От выступления Владимира Путина в Госдуме 20 апреля мало кто ждал какой-нибудь сенсации. Чуда не произошло: отчет премьера о работе правительства за 2009 год оказался предсказуемым, а все тезисы - хорошо известными. Немного скрасили трехчасовое действо лишь выступления Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского, однако и они ограничились повторением заученных фраз, которые премьер слышит уже далеко не в первый раз.
Единственное, что удивило слушателей Владимира Путина - так это его голос. То ли премьер неудачно посидел под кондиционером, то ли перенапряг связки при обсуждении предстоящего отчета с министрами - так или иначе, говорить простуженному лидеру правительства было явно тяжело. Особенно вначале, когда он только начинал разгонять свою речь традиционным заходом о кризисе, к которому Россия, по словам премьера, "оказалась готова гораздо лучше, чем прежде".
Дальше пошло как по накатанной - про безработицу, которую удалось сократить, пенсионеров, которых не осталось за чертой бедности (потому что выросли их доходы, а не потому что стариков стало меньше). Особо остановился премьер на медицине - самой популярной на сегодня теме в правительстве. Он пообещал системе здравоохранения триста миллиардов рублей за три года и "масштабную реформу", которая стартует в 2011 году.
Социальной и бюджетной сфере вообще было посвящено довольно много времени. До конца своего отчета Путин успел остановиться также на теме материнского капитала (его можно будет использовать для строительства жилья), а бюджету в целом премьер пообещал глубокую реформу - чтобы за те же деньги иметь большую отдачу.
Депутатов по случаю выступления Путина в зале заседаний собралось небывалое количество. Непонятно, правда, с чем это было связано - с наказом ли президента Дмитрия Медведева активнее ходить на работу или с личностью самого премьера, который, как магнит, притягивает к себе законодателей. Впрочем, некоторые из них откровенно скучали. Один депутат (несложно догадаться, от какой партии) даже демонстративно читал во время выступления председателя правительства Российской Федерации газету "Правда".
Оживился зал лишь после того, как Владимир Путин вознесся в президиум к спикеру палаты Борису Грызлову и уступил место на трибуне лидерам фракций, которым по регламенту полагается высказываться относительно работы кабинета.
Первым место у микрофона занял бессменный председатель КПРФ Геннадий Зюганов. Лидеру коммунистов традиционно отводится роль главного критика федеральных министров; иной раз он осмеливался на выпады и против самого премьера. Например, памятно состоявшееся в 2008 году голосование по кандидатуре Путина, которому новоизбранный президент Медведев предложил доверить правительство. Перед тем, как вся фракция нажала на кнопку "против", флагман КПРФ по кирпичикам разнес Владимира Владимировича и его будущих министров.
В вину бывшему президенту, например, ставилось то, что он не смог сохранить основы демократии. Правительству, в свою очередь, досталось как в целом ("с этим курсом мы никуда не продвинемся"), так и в частности. Министра финансов Алексея Кудрина Зюганов назвал способным "убить любое живое дело", министра образования Андрея Фурсенко пообещал "выгнать палкой", а министра обороны Анатолия Сердюкова вообще обвинил в незнании военного языка.
Спустя два года многое из того, что было сказано тогда, повторилось. Взошедший на высокую трибуну Геннадий Андреевич с ходу заявил (видео внутри), что кризис заставляет критически взглянуть на работу правительства и самого Путина как лидера государства на протяжении последних десяти лет. "Кризис поставил этому десятилетию неудовлетворительную оценку", - сказал лидер коммунистов, приведя мировую статистику, согласно которой Россия находится на очень обидных местах по многим важным показателям.
Председатель КПРФ даже попросил правительство внимательнее слушать президента, который прямо говорит, что Россия зашла в тупик, действующая сырьевая модель никуда не годится и поэтому стране так необходима модернизация (коммунистам этот модный термин, как ни странно, тоже пришелся по вкусу ). Зюганова также удивило, что правительство не делает выводов из произошедших в стране аварий (в первую очередь, на Саяно-Шушенской ГЭС) и не прислушивается к советам депутатов (речь шла, конечно же, не о единоросах).
"Удвоение ВВП провалилось с треском", "Что касается ЕГЭ - это за гранью нормального обсуждения", - продолжал наседать Зюганов. Так, шаг за шагом, главный коммунист России подошел к личностям. Больше всего досталось, как обычно, двоим - Алексею Кудрину и Анатолию Сердюкову.
