Недобрая традиция Второй пуск южнокорейской ракеты закончился неудачей

В четверг, 10 июня, с космодрома "Наро" в Южной Корее была запущена ракета-носитель KSLV-1, частично сконструированная российскими специалистами. Через 136 секунд после старта связь с ракетой оборвалась. Позже выяснилось, что, находясь на высоте около 70 километров, ракета взорвалась. Это уже вторая неудачная попытка Кореи самостоятельно запустить в космос ракету.

Предыстория

Южная Корея готовилась к этому запуску очень давно. Можно сказать, что первые приготовления начались в 1992 году, когда южнокорейские специалисты разработали две беспилотные ракеты KSR-1 и KSR-2, способные летать в верхних слоях атмосферы. Еще через восемь лет Корея сделала заявку на более серьезное изучение неба, начав строить собственный космический центр "Наро". Место для будущих ракетных пусков было выбрано на острове Венародо, находящемся недалеко от самой южной оконечности Корейского полуострова в провинции Чолла-Намдо, в 485 километрах от Сеула.

В 2002 году с новенького космодрома была запущена ракета KSR-3, которая, как и ее предшественницы, не могла покидать пределы земной атмосферы. Создать ракету-носитель, способную доставлять грузы на орбиту, южнокорейские специалисты пообещали к 2005 году. Первый космический транспорт Южной Кореи должен был быть основан на технологиях, задействованных в ракете KSR-3, и иметь небольшую грузоподъемность, достаточную для выведения на орбиту скромного исследовательского спутника.

Однако в 2005 году, вместо того чтобы представить публике новую ракету, сотрудники корейского космического агентства KARI (Korea Aerospace Research Institute – корейский аэрокосмический исследовательский институт) поменяли приоритеты. Решив не отталкиваться от маломощной KSR-3, корейские специалисты задумали установить на будущую ракету российский двигатель РД-191. На 2005 год (как, впрочем, и сейчас) этот двигатель не был опробован на действующих ракетах, однако он считается достаточно перспективным – именно РД-191 планируется установить на новые российские ракеты-носители "Ангара".

Российские и южнокорейские специалисты договорились, что первая корейская ракета-носитель будет создаваться совместно инженерами из обеих стран, а ее первая ступень, которая будет оснащена двигателем РД-191, вообще будет собрана в Государственном космическом научно-производственном центре (ГКНПЦ) имени Хруничева. Будущая ракета была названа KSLV-1 (Korea Space Launch Vehicle-1, что можно перевести как "корейское транспортное средство для запуска космических аппаратов-1"), и, по информации некоторых корейских СМИ, она на 80 процентов была скопирована с "Ангары".

Некоторое сходство между ракетами действительно есть – например, KSLV-1 состоит из тех же отдельных универсальных ракетных модулей, из которых будет состоять "Ангара" – изначально планировалось, что конструкция KSLV-1 будет целиком и полностью южнокорейской. Сообщалось, что такой отказ от уникальности связан с финансовыми трудностями.

Несмотря на совместные усилия инженеров сразу двух стран, дата первого пуска KSLV-1 многократно переносилась. Как минимум один раз старт был отложен "по причинам, связанным с первой ступенью ракеты" - российские специалисты заявили, что им необходимо еще раз проверить все системы.

Первый пуск

Наконец была названа "самая последняя" дата запуска KSLV-1 (или "Наро-1", как стали называть ракету к тому времени) – 19 августа 2009 года. Ракета-носитель была установлена на стартовый стол, и все приготовления шли в штатном режиме. На борту ракеты находился исследовательский спутник STSAT-2 (Science and Technology Satellite-2 – научно-технический спутник-2), предназначенный для мониторинга состояния атмосферы и океанов.

В назначенный день события развивались по запланированному сценарию, баки ракеты были заполнены, и на космодроме начался обратный отсчет времени. Однако за восемь минут до пуска было принято решение отложить старт, и техники начали сливать из баков только что залитые топливо и окислитель. В качестве причин отмены пуска последовательно назывались сбой в циклограмме старта, неисправность в емкости с высоким давлением, неполадки клапана регулировки давления и, наконец, дефект в программном обеспечении ракеты-носителя. Очередная попытка запустить "Наро" была назначена на 25 августа.

