В Новосибирске нелетная погода Приказ Росавиации едва не привел к конфликту с Болгарией

В мае 2010 года Bulgaria Air объявила продажу билетов на рейсы из Новосибирска в Бургас и Варну. 10 июня, когда в Новосибирск должен был прибыть первый самолет Bulgaria Air, выяснилось, что разрешения Росавиации летать в новосибирский "Толмачево" у авиакомпании нет. Отказ российских властей пропустить рейсы Bulgaria Air не только спровоцировал конфликт с участием министерств транспорта России и Болгарии, но и поставил под угрозу летний отдых десятков тысяч россиян.

Новосибирск не принимает

Первыми тревогу забили представители Российского союза туриндустрии (РСТ). Они завили, что отказ Росавиации разрешить рейсы Bulgaria Air в Новосибирск может повлечь отмену рейсов в Болгарию российских авиакомпаний. "Если Болгария примет ответные меры и отзовет ранее выданные авиакомпаниям России разрешения на полеты, включая чартерные рейсы, отдых в Болгарии десятков тысяч россиян может быть сорван", - заявила пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.

Вскоре выяснилось, что конфликт возник из-за межправительственного соглашения, которым на различные рейсы назначаются перевозчики. Этот статус наделяет перевозчика эксклюзивным правом выполнять рейсы по какому-нибудь маршруту, фактически монополизируя это направление. Допуск или недопуск прочих авиакомпаний на это направление с момента, как на него назначен перевозчик, целиком зависит от доброй воли локального монополиста. Если пассажирской емкости у назначенной авиакомпании не хватает, то возможно, что на рейс будет допущен конкурент.

Так вот. Единственным назначенным перевозчиком в Болгарию из Новосибирска была российская авиакомпания S7 ("Сибирь"), а за Bulgaria Air в межправительственном соглашении было закреплено пять российских городов - Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Самара и Казань. Таким образом "Сибирь" летала из Новосибирска в Болгарию много лет, а Bulgaria Air на это направление не претендовала.

Однако в 2010 году болгарский перевозчик, решив, что места на новосибирском рынке вполне достаточно для двух авиакомпаний, подал заявку в Минтранс РФ на дополнительные рейсы из "Толмачево". Хотя первое обращение в Минтранс перевозчик направил еще 16 апреля, никакого ответа не получил.

Межправительственное соглашение предусматривает два варианта включения Новосибирска в перечень разрешенных направлений для Bulgaria Air. Для этого российским чиновникам необходимо добавить Новосибирск в список, либо поставить его вместо уже указанного в перечне пункта. Авиационные власти Болгарии сначала просили включить Новосибирск в таблицу маршрутов, но им было отказано. Тогда они попросили заменить в документах Пермь, но ответа от чиновников не дождались.

Цена вопроса такова. 5 мая официальный партнер Bulgaria Air в Новосибирске Владимир Коуров заявлял, что рейсы из новосибирского аэропорта "Толмачево" в Варну и Бургас будут осуществляться с июня по сентябрь дважды в месяц по обоим направлениям на аэробусе A-320. По его оценке, пассажиропоток Bulgaria Air в 2010 году на этом направлении мог составить около 3 тысяч человек.

S7 единой

РСТ недаром выступил на стороне Bulgaria Air. Дело в том, что выход Bulgaria Air на маршруты в Новосибирск поддержали многие сибирские турфирмы, разобрав туры в Варну и Бургас с болгарской перевозкой на всю глубину запланированной программы - до сентября. При этом в системе бронирования Bulgaria Air полеты из Новосибирска были обозначены специальным образом: с пометкой, что разрешение российских авиационных властей на них только ожидается. Но туроператоры Минтранса дожидаться не стали, вовсю рекламируя туры в Болгарию, "ведь никто не мог предположить, что назначенному перевозчику не дадут летать", - оправдываются теперь в РСТ.

С новым правительством Болгарии, которое пришло к власти летом прошлого года, у российских чиновников отношения не сложились. Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов не только отказался участвовать в строительстве трансбалканского нефтепровода Бургас-Александруполис, но и заморозил проект по строительству атомной электростанции в Белене. София объяснила отказ от проектов своей неуверенностью в целесообразности инвестиций в данные проекты.

Стоит отметить, что пустить Bulgaria Air в Новосибирк просили не только болгарские чиновники, но и Александр Бородин, генеральный директор аэропорта "Толмачево", с которым перевозчик подписал соглашение о сотрудничестве и наземном обслуживании. Ответа из Москвы он не получил. Не добились никакой реакции на свои запросы в Москве и болгарские чиновники, а посол Болгарии в России Пламен Грозданов направил в Минтранс России ноту в связи с отсутствием реакции со стороны заместителя министра на обращение его болгарского коллеги.

