"Южный поток" тонет в спорах Гигантский газопровод поссорил "Газпром" и Eni

Сроки ввода газопровода "Южный поток", похоже, могут быть перенесены на несколько лет. Итальянский холдинг Eni, главный партнер "Газпрома" по проекту, занял "неконструктивную" позицию относительно детища российского концерна. Перспективы "Южного потока" из-за ссоры "Газпрома" и Eni поблекли, но списывать газопровод со счетов рано.

Начался скандал вокруг "Южного потока" с того, что гендиректор Eni Паоло Скарони предложил объединить, пускай на отдельных участках, "Южный поток" и конкурирующий газопровод Nabucco. По его мнению, такой ход позволил бы участникам обоих проектов сэкономить.

Официальные представители "Газпрома" слова Скарони комментировать отказались. Получить такой бесцеремонный тычок в спину от итальянцев "Газпром" вряд ли ожидал, хотя разногласия у Eni и российской компании начались давно.

Eni является основным партнером российского концерна в проекте: "Газпрому" и итальянцам принадлежит по 50 процентов компании-оператора подводной части трубопровода. Остальное Россия намерена строить отдельно, с участием стран, по территории которых пройдет газопровод.

Предполагалось, что в проекте строительства подводной части "Южного потока" появится третий участник – французская энергетическая компания EdF. Вхождение компании в проект должно было состояться за счет уменьшения долей уже существующих акционеров (от 10 до 20 процентов), однако этот момент "Газпром" почему-то не смог согласовать с Eni. Итальянцы готовы делиться, но считают, что российский концерн должен отдать французам пропорциональную долю акций оператора проекта. Это позволит Eni остаться равноправным партнером "Газпрома" в "Южном потоке".

В "Газпроме" полагают, что претензии Eni, которые грозят серьезно затормозить проект, - следствие политики гендиректора итальянской компании. Скарони, чей контракт истекает в 2011 году, неоднократно высказывался по "Южному потоку" в ключе, который вряд ли мог понравиться Москве. К примеру, утверждал, что общие инвестиции в проект "Южный поток" могут превысить 20 миллиардов евро. В "Газпроме", оценивающем "Южный поток" в 8,6 миллиарда евро, отказались прокомментировать сумму инвестиций, названную итальянским топ-менеджером.

Глава Eni настаивает, что "Южный поток" ему дорог по-прежнему. "Я исключаю какие-либо сложности в отношениях с "Газпромом", - заявил Скарони, выступая 12 марта в штаб-квартире Eni. Но в Москве итальянцем недовольны. "Пока Скарони не уйдет, ситуация вряд ли изменится. У итальянцев позиция неконструктивная", - прокомментировал ситуацию агентству РИА Новости источник, близкий к проекту "Южный поток".

Скарони утверждает, что говоря об объединении "Южного потока" и Nabucco, имел в виду участок на территории Болгарии, а не подводную часть. Россию предложение Eni даже в таком "урезанном варианте" не заинтересовало.

После долгих размышлений ответ Eni в Москве все же сочинили, но озвучили его не топ-менеджеры "Газпрома", а министр энергетики Сергей Шматко. Чиновник 15 марта заявил, что Россия не рассматривает вопрос объединения "Южного потока" и Nabucco. "Наш проект мне кажется сильнее, у нас есть и соглашения, и газ. И мы ждем, когда проект Nabucco сможет соревноваться с нами", - заявил Шматко. По его словам, "Газпром" будет вести переговоры с Болгарией самостоятельно, а попутчик российскому трубопроводу не понадобится.

Условная конкуренция

Абсурд сложившейся ситуации заключается в том, что Nabucco и "Южный поток" назвать "конкурентами" можно лишь с большой натяжкой. У обоих проектов принципиально разные задачи. Если Nabucco направлен на диверсификацию источников поставок, то "Южный поток" призван диверсифицировать способы доставки российского газа в ЕC.

