Обнаженная на фоне миллионов Пикассо установил абсолютный рекорд на аукционе

4 мая на вечерних торгах искусством импрессионизма и модернизма Christie's в Нью-Йорке был установлен очередной абсолютный рекорд. Самым дорогим произведением, когда-либо выставлявшимся на аукцион, оказалась картина "Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев": ее продали за 106,5 миллиона долларов. Таким образом, Пабло Пикассо вернул себе титул самого дорогого художника, "похищенный" у него несколько месяцев назад Альберто Джакометти.

Большая и выразительная картина была создана Пикассо всего за один день - 8 марта 1932 года. В Международный женский день художник решил изобразить свою партнершу того времени, пышнотелую блондинку-француженку Марию-Терезу Вальтер, с которой Пикассо начал отношения, еще будучи женатым на Ольге Хохловой. Отношения с Вальтер продлились около восьми лет, она стала не только спутницей, но и постоянной моделью Пикассо, а также матерью его дочери Майи.

"Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев" привлекала особое внимание еще и тем, что не выставлялась с 1961 года. Перед аукционом СМИ цитировали высказывания неких экспертов о том, что это вообще-то "не самая лучшая" работа Пикассо (хотя, конечно, стоит своих денег), однако обеспеченных любителей искусства это не остановило. В напряженных девятиминутных торгах участвовали шесть претендентов, счастливым обладателем Пикассо стал, как водится в таких случаях, неизвестный покупатель, предложивший свою цену по телефону. "Masterpieces are recession proof", - афористично заключил арт-дилер Гай Беннет в интервью Bloomberg (англ. "Шедеврам рецессия не страшна"). "Для парня, который хочет купить Пикассо, это то, что надо", - объяснил другой антиквар Ричард Фейген. Собственно картина была оценена в 95 миллионов долларов, еще 11,5 миллиона, которые заплатят за работу Пикассо, уйдут Christie's.

Предыдущий рекорд был установлен совсем недавно - в начале февраля 2010 года на торгах Sotheby's в Лондоне. Тогда сенсационный рекорд поставила скульптура, "Шагающий человек I" Альберто Джакометти. Это достижение, однако, с самого начала казалось каким-то ненастоящим: мало того, что его установила скульптура, так еще и покупатель переплатил за нее в 3,5 раза - вместо 18 миллионов фунтов стерлингов отдал более 65 миллионов. Аналитики говорили, что, скорее всего, "Шагающего человека" приобрел неопытный покупатель: серьезные участники арт-рынка так опрометчиво деньги не тратят. Наконец, невнятности февральской сенсации добавила история с пересчетом фунтов на доллары. Согласно оценкам аукционного дома, Джакометти перекрыл предыдущего рекордсмена, Пикассо, примерно на 100 тысяч долларов. Другие же специалисты переводили стоимость лота в доллары так, что первое место оставалось за пикассовским "Мальчиком с трубкой", проданным за 104,2 миллиона в 2004 году.

"Рука" Джакометти. Фото Christie's

"Рука" Джакометти. Фото Christie's

Lenta.ru

В отличие от событий февраля, с нынешним Пикассо все было более или менее ясно с самого начала. В Christie's заранее объявили о грядущем рекорде и не торопились раскрывать эстимейт лота, предоставляя его только по запросу. Неофициально говорилось, что "Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев" оценена в 70-90 миллионов долларов. То, что Пикассо вернул себе титул самого дорогого художника, закономерно: цены на его работы в последнее время только росли, и торги на Christie's лишь поддержали тенденцию. Символично также, что триумф "Шагающего человека" произошел спустя целых шесть лет с момента продажи "Мальчика с трубкой", а сам Джакометти держался на пьедестале всего три месяца. Впрочем, очевидно, что его рекорд среди скульптур будет побит еще очень нескоро.

Если успех Пикассо оказался предсказуемым, то куда большее значение имеет победа его продавцов. И "Шагающий человек", и розовый "Мальчик с трубкой" уходили с молотка главного конкурента Christie's - дома Sotheby's. Christie's вообще повезло на нью-йоркских торгах 4 мая - во многом из-за того, что распродавалась коллекция покойной Фрэнсис Ласкер Броуди (Frances Lasker Brody), филантропа и коллекционера. Ее муж, также покойный девелопер Синди Броуди, однажды положил под новогоднюю елку скульптуру Генри Мура - подарок для супруги. С этого началась история одного из самых знаменитых американских частных собраний искусства.

27 предметов из коллекции Броуди рассчитывали продать за 150 миллионов долларов, однако ожидания аукционеров были превзойдены: за собрание покупатели в общей сложности заплатили 224 миллиона. Среди других топ-лотов торгов коллекции - скульптуры все того же Джакометти, "Большая голова", проданная за 53 миллиона долларов, и "Кот", ушедший с молотка за 20,8 миллиона. "Обнаженная на синей подушке" Матисса, хотя и была оценена в 20-30 миллионов, была продана всего за 15 миллионов, а Жорж Брак установил индивидуальный рекорд благодаря "Виноградной лозе", проданной за 10 миллионов долларов - в два раза дороже верхней границы эстимейта.

4 мая на Christie's продавали импрессионистов не только из коллекции Броуди: отдельный аукцион принес еще 111 миллионов, доведя общий результат вечерних торгов до 335 миллионов долларов. На вторых торгах также царили Джакометти и Пикассо: бронзовая "Рука" была продана за 25,8 миллионов долларов, а портрет "Женщина с кошкой на кресле" - за 18 миллионов. Всего на двух аукционах было продано 56 из 69 лотов. Не обошлось без огорчений: так, не удалось продать "Плодородие", раннюю работу Эдварда Мунка и одну из самых ценных картин художника из числа остающихся в частных собраниях. За нее предложили только 23 миллиона долларов, а владелец не захотел продавать работу дешевле нижней границы эстимейта, который составлял 25-35 миллионов. Впрочем, несмотря на это, нельзя не признать, что весенние торги начались более чем успешно. Впереди еще много интересного.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше