"Лента.ру" продолжает серию интервью о будущем различных направлений IT-отрасли. Мы предложили Сергею Кузнецову, главе компании SKCG, занимающейся продвижением в социальных медиа, поговорить о том, какими социальные сети могут стать через пять лет.
Сергей, в каких сетях ты зарегистрирован?
Во всех. Но лучше я скажу, какими пользуюсь и зачем. "ВКонтакте" - место работы, ЖЖ - место общения. Facebook - для общения и деловых контактов. "Мой круг" - для рекрутмента и деловых контактов. Twitter иногда в машине просматриваю. Через поиск по блогам иногда попадаю в Мой Мир и LiveInternet. Friendfeed в фоновом режиме, не знаю, насколько это социальная сеть.
Какие из этих сетей останутся в 2015 году?
Что значит "останутся"? Важны функции, а не площадки.
Вот, скажем, в девяностые было какое-то количество русских сайтов и проектов, выполнявших те функции, которые выполняют сегодня социальные сети. Там было живое общение, были люди. Вот форум "Русского журнала" был местом интенсивного общения.
Остался ли форум "Русского журнала" как объект, как площадка? Может быть, я не проверял. Но люди, которые там общались в 1999 году, уже там не общаются. Они пришли в LiveJournal или куда-нибудь еще.
Существуют определенные тренды в Рунете. Аудитория "ВКонтакте" растет, Facebook играет мускулами, а "Одноклассники" то ли стагнируют, то ли у них число пользователей сокращается. Кто уйдет на задворки рынка?
Характерно, что забыли назвать MySpace. Что, вроде, подтверждает то, о чем ты говоришь. С другой стороны, нам, решившим поговорить про будущее, интересно, что будет в будущем, а не кто это сделает.
Мне нет нужды угадывать, кто из игроков будет жить, а кто помрет. Мне нужно знать, куда все будет развиваться.
Последний год я "Одноклассниками" не интересовался, но вот они открыли API, и я ими снова начал интересоваться.
Недавно Apple обошел Microsoft по капитализации. Между тем, 10 лет назад казалось, что время Apple прошло. То же самое относится к социальным сетям: кто простроит правильную стратегию, тот и будет жить. И нам, пользователям, интересна стратегия, а не кто ее простроит.
В этом смысле у всех крупных игроков, даже тех, кто стагнирует, как MySpace или "Одноклассники", есть второй и третий шанс сделать что-то и вернуть аудиторию. Только им надо сделать какое-то действительно "вау", чтобы все прибежали. Facebook’у, конечно, тут проще.
Буквально на днях в Harvard Business Review появилась колонка, автор которой говорит, что его студенты, которые выросли на Facebook, сейчас разочаровываются в нем. Они считают, что Facebook совершает большую ошибку, не взрослея вместе со своей аудиторией. Автор намекает, что у каждой социальной структуры есть время жизни без адаптации.
Возьмем LiveJournal, первую живую социальную сеть в России.
С одной стороны, мы, старики, видим, что групповая активность падает и возникает некоторое количество топ-блогеров, которые работают как СМИ. Люди, независимо от того, сколько френдов у них значится, сужают свою ленту чтения до своих личных знакомых плюс вот этих блогеров-СМИ. То есть активность падает.
С другой стороны, люди из "Супа" говорят, что на самом деле у них активная аудитория, просто мы этого не видим, потому что они молодые все.
В этом смысле, когда нам говорят, что студенты разочарованы, то мы все в какой-то момент были разочарованы в LiveJournal, но почти все мы там остались. Приходящий молодняк использует функции LiveJournal - для них функции свежие, они им нужны.
Неправда, что у людей одни и те же потребности на всю жизнь. Они меняются, например, в какой-то момент умирает желание заводить себе новых друзей, ориентируясь на то, что умного они могут написать. Потом ты начинаешь заводить друзей, исходя из других соображений. Или вообще перестаешь это делать через онлайновое общение, понимая, что тысяча телефонов в записной книжке и тысяча друзей в Facebook’е – это, пожалуй, слишком много для одного человека.
Или девушка вышла замуж, и больше ей не нужно искать себе бойфренда. А потом родила, и у нее возникли какие-то новые потребности в общении. Вполне возможно, что у студентов, жалующихся на Facebook, возникли новые потребности, которые они хотели бы где-то удовлетворить. Чего ради Facebook’у кидаться удовлетворять новые потребности своих старых пользователей в ущерб тому, чтобы привлекать растущий молодняк?
Существуют потребности и сервисы, которые их покрывают. Понятно, что эти потребности распределены между разными социальными сетями. Они могут распределяться так и сяк, по большому счету нам с тобой как пользователям это абсолютно не важно.
Многие уже привыкли иметь не один аккаунт, а десять. И не только мы с тобой, но и моя дочь, которая вовсе не гик, и еще какое-то количество молодых людей, Ладно, десять аккаунтов и паролей не удержишь в голове, а три - легко. Каким образом функции распределяются между этими тремя сетями, не очень важно.
Важно, какие функции являются базовыми и какие могли бы еще появиться. Даже не функции, а паттерны поведения: что можно делать благодаря социальным сетям сегодня и нельзя было делать 15 лет назад и что можно будет делать благодаря им через 5 лет, чего нельзя делать сегодня.
В России дольше всех сидят в соцсетях, 6 часов в месяц. Чем люди вообще занимаются в Интернете? Каковы эти самые паттерны?
Во-первых, люди узнают новости о своих знакомых. Важный момент, которого не было 10-15 лет назад: узнают новости о не очень близких знакомых. Есть огромное количество людей, которых я знаю лучше благодаря соцсетям: где были, куда пошли, вышли замуж. Аналога этому нет, потому что это не ответ по запросу. Это бесконечный рассказ людей о своей жизни.
С появлением форматов типа твиттера, Facebook, этого становится больше, потому что многие люди могут сообщить про себя что-то мелкое. Туда же относятся Foursquare и куча всего остального, где я узнаю о перемещениях знакомых.
Чего у меня нет? Фильтрации по важным и неважным событиям. Есть люди, по которым мне интересно, когда они поменяли работу, вышли замуж, а про других, что у них случился сильный эмоциональный прорыв, а про кого-то мне это не интересно. Про старых друзей, если у них случится депрессия, мне, наверное, важно, а про тебя, наверное, нет, я вряд ли могу тебе чем-то здесь помочь.
В деловых сетях это все гораздо круче. Когда "Мой круг" присылает изменения о том, что произошло, он сообщает про деловые вещи - этот уволился, этот ищет работу и т.д.
Совершенно верно. Разные социальные сети показывают нам разное. Другое дело, что когда в "Моем круге" оказывается 1000 человек, мне становится лень ежедневно просматривать, кто из них поменял одну позицию на другую в рамках своего холдинга.
Новости, которые я получаю от людей, неважно, в одной социальной сети или это разные сети, я бы начал как-то ранжировать и получать не всей толпой, а только в зависимости от близости людей ко мне.
Другой паттерн - знакомства. Он был в интернете всегда, более-менее перенесен из реальной жизни, происходит либо путем фильтрации знакомых моих знакомых, либо путем общего круга интересов.
Что здесь будет в будущем? Во-первых - и это очевидно - заработает геотаргетинг. Например, я с удовольствием познакомился с человеком, который живет в доме, окна которого я вижу из своих окон. Мы познакомились через ЖЖ, потому что у нас общие друзья, живущие в Калифорнии.
Я бы с удовольствием этого человека вычленил не таким сложным образом. Я бы с большим удовольствием понимал, что друзья моих друзей локализованы где-то вокруг меня, и я бы к этому присматривался.
Такую же, только фальшивую штуку делают порносайты – хочешь познакомиться с девушкой из поселка Лесниково, и т.д.
Да, но только, чтобы было настоящее. Мне хотелось бы, чтобы эта функция была добавлена. Понятно, что в 2015 году она будет, туда же идут мобильные. Где-то здесь живут очевидные истории про то, чтобы оповещать, когда мои друзья оказываются рядом со мной географически.
Такая функция будет. Она висит между знакомством и новостями, это актуализация старых знакомых.
Есть еще история про фото и геотаргетинг. Можно, скажем, сфотографировать незнакомого человека где-то, а потом найти его либо потому, что он сам делал фотографии в этом месте, в это время, либо потому, что социальные сети будут определять, кто изображен на фотографии, если этот человек уже был на других фото размечен.