"Южный поток", по замыслу разработчиков, начиная с 2015 года должен доставлять газ из России по дну Черного моря на юг Европы. Потенциальная мощность трубы составит 63 миллиона кубометров в год. В связке с Eni российский концерн строит лишь подводную часть трубопровода. Для того, чтобы проект заработал, "Газпрому" необходимо договориться о строительстве газопровода с рядом европейских стран, компании из которых выступят партнерами российской монополии в проекте. Переговоры по проекту продвигаются более-менее успешно, однако "Газпром" еще не получил всех разрешений на проект.

"Южный поток" необходим "Газпрому" для усиления собственных позиций на основном для концерна рынке, а поддержанный Евросоюзом Nabucco был задуман как маршрут доставки газа с каспийских месторождений в обход России. Но за Каспий Россия с европейскими компаниями конкурировать фактически отказалась, отдав туркменский рынок Китаю. "Газпром" лишь наращивает сотрудничество с Азербайджаном, который все больше разочаровывается в позиции Турции, играющей в регионе в собственные энергетические игры с Брюсселем.

Единственное, что хоть как-то можно отнести к конкуренции - "Южный поток" и Nabucco имеют одни и те же рынки сбыта, но и этот аргумент слаб. Дело в том, что на европейском рынке предложение дешевого газа достаточно велико и не уменьшится в ближайшее время.

На рынок ЕС сейчас перекочевал катарский сжиженный газ, который ранее закупали в Северной Америке, а почти все крупнейшие нефтяные компании озаботились поиском в Европе сланцевого газа - нетрадиционного источника энергии, столь сильно изменившего рынок энергоносителей в США. По данным Оксфордского института энергетических исследований, не менее 40 компаний ищут сланцевый газ в Европе. Среди них - Shell, Exxon Mobil, ConocoPhillips и Chevron.

Все это, скорее, повод для компаний, лоббирующих строительство газопроводов в Евросоюз, задуматься о целесообразности их действий. Ведь конкурировать "Южный поток" и Nabucco будут на рынке ЕС не друг с другом, а с прочими способами доставки и добычи газа.

Казалось бы, при чем здесь Киев?

Скарони одновременно прав и не прав, когда говорит об объединении "Южного потока" и Nabucco. Глава Eni прав в случае, если рассуждает с позиции менеджера, цель у которого - оптимизировать экономику проекта. Проблема, однако, в том, что ни в Брюсселе, ни в Москве не пойдут на этот шаг исключительно из политических соображений. А с точки зрения большой политики позиция Саркони выглядит несостоятельной.

Проект газопровода Nabucco оценивается в 7,9 миллиарда евро. Газопровод протяженностью 3,3 тысячи километров будет проложен из Центральной Азии и региона Каспийского моря в обход территории России через Грузию, Азербайджан, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Nabucco рассчитан на ежегодную транспортировку 31 миллиарда кубометров газа.

Евросоюзу страх перед газовыми клещами Москвы ("Южный" и "Северный потоки") не дает рационально взглянуть на сложившуюся ситуацию. Брюссель упорно продолжает лоббировать Nabucco, не замечая очевидные сложности проекта, попавшего в ловушку политических распрей в каспийском регионе. То, что у Nabucco нет вообще никакой ресурсной базы ЕС, кажется, не волнует.

Россия в стремлении оставить Украину наедине с ее транзитными рисками также зашла довольно далеко, поэтому отказ от газопровода "Южный поток" может быть расценен в Москве лишь как потеря лица. Как ни смешно, но приемлемым выходом для "Газпрома" мог бы стать консорциум по управлению украинской ГТС, который позволил бы России обойтись строительством лишь одного "Северного потока".

Мощностей этих двух трубопроводных систем будет вполне достаточно для экспорта российского газа в ЕС, учитывая вероятное снижение закупаемых Брюсселем объемов. Но предложение Киева в Москве пока не видели даже на бумаге, а ежели увидят, то не факт, что оно понравится "Газпрому". Да и Киев в случае перемены власти легко откатит все договоры с Москвой назад. Политические риски возможной сделки с Киевом слишком высоки.

Так что "Южный поток" будут строить, несмотря на возможную задержку. Пускай даже вопреки здравому смыслу.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше