескольких стран. Акции протеста проводят авиадиспетчеры во Франции и Греции. Грозят забастовкой бортпроводники британской British Airways, а пилоты немецкой Lufthansa начали многодневную акцию протеста, затем решили ее приостановить, однако так и не отменили ее.
Германия
Первыми на "арену" протестных действий вышли пилоты крупнейшей в Германии авиакомпании Lufthansa. 22 февраля профсоюз пилотов Cockpit объявил о начале четырехдневной забастовки. Она должна была стать крупнейшей с 2001 года, когда сотрудники немецкой авиакомпании полностью парализовали работу на несколько месяцев. Планировалось, что в февральской акции примут участие 4-4,5 тысячи пилотов не только самой Lufthansa, но и логистического подразделения Lufthansa Cargo, а также бюджетного перевозчика Germanwings.
Причиной для забастовки стало недовольство пилотов тем, как Lufthansa применяет на практике немецкий закон о минимальном размере оплаты труда. Для сокращения издержек компания чаще берет на работу пилотов из тех стран, где минимальная зарплата установлена на более низком уровне, чем в Германии, или вообще никак не регламентируется. Летчики Lufthansa требовали, чтобы пилотам из Германии и иностранцам предоставлялись равные условия при найме.
Сразу после начала забастовки 22 февраля стало известно, что Lufthansa отменила около 800 рейсов - примерно половину от всех запланированных на этот день полетов. В первую очередь отмены коснулись международных рейсов из Германии в разные города США. Внутреннее расписание перелетов, так же как и рейсы в страны Азии, Африки и Южной Америки, практически не изменилось.
По данным AP, вылететь в пункты назначения не смогли около 10 тысяч пассажиров авиакомпании. Руководству Lufthansa в условиях забастовки пришлось ввести специальное расписание полетов, а также предложить клиентам бесплатный перенос рейсов и возможность вернуть билеты на отмененные перелеты. Некоторые пассажиры вынуждены были воспользоваться услугами конкурента Lufthansa - компании Air Berlin PLC, пишет Daily Finance.
Забастовка в Lufthansa продлилась, однако, недолго. Вечером 22 февраля пилоты и руководство авиакомпании договорились "немедленно и без каких-либо дополнительных условий" начать переговоры в связи с возникшим конфликтом. Летчики также пообещали приостановить забастовку и не предпринимать никаких радикальных действий до 9 марта.
Начиная с 23 февраля, Lufthansa постепенно увеличивает число совершаемых рейсов, добавив в расписание 400 перелетов. Перевозчик надеется вернуться к обычному режиму полетов к 26 февраля, отмечает Dow Jones.
Пока результаты переговоров пилотов и руководства Lufthansa неизвестны. Однако есть надежда, что требования пилотов могут быть удовлетворены, так как перевозчик вряд ли захочет терять средства на забастовках. В компании уже оценили потери за частично проведенную протестную акцию в 25 миллионов евро (34 миллиона долларов) в день.
Франция
Французской авиаотрасли повезло меньше, чем немецкой. Авиадиспетчеры Франции 23 февраля начали уже вторую с начала года забастовку, и заканчивать или приостанавливать ее пока не собираются. Предыдущая акция протеста состоялась в середине января.
Акция протеста авиадиспетчеров продлится пять дней. Забастовка уже привела к практически полной остановке полетов из парижских аэропортов. Речь, правда, идет в основном о внутренних маршрутах. Так, в аэропорте "Шарль де Голль", одном из крупнейших в Европе, отменена четверть рейсов, а в "Орли" - половина. Мелкие воздушные узлы страны вообще закрылись.
Недовольство авиадиспетчеров вызвало возможное создание единой системы контроля воздушного сообщения, о котором Франция ведет переговоры с другими странами Европы: Бельгией, Германией, Люксембургом, Нидерландами и Швейцарией. Французские работники опасаются, что это приведет к увольнениям и сокращению зарплат.
В начале февраля агентство AFP со ссылкой на данные общественного контроля сообщило, что общий отпуск авиадиспетчеров во Франции в реальности превышает 30 недель в году. Диспетчеры, принятые на работу Главным управлением гражданской авиации (DGAC), работают всего около ста дней в году. Согласно французскому законодательству, работникам этой отрасли положены только 20 недель отпуска в год.
Греция
Лейтмотивом многих СМИ в последние несколько дней стали высказывания вроде "нам очень жаль, если вы планировали путешествовать самолетом по Европе на этой неделе". Это оправданные сожаления: к примеру, Греция 24 февраля вообще оказалась отрезанной от остального мира из-за общенациональной забастовки.
В стране на 24 часа забастовали не только авиадиспетчеры, но и госслужащие, таможенники, налоговики, машинисты, сотрудники госбанков, врачи и школьные учителя, передает Bloomberg. Всего в акции приняли участие свыше двух миллионов человек.
В крупнейшем греческом аэропорте в Афинах 24 февраля отменены почти 500 внутренних и международных рейсов. Не функционирует афинское метро, ежедневно перевозящее 650 тысяч пассажиров, не ходят автобусы, трамваи и другой общественный транспорт. Закрыты суды, больницы, большинство школ и университетов. Многие журналисты также участвуют в забастовке, отмечает Deutsche Welle, так что местных новостей в онлайне нет.
Таким образом жители Греции выражают свой протест против правительственных мер, направленных на сокращение бюджетного дефицита. План властей предусматривает снижение зарплат, повышение цен и реформу налогового законодательства. Недовольное подобными мерами население уже провело ряд забастовок: не выходили на работу сотрудники налоговой и таможенной служб, министерства финансов, а также работники гражданской авиации, врачи и местные органы власти.
Ущерб от забастовки в Греции пока никто не подсчитывал. Евросоюз же, хотя и обещал стране помочь справиться с дефицитом бюджета, пока только пугает греческие власти возможными санкциями. В середине февраля председатель Еврогруппы Жан-Клод Юнкер предупредил, что санкции в отношении Греции последуют, если страна не сможет к 16 марта представить дополнительные меры, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Учитывая, к чему привел ранее обнародованный план правительства, вряд ли, что дополнительные меры порадуют греков, а значит, акции протеста продолжатся.
Забастовок, скорее всего, стоит ждать также и в других странах Европы. Так, провести акцию протеста в течение ближайших 28 дней собираются бортпроводники британской авиакомпании British Airways. 22 февраля более чем 80 процентов членов профсоюза бортпроводников проголосовали за проведение забастовки, требуя повышения заработной платы и улучшения условий труда.
В Испании профсоюзы, в том числе, видимо, и в авиаотрасли, угрожают провести забастовку в знак протеста против повышения пенсионного возраста с 65 до 67 лет. Марши протеста возмущенных испанцев уже прошли в Мадриде, Барселоне, Валенсии и других городах страны.
Так что если и путешествовать по Европе в ближайшее время, то надежнее всего будет, видимо, "на своих двоих".