В самой богатой и знаменитой футбольной лиге мира - премьер-лиге Англии - 26 февраля 2010 года произошло пренеприятное событие. Ведущий свою историю с 1898 года (то есть даже по английским меркам старый-добрый) клуб "Портсмут" объявил о неплатежеспособности и вынужден был перейти в управление временной администрации. Если команда не будет расформирована, следующий сезон ей придется начинать во втором английском дивизионе - чемпионшипе.
Клуб из Портсмута - города, издавна прозванного жителями Туманного альбиона "Помпеями", оказался в бедственном положении отнюдь не вдруг. Хотя, казалось бы, еще совсем недавно дела команды шли в гору. В 2008-м "помпи", которыми владел российско-французский бизнесмен Александр Гайдамак, завоевали кубок Англии, по пути в финал обыграв сильнейший клуб страны - "Манчестер Юнайтед", и впервые в истории обеспечили себе место в еврокубках. Перспективы команды тогда казались стороннему наблюдателю весьма солнечными. Но изнутри ситуация выглядела несколько иначе.
Бизнес по-русски
До сих пор неясно, зачем именно Гайдамак-младший приобрел в единоличное владение клуб премьер-лиги. Возможно, ему просто хотелось побыть немного Романом Абрамовичем и развлечься дорогой игрушкой, но, скорее всего, наличие "Портсмута" в собственности расширяло бизнес-возможности Гайдамака в Великобритании. Например, он получал доступ к земельным участкам в портовой зоне. А "Портсмут", уже тогда переживавший финансовые затруднения, был рад новому амбициозному владельцу.
При этом Гайдамак привил клубу отнюдь не экономный стиль ведения хозяйства. Да и прозрачной экономическую политику "Портсмута" назвать трудно. При российском владельце "Помпеи" усилились достаточно дорогими игроками, такими как Салли Мунтари, Лассана Диара, Джермейн Дефо, Питер Крауч. Футболисты, обеспечивавшие успехи команды Харри Реднаппа, были приобретены "Портсмутом" в кредит, а после ухода главного тренера в "Тоттенхэм" проданы за вполне реальные деньги. Кто из владельцев клуба опустил эти деньги себе в карман, до сих пор не ясно.
Дело в том, что выплаты по кредитам за трансферы футболистов "Портсмут" откладывал до последнего. За переход того же Мунтари клуб до сих пор должен итальянскому "Удинезе" кругленькую сумму, при том, что уже успел выгодно продать чернокожего полузащитника в "Интер". И таких неоплаченных трансферов у переходивших из рук в руки "Помпей" за последние годы случилось не один и не два. Отсюда и многомиллионный долг.
Но не только отсюда. Каждый из собственников клуба - после Гайдамака им поочередно владели Сулейман Аль Фахим (Sulaiman al-Fahim) из ОАЭ, Али Аль Фарадж (Ali al-Faraj) из Саудовской Аравии и Балрам Чарнаи (Balram Chainrai) из Гонконга - успел войти в число кредиторов нынешнего "Портсмута". Причем под весьма благовидным предлогом - вложение в клуб своих кровных денег.
Схема проста - любое личное вложение со стороны владельца команды оформлялось как беспроцентный кредит. Таким образом в случае расставания с детищем, кормилец мог рассчитывать на получение всех своих вложений обратно. Когда Гайдамак продавал "Портсмут", клуб остался должен бизнесмену порядка 30 миллионов фунтов. И до сих пор этот долг не погашен.
Трое с Востока
Последователи Гайдамака действовали в том же стиле, только на спортивные успехи они уже размениваться не успевали. Представлявшийся вначале очень обеспеченным человеком Сулейман Аль Фахим вскоре обнаружил у себя полное отсутствие средств не только на погашение долгов и развитие клуба, но и на текущую выплату зарплаты игрокам, которые при таком раскладе предпочитали побыстрее сменить команду.
Эстафетную палочку от нерасчетливого Аль Фахима перехватил Аль Фарадж, загадочный арабский якобы мультимиллионер, которого из болельщиков "Портсмута" никто никогда не видел. Его появление удачно совпало с покупкой арабскими предпринимателями другого клуба премьер-лиги - "Манчестер Сити", так что в состоятельности Фараджа почему-то никто не сомневался, несмотря на его фактическое отсутствие в реальном мире.
При виртуальном Аль Фарадже развал команды начал приобретать вполне реальные очертания. Большинство ключевых игроков было распродано, а вместо них "Портсмут" приобрел некоторое количество середняков, многих из которых с тех пор уже успел безболезненно продать. Правда, с одним важным "но". Большинство игроков приходило в "Портсмут" в кредит, то есть почти бесплатно, а уходило пусть и за сравнительно небольшие, но живые деньги.
Зачем нужны были подобные мелкие махинации "арабскому мультимиллионеру" - вопрос, как говорится, на засыпку. При этом Аль Фарадж не смог отыскать достаточного количества нефтедолларов даже на оплату хостинга официального сайта клуба. О задержках зарплаты игрокам и персоналу "Портсмута" можно даже и не упоминать.
А потом в Гонконге нашлись добрые люди, которые с барского плеча согласились одолжить фантому по имени Аль Фарадж каких-то плевых 17 миллионов фунтов. Стоило им потребовать свои деньги обратно, как арабский миллионер решил повесить бутсы на гвоздь, а в уплату долга отдал гонконгскому бизнесмену Балраму Чарнаи весь "Портсмут" с потрохами.
Десерт по-еврейски
Самый же цимес этой полной загадок истории в том, что свои трансферно-кредитные махинации управляющие "помпи" осуществляли вполне легально, не встречая никаких нареканий со стороны премьер-лиги или УЕФА. Первые санкции последовали только в октябре 2009 года, когда клубу за систематические невыплаты по трансферным кредитам запретили приобретать новых игроков.
Среди участников АПЛ клубы с минусом на счету не редкость - на сегодняшний день, благодаря своим заокеанским владельцам, в числе должников оказались даже имеющие баснословные прибыли "Ливерпуль" и "Манчестер Юнайтед". Что уж говорить о менее титулованных клубах вроде "Халл Сити" или "Портсмута".
Мозговым центром операции по высасыванию денег из "Помпей" британские СМИ считают некого Даниэля Азуги (Daniel Azougy), который числится в команде краткосрочным финансовым консультантом. Бывший адвокат из Израиля был лишен у себя на родине лицензии за болезненную страсть ко всяческим махинациям, но это не помешало ему влиться в руководящие круги "Портсмута". Именно Азуги, по мнению экспертов, несет ответственность за большинство "странных" решений принятых клубом.
А действительно ведь странно выходит. Каждый из 20 участников английской премьер-лиги только с продажи прав на телетрансляции имеет в сезон порядка 50 миллионов фунтов прибыли. Не бог весть какие деньги, но с долгами расплатиться можно. При некотором желании. К сожалению, "Портсмуту" не долго осталось питаться от этой кормушки - он и до признания себя банкротом считался главным претендентом на вылет в гораздо менее доходный чемпионшип, а теперь и вовсе обеспечил себе путевку туда.
И все же временный администратор "Портсмута" Эндрю Андронику (Andrew Andronikou) обещает спасти клуб от расформирования. И даже обойтись без массовой распродажи игроков (продавать, правда, уже особенно некого). Болельщикам же остается только верить. В чудо реструктуризации и собственно в команду.