Есть очевидный примыкающий паттерн с поиском работы и деловых контактов. Хотя не обязательно деловых: иногда хочется познакомиться с разными интересными людьми, и если они видят, что у нас с ними 15 общих друзей в Facebook, причем более или менее неслучайных, то ясно, что мы люди одного круга. Дальше я могу обратиться к ним, понимая, что они меня не знают, но быстро поймут, что я не городской сумасшедший.
Я, если ко мне обращаются люди, тоже проглядываю список общих знакомых. Это функция прицельного социального знакомства. Офлайновый аналог – рекомендательное письмо.
У меня в голове крутился поиск однофамильцев
Не совсем. Аналог примерно такой. Желтая страница - я знаю, как зовут этого человека, и где он живет, нахожу и пишу ему письмо. Тут я просто говорю ему: давайте дружить. Это еще один паттерн, туда примыкающий.
Следующий важный паттерн - совместные действия, от "сделаем вечеринку" или "соберем деньги для больного" до "организуем демонстрацию". В диапазоне от 20 человек до сотни тысяч.
Я не думаю, что что-нибудь произойдет здесь революционное, потому что все дополнения, которые здесь могут быть – интеграция с платежными системами, если это сбор средств, плюс возможность позвать на флешмоб или демонстрацию людей, которые у твоих знакомых находятся здесь и сейчас, в географической привязке.
То же самое будет в 2015 году, это не убьется, не сойдет на нет.
Сюда же примыкает отдельное "найти единомышленников, которые..." - это то, чем я занимаюсь в качестве бизнеса. Мы все любим компьютеры, нам есть, что друг другу рассказать, давайте соберемся в общую группу по интересам, а Intel будет ее брендировать и общаться с пользователями.
И я чуть было не забыл паттерн "поделиться интересным" - будь это новость, вирусное видео или еще что.
Это мы прошлись по паттернам, которые были еще у нас в блогах. Появились ли у нас новые паттерны поведения в социальных сетях как таковых? Мне кажется, нет, потому что ничего другого нет в социальном общении в реальной жизни.
Новое в соцсетях связано, прежде всего, с внедрением приложений. Приложения - это вообще другая история, и они, видимо, будут развиваться.
Про приложения достаточно ясно. Что такое Farmville и их 80 миллионов пользователей, понятно. Через 5 лет все будет так же или свинья 9-го уровня эволюционирует?
Тут важна мультиплатформенность этих приложений. С одной стороны сети хотят быть хозяевами своего пространства и самим решать, какое приложение у них допустимо, а какое нет и на каких условиях. С другой, есть конкуренция, и все хотят получить себе хорошие приложения.
Это часть большого тренда, при котором возникает много новых платформ. Социальные сети только одна из них. Все эти платформы на себе начинают что-то развивать. Есть iPhone с его платформенным решением, есть Nokia с Symbian, какие-то еще производители чего-то. Условно, провайдеры железа становятся провайдерами софта, и социальные сети тоже становятся провайдерами софта.
Интернет разбегается на маленькие интернетики. С другой стороны, между ними существует какое-то взаимодействие. Хорошо это или плохо? Ответа нет, давайте посмотрим, какие здесь есть плюсы и минусы. Все мы успели полюбить привычный веб, где ты можешь сделать все, что хочешь. Никто не аппрувит сайт перед его запуском, а в AppStore или "ВКонтакте" приходится ждать разрешения.
Конечно, это вызывает раздражение. 15 лет назад нам казалось, что у нас наконец-то образовалось пространство свободы, как говорили в те времена - "засыпайте рвы и уничтожайте границы". Мы это сделали в Интернете, а тут вы пришли и опять все перегородили. Я бы, конечно, был рад, если бы, когда я делаю приложение для iPhone, Facebook или "ВКонтакте", у меня был бы уведомительный порядок, как на вебе. А закрывали бы только за что-то совсем страшное, скажем, за фишинг и воровство персональных данных. Я бы даже и за порно не закрывал.
Но есть плюс - мы понимаем, что возникает конкуренция. И она понятная. ОК, вы можете не разрешить Skype’у жить на вашей мобильной платформе, тогда я не куплю ваш телефон, я куплю другой, потому что мне нужен Skype. Если вы мне вместо скайпа дадите свою телефонию, я на это еще так и быть посмотрю, но она должна быть лучше.
