Крупнейший в мире микроблогерский сервис Twitter объявил о запуске первой части своей рекламной платформы. Twitter обходился без рекламы и других способов монетизации больше трех лет. Теперь ему следует наверстать упущенное до того, как закончатся деньги инвесторов.
Механизм, о котором идет речь, называется Promoted Tweets. В Twitter его подают как "сообщения, которые компания хочет донести до более широкой аудитории". Администрация обещает, что будет тщательно отбирать сообщения. В рекламную сеть попадут только потенциально полезные твиты.
Пока Promoted Tweets смогут рассылать только избранные рекламодатели, среди которых магазины электроники Best Buy, киностудия Sony Pictures, сеть кофеен Starbucks и несколько других. Представители Starbucks, к примеру, с помощью Promoted Tweets рассказали о своей акции, в рамках которой в кофейнях бесплатно наливали кофе в принесенные с собой стаканы.
Несомненным достоинством схемы является то, что рекламные записи обладают всеми функциями обычных. Интересные объявления можно заносить в число любимых, рассказывать с помощью кнопки retweet о них своим друзьям и так далее. Кроме того, такие твиты появятся в лентах всех, кто напрямую подписан на микроблог рекламодателя.
Сейчас проходит только первый этап развертывания Promoted Tweets. Рекламные твиты появятся лишь в результатах поиска на сайте search.twitter.com, причем только по одному на страницу. Трафик этого сайта несравним с общим трафиком ресурса.
В Twitter намекнули, в чем будут состоять следующие этапы. Администрация микроблогерского сервиса намерена развернуть механизм Promoted Tweets во всех уголках экосистемы Twitter, где это уместно.
Речь идет, в частности, о тысячах приложений, которые смогут показывать рекламные твиты. В Twitter уже сообщили о планах по продвижению Promoted Tweets в клиентах для чтения и ведения микроблогов. Кроме того, Promoted Tweets могут в будущем быть встроены в ленты самих пользователей. Как это будет выглядеть, известно лишь самой администрации. Она обещает, что реклама ни в коем случае не будет никого раздражать.
Кажущийся простым рекламный механизм в конечном итоге достаточно сложен. В округлых фразах, привлекающих клиентов, представители Twitter утверждают, что "своевременно" покажут объявление пользователю и упирают на уникальность общения рекламодателя и пользователя "в реальном времени".
Все это довольно странно, потому что время жизни твита в среднем составляет 7 минут, и объявление рекламодателя охватит очень небольшую часть потенциальной аудитории. В Twitter должны были придумать что-то особенное для устранения этого недостатка, иначе интерес рекламодателей к сервису может угаснуть.
Непонятно, ограничится ли рекламная платформа механизмом Promoted Tweets или в Twitter придумают что-нибудь еще. Зато точно известны еще два способа извлечения прибыли из ресурса, который уже "съел" сотни инвесторских миллионов.
Во-первых, Twitter достаточно успешно торгует своими данными. В 2009 году ресурс предоставил доступ к своему индексу поисковикам Google и Bing. Это принесло сервису 25 миллионов долларов и даже позволило впервые в своей истории выйти в плюс по итогам года. Поисковики же благодаря сделке освоили так называемый "поиск в реальном времени". В Google его кусочки попадаются все чаще.
Позднее Twitter раздал свои данные нескольким стартапам, а также заключил с Yahoo! соглашение о партнерстве, условия которого не раскрываются.
Во-вторых, основатель Twitter Биз Стоун осенью 2009 года говорил, что вскоре будет запущена услуга платного мониторинга и аналитики, которая поможет корпорациям отслеживать упоминания о них в микроблогах. До сих пор неясно, на какой стадии находится этот проект и сколько Twitter надеется на нем зарабатывать.
Впрочем, на какой бы услуге или платформе Twitter ни пытался зарабатывать, перед сервисом стоит более трудная задача - сохранить аудиторию. Подавляющее большинство микроблогов содержит меньше десяти твитов. Более того, несколько исследований показали, что зарегистрировавшиеся на Twitter пользователи не любят возвращаться на сайт. Бывают периоды, когда посещаемость Twitter.com идет на спад.
Если эту проблему не решить, через пару-тройку лет рекламная система не понадобится.