Все приготовления к старту прошли штатно, обратный отсчет добрался до цифры ноль, и ракета-носитель благополучно поднялась в воздух и скрылась из виду. СМИ по всему миру сообщили об успешном пуске и поспешили назвать Южную Корею десятой страной, которая смогла самостоятельно запустить в космос спутник. Но не прошло и часа, как выяснилось, что энтузиазм журналистов был преждевременным - STSAT-2 на заданную орбиту не вышел. Вместо 302 километров спутник поднялся аж на 360, а потом начал падать на Землю, но по дороге сгорел в атмосфере.

В первые часы после неудачного пуска было неясно, что стало причиной сбоя, однако уже на следующий день министр образования, науки и технологий Южной Кореи объявил, что страну подвел один из двух головных обтекателей ракеты – особых "кожухов", которые защищают отправляемые в космос грузы от внешних воздействий при старте и заодно улучшают аэродинамические характеристики ракеты. Один обтекатель отделился в нужное время - спустя 260 секунд после запуска, а вот другой остался соединенным со второй ступенью KSLV-1. Мощности двигателей не хватило, чтобы удержать тяжелый обтекатель вместе со спутником на заданной траектории, и вся конструкция начала двигаться не туда.

В конце концов спутник отделился от второй ступени ракеты, но выйти на заданную или хотя бы близкую к заданной орбиту не смог. В итоговых отчетах вину за его бесславный конец возложили на конструкционные недостатки ракеты и неисправности электрических контактов и сетей. Однако при всем при этом Южная Корея называла прошедший пуск "наполовину удачным". Как именно определялись половины, не уточнялось.

Обсуждая произошедшее, представители ГКНПЦ имени Хруничева заявляли, что построенная его специалистами первая ступень отработала штатно и авария произошла не по вине российской стороны. Южнокорейские чиновники и инженеры, со своей стороны, подтверждали, что будут по-прежнему сотрудничать с Россией и развивать корейскую космическую программу.

Второй пуск

В итоге была построена новая ракета и создан еще один спутник - STSAT-2B. Дата его запуска была назначена на 9 июня 2010 года. Подготовка к повторному запуску KSLV-1 велась в авральном режиме – один из российских программистов, работавший на космодроме "Наро" (всего перед стартом там находилось 150 наших специалистов), не выдержал предстартового напряжения и попытался покончить с собой.

К девятому числу все было готово, но за несколько часов до пуска инженеры обнаружили неисправность в системе пожаротушения ракеты. Изначально сообщалось, что после устранения неполадок старт можно будет назначить только на 19 июня, но позже представители KARI объявили, что "Наро-2" отправится в космос уже на следующий день – 10 июня.

Посетители специализированных форумов о космонавтике и ракетостроении разделились в своих оценках произошедшего, однако в одном сходятся почти все - оснащать ракету, которая должна вывести на орбиту спутник, непроверенной, пусть и хорошо зарекомендовавшей себя во время испытаний первой ступенью как минимум неразумно.

К назначенному времени запуска – 12:01 по Москве – журналисты вопреки традиционной практике не сидели с написанными "рыбами" об успешном пуске и выводе спутника на орбиту. Чутье не подвело коллег – через восемь минут после старта связь с ракетой была потеряна. Позже появилась информация, что перед тем, как отключиться, камера, установленная на второй ступени KSLV-1, зафиксировала на 137-й секунде полета яркую вспышку, означавшую, что во время пуска произошел взрыв. Еще спустя некоторое время стало известно, что он был не один - целая серия взрывов произошла до того, как первая ступень отделилась от ракеты-носителя. Южнокорейские СМИ немедленно сообщили, что с высокой вероятностью взорвалась первая ступень ракеты.

При этом российский специалист, работающий в ракетно-космический отрасли и пожелавший остаться неизвестным, рассказал корреспонденту "Интерфакса", что ракета могла взорваться из-за срабатывания двигателей второй ступени на участке работы двигателей первой. Такое объяснение исключает вину российских инженеров в произошедшей неудаче.

Объявление официальной версии о причинах аварии, скорее всего, последует в ближайшие дни. А вот когда ждать новостей о дате нового запуска KSLV-1 – пока неясно. Нынешний старт стал последним в рамках соглашения между Россией и Южной Кореей о совместном выводе на орбиту спутника. Однако в прессе появлялась и другая информация – согласно подписанным между двумя странами договоренностям, в случае аварии ракеты-носителя Россия должна предоставить Корее новую первую ступень. Выйти из сложившейся ситуации, не испортив свой имидж, странам будет непросто.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше