Российская милиция продолжает неприятно удивлять, казалось бы, уже ко всему привыкшее общество. 5 марта 2010 года выяснилось, что каждый автолюбитель, даже если он сам никогда не мечтал об этом, однажды может стать героем настоящего криминального боевика. Одним из таких "счастливчиков" оказался москвич Станислав Сутягин. Рано утром в пятницу он выехал на московскую кольцевую автодорогу и на участке между Щелковским и Ярославским шоссе был остановлен инспектором ДПС. Неожиданно вместо привычной просьбы предъявить документы инспектор обратился к Сутягину совсем с другим предложением.
Милиционер попросил водителя расположить свой "Мерседес" под углом к дороге - таким образом машина частично перекрыла движение, занимая сразу две полосы. Сутягин и ехавший с ним пассажир обратили внимание, что рядом с ними подобным же образом остановлено еще несколько автомобилей, при этом все водители и пассажиры оставались внутри. Сразу за гражданскими расположились патрульные машины ДПС.
Спустя небольшой промежуток времени в это скопление автомобилей на большой скорости врезалась серебристая "Ауди". Практически одновременно она ударила в район правого переднего крыла "Мерседеса" Сутягина и в левую переднюю дверь соседней "Волги". Сильным ударом автомобили отбросило в стороны, водитель "Ауди" проскочил в образовавшийся зазор и продолжил движение, не сбавляя скорости. За ним в погоню пустились инспекторы ДПС, оставив на месте происшествия ошарашенных гражданских в разбитых машинах. По счастливой случайности, никто из водителей и их пассажиров не пострадал.
Как выяснилось позже, таким способом сотрудники правоохранительных органов пытались задержать неких опасных преступников, уходивших на "Ауди" от милицейской погони. Преступники то ли угнали машину, то ли украли женскую сумку - не суть важно. Главное, что Сутягину и его товарищу по несчастью - водителю "Волги" Николаю Королеву - на посту ДПС объяснили, что им повезло поучаствовать в специальной операции. Правда, поскольку она закончилась неудачей - преступники в итоге скрылись, то о компенсации пострадавшим водителям и речи быть не может. Формально, это обычная мелкая авария.
Королеву и Сутягину просто выдали справки о том, что они попали в ДТП, виновник которого с места происшествия скрылся. По словам Сутягина, на месте происшествия был и еще один пострадавший - его машину задела отброшенная ударом "Волга" Королева. Однако мужчина торопился в роддом - у него в машине находилась беременная жена, поэтому не стал дожидаться оформления документов и уехал.
Еще одна немаловажная подробность - по информации милиционеров, преступники на "Ауди" были вооружены, а значит, даже если бы их машина не смогла пробиться через импровизированное заграждение, они могли бы оказать дальнейшее сопротивление, открыв огонь. Тогда всем водителям, остановившим свои машины по требованию инспекторов, повезло бы еще и очутиться в эпицентре всамделишной перестрелки.
Неудивительно, что Сутягин и Королев остались, мягко говоря, не удовлетворены тем, какую роль отвели им в этой истории сотрудники ДПС, и решили обратиться с жалобой к руководству столичной ГИБДД. Кроме того, идя в ногу со временем, Станислав Сутягин записал видеообращение, которое 7 марта выложил на Youtube. На момент написания этой статьи ролик посмотрели почти 165 тысяч человек.
После публикации видео, о "живом щите" на МКАДе заговорили все. Во-первых, на клич автолюбителей откликнулись самые разнообразные СМИ - репортажи с участием Сутягина сделали "Первый канал", "Россия" и даже англоязычный Russia Today. Во-вторых, поднялась уже привычная шумиха в блогах. Пик возмущения пришелся на вечер 9-го и утро 10 марта.
В среду 10 марта происшествием с участием дорожной милиции заинтересовались уже в Госдуме и СКП РФ. Депутаты из разных фракций единодушно высказались за то, чтобы привлечь принимавших рискованное решение ДПСников не только к административной, но и при необходимости к уголовной ответственности. Факт нарушения всевозможных инструкций, да и просто общегражданских норм был признан всеми.
Не стали отрицать вину своих сотрудников и в столичной ГИБДД. Глава московской дорожной милиции Сергей Казанцев взял дело о "живом щите" под личный контроль, пообещав выплатить водителям компенсации и наказать виновных. В спецбатальоне ДПС, сотрудники которого участвовали в инциденте, была проведена служебная проверка. По ее итогам командиру спецбатальона Александру Козлову было вынесено предупреждение о неполном служебном соответствии.
Мотор.руКак не стать участником живого щита
Правда, сотрудники ГИБДД продолжают уверять, что дескать водители и общественность все не так поняли и никакой идеи "живого щита", а тем более "пушечного мяса" у них и в мыслях не было. Просто инспекторы ДПС пытались задержать преступников, затормозив транспортный поток, что на МКАДе сделать непросто, поэтому останавливали полосы по очереди. Непонятно только, почему для этой благой цели были выбраны машины случайных водителей, а не служебные автомобили.
Кстати, горький опыт применения подобного "живого щита" уже был у белорусской милиции, которая в 2008 году любой ценой пыталась остановить пьяного водителя, мчавшегося по трассе со скоростью более 200 километров в час. Тогда нарушитель также протаранил заграждение, но не сумел скрыться с места аварии (впоследствии он ударился в бега, и лихача задержали только через три месяца в Московском зоопарке). А водители, участвовавшие в построении "живого щита", получили серьезные травмы. Их машины также были сильно повреждены.
Почему российская милиция не учится на ошибках соседей - вопрос риторический. Однако хочется верить, что зачинщики инцидента на МКАД получат наказание несколько более значительное, чем просто административное взыскание и понижение в должности. Тем более что, судя по словам милицейских начальников, самым страшным наказанием для любого сотрудника милиции является "вплоть до увольнения из органов внутренних дел".
В случае с сознательным отправлением беременных женщин под колеса и пули опасных преступников, даже эта леденящая кровь мера наказания кажется не совсем достаточной. Хотя и необходимой.