8 апреля 2010 года в Праге состоялось событие, которое многие политики и эксперты по обе стороны Атлантики назвали "историческим" – президенты России и США поставили свои подписи под новым соглашением о сокращении стратегических наступательных вооружений.
О необходимости разработки нового договора взамен истекшего 5 декабря 2009 СНВ-1 обе стороны стали говорить заранее. При этом как в США, так и в России понимали – новый документ должен обеспечивать стратегический паритет обеих стран. Таким образом, обсуждения наиболее острых вопросов, таких как взаимозависимость развертывания системы ПРО США и российских ракетных разработок, было не избежать.
Изначально новый договор решено было подписать сразу по истечении старого, однако в ходе многочисленных переговоров представители обеих стран осознали, что так быстро все согласовать и уладить не удастся. При этом то, что против существенного сокращения количества ядерных боезарядов не возражает ни одна из стран, стало известно еще до визита президента США Барака Обамы в Москву в июле 2009 года, в ходе которого было подписано рамочное соглашение под названием "Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений".
Тогда Дмитрий Медведев и Барак Обама заявили, что количество ядерных боезарядов в обеих странах должно быть сокращено до 1500-1675, а их носителей – до 500-1100 единиц. Такое решение вполне соответствует концепции поддержания стратегического паритета между РФ и США: оставшегося количества боезарядов и носителей по-прежнему будет достаточно для гарантированного уничтожения обеих сторон в случае возникновения ядерного конфликта.
Можно сказать, что соответствующие "потолки", заявленные в предыдущем договоре о СНВ от 1991 года, были очень сильно завышены, так как предусматривали возможность развертывания до шести тысяч боеголовок на 1600 носителях с каждой стороны. Стоит отметить, однако, что, несмотря на такие внушительные цифры, сам по себе факт подписания подобного соглашения президентами СССР и США Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом тогда имел важное значение для безопасности обеих сторон.
Сейчас отношения двух стран не омрачают ни Карибский кризис, ни "Стратегическая оборонная инициатива", однако саму возможность - пускай самую что ни на есть теоретическую - возникновения ядерного конфликта пока никто не отменял. Поэтому 10 раундов полноформатных переговоров и бессчетное количество встреч на разном уровне не прошли впустую – новое соглашение подписано. Теперь остается понять, какое значение оно может иметь для России, Америки и всех остальных ядерных и неядерных стран.
Взаимные уступки
Согласно новому договору, в течение 7 лет после вступления его в силу РФ и США должны сократить до 700 число своих развернутых стратегических носителей – межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых стратегических бомбардировщиков (ТСБ). Вместе с неразвернутыми носителями их число не должно будет превышать 800 единиц.
Для российской стороны такой порог, несомненно, выгоден, так как ей сокращать количество носителей не придется. Более того, подобные требования даже позволяют Москве их число увеличить. По оценкам экспертов, на март 2010 года состав российского арсенала стратегических носителей выглядит следующим образом: 331 межконтинентальная баллистическая ракета трех типов, на которых размещено 1100 ядерных боеголовок, 10 активных атомных подлодок, на которых размещено 160 баллистических ракет с примерно 576 боеголовками, а также 75 стратегических бомбардировщиков, не все из которых, однако, являются полностью оперативными.
Следовательно, несмотря на то, что под ограничения попадут и такие перспективные разработки отечественного ВПК, как МБР морского базирования "Булава" (до сих пор, кстати, не принятая на вооружение ВМФ), "Тополь-М", а также новая МБР с разделяющейся головной частью "Ярс" (улучшенная модификация "Тополя-М"), этот пункт соглашения можно отнести к победам российских дипломатов. Особенно учитывая, что американской стороне, чтобы выполнить эти требования, придется пойти на сокращение числа стратегических носителей.
Скорее всего, чтобы выполнить требования нового договора, обе стороны оставят на одну ракету до 4 боеголовок (несмотря на то, что "Ярс", к примеру, способен нести до 6 и более боевых блоков, а американский Trident – 8). Возможно, что этот недостаток будет компенсирован размещением на ракетах элементов средств преодоления противоракетной обороны.
В ряду других выгодных для России аспектов СНВ-3 следует отметить также отсутствие ограничений на число боевых блоков в головных частях ракет, а также на маневрирующие, планирующие и управляемые боевые блоки. Кроме того, договор не запрещает создание боевых железнодорожных ракетных комплексов и не ограничивает площадь базирования МБР типов "Тополь-М" и "Ярс", а также площадь района их патрулирования.
Среди "побед" американской стороны – возможность каждой страны иметь ограниченный, однако не учитываемый в общем числе носителей потенциал неядерных стратегических носителей. Они будут размещены в специальных районах, а их учет силами орбитальной группировки союзника упростится путем размещения на пусковых установках таких носителей особых пометок.
В договоре также нет конкретных ограничений на развитие системы ПРО США. Единственным сдерживающим фактором для американской стороны здесь может служить положение СНВ-3 о том, что любая из сторон, решившая, что программы ПРО партнера угрожают ее безопасности, может выйти из договора. Конечно, в России еще не забыли, с какой легкостью в свое время президент США Джордж Буш-младший вышел из договора от 1972 года, мешавшего ему создавать систему национальной ПРО. Но здесь, наверное, имеет смысл положиться на желание нового американского президента улучшить имидж США как партнера по серьезным международным договорам - если Обама использует свой шанс, уровень доверия между двумя странами, несомненно, повысится.
Уступила Россия и в вопросе получения данных об американской системе ПРО – как сообщил "Коммерсанту" один из источников среди переговорщиков, США не захотели предоставлять РФ полную информацию о своей системе противоракетной обороны. По этой причине российская сторона оставила за собой право передавать США не все данные об испытательных пусках своих ракет, а также отказать американским экспертам в праве проводить постоянные инспекции на своих ракетных заводах, в том числе и на ключевом российском предприятии по производству ракетной техники в Воткинске.
Национальный консенсус
В целом СНВ-3, несомненно, является крупным достижением администраций Дмитрия Медведева и Барака Обамы. В том случае, если документ будет ратифицирован американским Сенатом и обеими палатами Федерального собрания РФ, рейтинг президентов значительно вырастет. В преддверии российских президентских выборов 2012 года, а также промежуточных выборов в Конгресс США, которые пройдут уже в ноябре 2010-го, это обстоятельство способно укрепить позиции лидеров обеих стран.
Со стороны российских законодателей возражений по поводу СНВ-3 пока не предвидится, однако их заокеанские коллеги вполне способны преподнести всему миру неприятный сюрприз. Для ратификации соглашения американским Сенатом необходимо, чтобы за него проголосовало 67 законодателей. В настоящее время находящаяся у власти Демократическая партия имеет в Сенате лишь 59 мест из 100. Теперь, когда договор уже подписан, администрации Обамы предстоит убедить хотя бы часть республиканцев на время отодвинуть межпартийные противоречия и совместными усилиями добиться принятия соглашения, имеющего большое значение не только для США и России, но и для всего остального мира.
С одной стороны, одна крупная победа на счету Обамы уже есть – не располагая большинством в Конгрессе, в марте 2010 года он смог добиться утверждения закона о реформе здравоохранения, несмотря на жесткое противостояние ряда оппозиционных сил. С другой стороны, именно этот ощутимый проигрыш демократам может окончательно озлобить "Великую Старую Партию" и вынудить ее заблокировать ратификацию СНВ-3 из принципа.
Остается дождаться развития событий. В конце концов, СНВ-3 - самый важный на сегодня международный договор, способный уберечь планету от ядерной катастрофы.