Министра обороны, который "не может нормально сформулировать десять предложений", Зюганов предложил немедленно уволить, "чтобы не позорить страну". "Извините, но фамилию министра обороны в армии никто без мата не выговаривает", - проявил знание армейского быта политик. После этого он на глазах у Путина обругал главу Минфина "вашим лучшим министром" и предостерег депутатов от принятия закона о реформе финансирования бюджетной сферы, который, по его словам, незаметно протаскивается через Думу. Кудрину, который выслушивал от Зюганова, что этот закон будет "хуже приватизации и монетизации вместе взятых", оставалось лишь сидеть на балкончике, недовольно поджав губы.
Завершил свое выступление Зюганов не менее эффектно, чем в 2008 году, когда говорил Путину: "Вашу кандидатуру на пост премьер-министра мы поддержать не можем". В 2010 году он заявил: "С той клановой командой, которая сложилась, решать задачи по оздоровлению экономики и социальной сферы невозможно. Если дальше дело так пойдет, отставка правительства будет неизбежна". После этого лидер коммунистов с чувством выполненного долга удалился в зал.
Минувшей осенью Жириновский уже обвинял власти Москвы в коррумпированности, а самого Лужкова называл "тормозом для страны". Одновременно с этим он предлагал создать из Москвы и Московской области федеральный центр и поставить во главе этого субъекта министра, назначаемого президентом.
Лужков за высказывания в свой адрес подал на Жириновского в суд, однако рассмотрение этого иска каждый раз откладывается.
Ему на смену к микрофону - тоже по традиции - поднялся (видео внутри) лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который на протяжении многих последних лет оттеняет апокалиптические выступления коммунистов речами в стиле "на себя посмотрите". Встав на защиту Сердюкова ("обязательно гражданские министры должны быть - только они способны реформировать силовые министерства"), Владимир Вольфович в очередной раз заявил, что все идет от коммунистического наследия. После этого Жириновский без предупреждения переключился на... мэра Москвы Юрия Лужкова, у которого в подчинении, по данным лидера ЛДПР, находится "центр коррупции".
"Давайте сделаем Москву образцовым городом", - предложил Жириновский (заседание Госдумы, напомним, было посвящено отчету правительства о работе за 2009 год). Для того чтобы превратить столицу в идеал, лидер ЛДПР предложил "убрать правительство Москвы полностью, а мэра Лужкова отстранить от занимаемой должности".
Перемежая свою речь уколами в адрес подвернувшегося под руку лидера КПРФ ("как Горбачев загубил КПСС, так Зюганов губит КПРФ"), Жириновский самозабвенно продолжил размахивать перед Путиным папкой с документами, в которой, по его словам, "все написано" про работу Лужкова. Одним из главных обвинений в адрес мэра стало заявление Владимира Вольфовича о том, что тот постепенно передает "самые жирные куски" в руки иностранных граждан, таким образом "готовя себе пути отхода".
Однако долго продержаться на одном Лужкове лидер либерал-демократов все-таки не смог - он то вспоминал про депутата Александра Хинштейна, который "борется с лучшим следователем страны Александром Бастрыкиным", то переходил на личности в полемике с единоросом Геннадием Куликом, который рискнул подать реплику из зала.
Обозвав 75-летнего Кулика "старым большевиком" и обвинив его в обмане миллионов крестьян, Жириновский закончил свою весьма эмоциональную речь под гул депутатов, причем последние слова он уже выкрикивал в выключенный микрофон.
Владимир Путин все это время что-то увлеченно записывал, изредка бросая скептические взгляды на безудержного Жириновского. Однако после того, как тот закончил свою тираду, даже Путин немного расслабился. Тем более что к трибуне направился спустившийся по такому случаю из президиума Борис Грызлов.
Бальзам, который лидер единоросов лил на уши депутатов после выступления Жириновского, можно уместить в одну его фразу: "У парламентского большинства и председателя правительства никаких разногласий и непонимания нет и быть не может, потому что мы - одна партия, мы - 'Единая Россия'". Таким образом Грызлов снова убаюкал проснувшуюся было после выступлений лидеров КПРФ и ЛДПР "политическую элиту" страны. В последний раз она очнулась, лишь услышав реплику Путина по поводу высказываний Жириновского о Лужкове: "Вот тут Владимир Вольфович сказал, что Лужков хочет отдать самые жирные куски за границу. С чего бы это Лужков хотел отдать самые жирные куски? Вы себе представляете Лужкова, который отдает самые жирные куски?"
На этой двусмысленной ноте обсуждение работы правительства за минувший год благополучно завершилось. Так происходит уже не первый год - Владимир Путин, пересыпая цифрами, отчитывается о сделанном; Геннадий Зюганов, размахивая учебником истории, критикует власть; Владимир Жириновский, потрясая кулаками, обличает коммунистов; а Борис Вячеславович Грызлов с неумолимостью атомного ракетоносца поддерживает курс Владимира Путина. Оно и правильно - не дискуссии же в парламенте разводить.