На вебе, если ты сделал успешный сайт, то ты победил, все остальные должны тебя догонять, все пользователи уже к тебе пришли. Если ты сделал успешное приложение для одной платформы, то это ничего тебе не гарантирует, потому что ты должен быстро бежать и импортировать на все остальные, а то туда прибегут другие. Хуже того, какая-нибудь платформа решила сделать это приложение и тебя туда просто не пустит. Это плохо с точки зрения свободы бизнеса, но хорошо с точки зрения конечного пользователя.
Конечно, есть риск, что каждая соцсеть будет сама делать все интересные приложения и не пускать к себе никого другого. Дальше начнется известная история про борьбу с монополизмом, как это было с Microsoft. Люди сделают очередное приложение, которое повторяет функции соцсети, она это приложение не пропустит, а люди пойдут в антимонопольный комитет и начнутся большие разборки. Думаю, в ближайшие пять лет мы это будем наблюдать, возможно, даже и в России.
Я не берусь предсказать, на каком этапе будет эта борьба в 2015 году, но мы будем получать больше новых, интересных, сложных приложений, конкурирующих между собой. Позиция владельцев платформы здесь будет напоминать известную историю про вражду Microsoft, Apple c его собственной системой и Linux’оидов. Все это мы видели, мы увидим еще один раз.
Теперь еще про приложения. Я думаю, именно через приложения будет происходить объединение платформ. Когда мы пишем игрушку, нам проще, чтобы все валилось на один сервер. Если нужно, чтобы люди взаимодействовали, лучше, чтобы это происходило не только в одной социальной сети, а пользователи разных сетей, не выходя из них, могли общаться в одном и том же приложении, установленном в разных сетях.
Это будет сделано в ближайшие пять лет, это неизбежно. Это единственный сильный прогноз в нашей беседе, объединение пользовательской базы сетей не глобально, а локально, по нишам через приложения.
Представь, что ты супермен. Какое приложение ты бы хотел взять из будущего сюда, или социальную сеть, или что угодно на эту тему? Чего тебе сейчас не хватает?
Это сложный вопрос. Он разбивается на две части: первая, если мы посмотрим на меня как представителя бизнеса, мы понимаем, что важность темы заключается в том, что веб становится одним из интернетов. Куча жанров, которые существовали на вебе, начинают плавно умирать. А куча других, например Лента.Ру, начинают плавно жить, интегрировавшись во все сразу.
Кстати, владельцы The Financial Times намекнули, что готовы к отмиранию бумаги в ближайшие пять лет.
В ближайшие пять лет нам надо быть готовыми к отмиранию веба. Тем, которые начали с сайтов, надо быть готовыми к отмиранию веба, так же, как бумажным надо быть готовыми к отмиранию бумаги.
Если мы будем говорить о том, что мне хотелось бы взять из будущего, и будем говорить обо мне как живом человеке, то у меня все хорошо. Я описывал разные штучки, которые меня бы приятно развлекли, но я без них прекрасно обхожусь. Степень моей социальной активности сильно ниже, чем можно предположить, зная, кем я работаю. Количество людей, о которых мне, по большому счету, что-то интересно, довольно невелико. До всех них я могу достучаться и так, существующего функционала мне достаточно.
Нет ни одной потребности, которая была бы настолько фрустрирована, что мне надо было бы вытаскивать что-то из будущего, чтобы ее решить. Мне не нужно хитрым образом знакомиться с девушками, я - женатый человек, я всем доволен. Мои желания потанцевать с неизвестной девушкой удовлетворяются традиционным путем, примерно несколько раз в год, потому что не очень часто возникают.
Мне как бизнесу нужны были бы инструменты, но, поскольку мой бизнес ориентирован на клиентов, ни один из инструментов, принесенных из 2015 года, мне не нужен сегодня, потому что клиент не будет знать, что с ним делать.
Представим себе, что на уровне пятилетней давности я вытащил себе из будущего Facebook. Это отличная штука, но мне как бизнесу он был бы абсолютно не нужен, потому что я никому не мог бы его продать.
Ты, как человек и бизнес, не хотел бы с 2015 или любого другого года, вытащить себе государственную социальную сеть?
Я хотел бы с 2015 года вытащить себе другое государство, получше нынешнего. Это я не в смысле поменять местожительство, это я в смысле политических изменений в лучшую сторону. Но если мы забудем об этом, то, конечно, это не должна быть социальная сеть, это должен быть сервис. Зачем мне государственная социальная сеть? Чтобы заплатить налоги? У меня вряд ли найдутся общие знакомые с девочкой из налоговой. А если можно будет найти, то это еще больше усилит коррупцию.
Как время сидения в соцсетях будет распределяться между мобильником и настольным компьютером или ноутбуком в 2015 году?
Не важно как. Я уже сейчас не помню, где я отвечаю на письма - в компьютере, ноутбуке или мобильном. Точно так же, мне без разницы, где я читаю свою ленту в Facebook’е.
Наверное, это важно владельцам площадки, но не мне. Мы все знаем, что будет перераспределяться в сторону тех или иных мобильных решений.
Я не понимаю, зачем мне эта большая коробка, если у меня есть одна маленькая, и она мне делает почти то же самое, что большая. Почему бы мне, приходя в новое место, не втыкать ее и не юзать. Мне кажется, что эта тема про интеграцию мобильных, ноутбуков, нетбуков и стационарных компьютеров естественным образом развивается, оно все сольется. Все двигается туда.
Есть два направления, они очевидно борются в мозгах пользователей. Одно из них - это "я для каждого вида активности заведу себе отдельный девайс". Я себе заведу телефон и буду говорить по нему, а на плеере слушать музыку, еще маленький ноутбук, чтобы носить с собой и большой, чтобы на нем работать. Есть такая тенденция - число гаджетов увеличивается.
Вместе с тем, есть интеграционный процесс, когда я реально получаю объект, в котором у меня уже есть mp3-плеер и уже есть часы. Есть люди, у которых есть Patek Philippe и телефон Vertu, каждый из которых удовлетворяет потребность узнавать точное время.
Индустрия все время пытается все запихнуть в одно устройство, в одну сеть, один телефон, а с другой стороны, в силу конкуренции между сетями, производителями телефонов и гаджетов, все время возникает альтернативное предложение - зачем тебе смотреть кино в iPhone, когда ты можешь купить себе специальную хрень для просмотра кино, она будет лучше.
Все могут бывать в разных местах или разных устройствах, либо в одном месте и одном устройстве, но реально все ищут разумный компромисс, никто не будет держать 10 гаджетов, кроме сумасшедших, но 2-3 могут. И 10 социальных сетей не будут, а 2-3 могут.
Есть еще тема про то, что электронные устройства и социальные сети по большому счету делают одно и то же. Будут ли они дружить, в том смысле, что вы можете поставить на iPhone любую социальную сеть или производители мобильных будут жестко блокироваться с соцсетями, пока антимонопольщики это не прекратят?
И еще интересно, насколько быстро производители железа начнут напрямую конкурировать с социальными сетями. Насколько быстро социальные сети начнут конкурировать с производителями железок, потому что пока социальные сети не воспринимают мобильные устройства как своих конкурентов. Мобильники начнут позволять мне общаться с людьми из моей записной книжки, сделав здесь все, что есть в соцсетях - поиск по друзьям друзей, просмотр сообщений, фоток и т.д. Я, кстати, не понимаю, почему они не сделали этого до сих пор.
И как только это случится, тут-то социальные сети поймут, что их главным конкурентом являются Nokia, Apple и HTC.
Это война, может быть, не ближайших пяти лет. Мы понимаем, что происходило с провайдерами электронной почты - они либо расширились, либо съелись. Их осталось раз, два и обчелся. Они не поубивали друг друга в конкурентной борьбе, просто отдельно от порталов почты не выживают. Почему вы думаете, что выживут отдельные социальные сети?
Мне кажется, что история про социальные сети и разные электронные устройства будет двигаться куда-то туда же. Электронные устройства начинаются по механизму почты, потом они все расширяются, а потом будет место, где большие порталы встретятся с социальными сетями, потому что все отрастили себе социальные сети. А дальше встретятся с электронными устройствами.
Вот, пожалуй, единственный прогноз, который интересно дать на будущее.