10 июня стало известно, что Росавиация не согласовала с авиакомпанией Bulgaria Air выполнение регулярных рейсов между Новосибирском и болгарскими городами. В Минтрансе напомнили, что российско-болгарское соглашение не предусматривает полетов болгарских авиаперевозчиков в Новосибирск. В таких случаях смену маршрута полетов необходимо согласовывать в рамках переговоров авиационных властей двух стран, но в 2010 году такие переговоры сторонами не запланированы. И с предложением начать их София якобы даже не обращалась.

Ответ на это решение последовал незамедлительно. Минтранс Болгарии поставил российским коллегам ультиматум. Власти Болгарии намерены отозвать разрешение на полеты из Новосибирска в Бургас и Варну у S7, если Росавиация не выдаст разрешения Bulgaria Air на полеты из Бургаса и Варны в Новосибирск.

На вылет рейсами Bulgaria Air в Бургас на 10 июня было забронировано 125 мест, в Варну 17 июня - 135 мест. Представители Ассоциации туроператоров утверждают, что все туристы, которые планировали вылететь в Болгарию, в том числе из Новосибирска, туда все же вылетят. Самолетами S7.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров Майя Ломидзе утверждала в эфире радио "Вести FM", что Bulgaria Air, после совещания с участием российских чиновников, отнеслась с пониманием к решению российских властей не допускать ее в Новосибирск. Неудачный выход болгарской авиакомпании на рынок Новосибирска придется оплатить турператорам.

Абсолютно нерыночная ситуация

Скандал с Bulgaria Air вновь затрагивает тему назначенных перевозчиков, которые монополизируют с позволения государства рынок услуг на определенных маршрутах. Ранее приказ Росавиации, согласно которому авиакомпании, желающие работать на зарубежных чартерных рейсах, должны получать на это обязательное согласие назначенных перевозчиков, уже вызвало нешуточную волну протеста со стороны перевозчиков.

В мае "Аэрофлот" взял на свой рейс на Кипр 131 пассажира авиакомпании Sky Express, которая не смогла отправить пассажиров в Ларнаку самостоятельно. При этом "Аэрофлот" попросил Sky Express доплатить дополнительно примерно по 50 евро за каждого перевезенного пассажира. В случае с рейсами в Ларнаку назначенным перевозчиком являлся "Аэрофлот", который не дал Sky Express разрешения на полеты. В результате Российский союз туриндустрии выпустил специальное сообщение, в котором обвинил "Аэрофлот" в действиях, "очень напоминающих рейдерство".

Действия перевозчика вызвали возмущение шести российских авиакомпаний. Sky Express, "ВИМ-Авиа", "Таймыр", "Атлант-Союз", "Трансаэро" и "Оренбургские авиалинии" направили в Минтранс письмо с просьбой отменить приказ о необходимости согласования рейсов с назначенным перевозчиком. В ответ "Аэрофлот", отметив, что в состоянии сам удовлетворить все потребности пассажиров, написал письмо, в котором потребовал от властей и авиакомпаний соблюдать законодательство.

10 июня гендиректор "Трансаэро" Ольга Плешакова заявила, что межправительственные соглашения об авиаперевозках России с рядом стран, в частности, с Кипром, устарели. По ее словам, некоторые соглашения не менялись с 1990-х годов, когда "учитывались интересы только одного предприятия, на тот момент осуществлявшего перевозки". По словам Плешаковой, ситуация с Ларнакой "выглядит как абсолютно нерыночная", являя собой пример прямой поддержки государственного перевозчика.

Впрочем, комиссия Росавиации по допуску перевозчиков к выполнению международных перевозок еще в мае рассмотрела заявки авиакомпаний на выполнение чартерных рейсов в Грецию, Болгарию, Тунис, Индию, Китай и на Кипр. Чиновники пришли к выводу, что назначенные авиаперевозчики способны самостоятельно удовлетворить спрос на пассажирские перевозки по популярным туристическим направлениям.

Но история с чартерами в Ларнаку получила и другое продолжение. "Трансаэро" обратилась в арбитражный суд Москвы с иском к Росавиации, которая отозвала у перевозчика ранее выданные разрешения на полеты на Кипр. В результате суд вынес решение об обеспечительных мерах и обязал Росавиацию отменить действие оспариваемой телеграммы о запрете на полеты. В результате – и рейсы "Трансаэро" останутся целы, и Росавиции приказ отменять не придется, ведь рассмотрение иска намечено лишь на 1 июля. А пока решение по иску вынесут, уже и лето закончится.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше