Товарищ Лучо В Чили скончался Луис Корвалан

21 июля в столице Чили Сантьяго на 94-м году жизни скончался главный политзаключенный страны Луис Корвалан. Многолетний лидер Компартии Чили чуть было не погиб в лагерях при Пиночете, а затем, уже после знаменитого обмена на "хулигана" Владимира Буковского, был вынужден находиться в родной стране инкогнито. До самой смерти "товарищ Лучо", как его называли в СССР, оставался убежденным коммунистом.

Луис Альберто Корвалан Лепе родился в семье крестьянки и учителя в 1916 году и довольно рано заинтересовался коммунистическими идеями. В возрасте 15 лет он вступил в Компартию Чили - в то время в стране после бесконечных государственных переворотов набирали силу марксистские движения, а Социалистической партии даже удалось на 12 дней возглавить страну. Корвалан, параллельно с активной партийной деятельностью, не забывал об образовании и получил диплом учителя.

Совместить идейную борьбу и должность учителя не получилось: после года работы будущего лидера коммунистов уволили по политическим соображениям. Корвалан тут же пошел работать корреспондентом в партийную газету и уже в 1946 году стал ее главным редактором. Спустя два года Коммунистическая партия была запрещена и ушла в подполье, а Корвалан, заслуживший доверие руководства, вплотную занялся пропагандой.

За годы работы в подполье Корвалана неоднократно арестовывали, однако серьезных сроков ему до времени удавалось избегать. Постепенно он получал все более и более высокие посты в Компартии, пока наконец в 1958 году, когда коммунистов легализовали, не возглавил ее.

В течение 15 лет после легализации левые силы в Чили могли действовать открыто и принимать участие в законных выборах. По отдельности успеха у них добиться не получилось бы - это стало очевидно еще в годы запрета, когда социалисты и коммунисты создали "Фронт народного действия", а совместные усилия привели к тому, что Социалистическая и Коммунистическая партии завладели общественным вниманием и получили места в парламенте и Сенате. В конечном итоге единому кандидату Сальвадору Альенде удалось победить на президентских выборах 1970 года и возглавить Чили, причем победа была завоевана при немалом участии Компартии в целом и ее лидера Луиса Корвалана в частности.

11 сентября 1973 года в Чили произошел государственный переворот, на долгие годы лишивший левых каких-либо шансов на отстаивание своих интересов. Альенде был убит, а Корвалана арестовали по приказу военной хунты во главе с Аугусто Пиночетом и бросили в тюрьму. В глазах стран соцлагеря он стал таким же мучеником за светлое будущее, как и поэт Виктор Хара, убитый вскоре после переворота путчистами.

В лагерях Корвалан провел три года, продолжая оставаться лидером коммунистического подполья. После долгих переговоров Советскому Союзу удалось договориться с Чили о высылке лидера Компартии в СССР, что, возможно, спасло ему жизнь. Обстоятельства обмена до сих пор остаются тайной, однако известно, что к нему были причастны некоторые иностранные державы, которые поддерживали переворот в Чили. СССР по предложению Андрея Сахарова согласился освободить диссидента Владимира Буковского, который к тому времени провел в ссылках и на принудительном лечении в психбольницах около 12 лет.

Буковский свою нелюбовь к коммунизму доказал еще в школе, откуда его исключили за издание самодельного журнала соответствующей направленности. В 1960 году он стал идеологом оппозиционных собраний у памятника Маяковскому в Москве - летом прошлого года эту традицию отчасти возобновила уже современная оппозиция. Буковского неоднократно арестовывали, принудительно лечили от несуществующих психических заболеваний, но все эти карательные по сути меры не мешали ему по выходе на свободу выступать с резкими и обличительными речами в адрес властей.

Луис Корвалан и Леонид Брежнев, 1978 год

Луис Корвалан и Леонид Брежнев, 1978 год

Lenta.ru

Обмен состоялся в Швейцарии 18 декабря 1976 года. Советский самолет, по свидетельству Буковского, представлял из себя скорее летающую тюрьму, набитую чекистами. Сам диссидент до последнего момента оставался в наручниках и о своей судьбе имел лишь поверхностное представление. Корвалан, по всей видимости, также с трудом мог себе представить, что его ждет в СССР, но по крайней мере не сомневался, что обратно в лагеря его уже не вернут. В момент обмена Буковский и Корвалан друг друга толком не рассмотрели, однако советский диссидент впоследствии вспоминал, что ему было жалко чилийца, когда тот улетал в СССР.

"Увидев тогда, как он взбирается по трапу советского самолета, на котором только что привезли меня, к тем самым загадочным 12 чекистам, которые меня сопровождали, я, честно говоря, его пожалел", - говорил Буковский. Обмен был встречен неравнозначно: компартии ряда стран возмутились тем фактом, что революционера Корвалана, главного политзаключенного мира, меняют на совершенно не сравнимого с ним по значимости советского диссидента. Также нарекания коллег по борьбе за светлое будущее вызвал сам факт того, что СССР этим обменом признал наличие в стране политических заключенных, не желающих идти в ногу с идеями марксизма-ленинизма. Тем не менее, обмен состоялся и стал самым известным актом обоюдной выдачи политзаключенных.

В эпоху разгула (и наказуемости) политических анекдотов событие послужило рождению замечательной частушки: Обменяли хулигана // На Луиса Корвалана. // Где б найти такую ....., // Чтоб на Брежнева сменять?. В отличие от почти всех других подобных произведений, у четверостишия обнаружился автор. Им оказался поэт и диссидент Вадим Делонэ, эмигрировавший во Францию за год до исторического события. Как он рассказывал, эту частушку спустя пару дней ему преподносили уже как народное творчество.

Буковский после высылки побывал в гостях у президента США Джимми Картера, а Корвалана встречал сам Леонид Брежнев. Хорошо известна фотография Владимира Мусаэльяна "Товарищ Лучо снова с нами!", где изображены лидеры компартий СССР и Чили на одном из приемов в Кремле.

В СССР Корвалан пробыл около семи лет. Уже в 1983 году, после операции по небольшой корректировке внешности, он тайно проник в Чили и вновь занялся уже привычной подпольной борьбой. В частности, созданная при его непосредственном участии группировка "Патриотический фронт имени Мануэля Родригеса", ставшая военным крылом Компартии Чили, осуществила самое известное покушение на Пиночета в сентябре 1986 года. Выжить чилийскому диктатору удалось только чудом: по его лимузину стреляли из гранатомета, но первый выстрел дал осечку, а после второго граната пробила стекло машины, но не разорвалась.

В 1989 году Пиночет лишился поддержки населения и был вынужден отойти от власти. После победы демократических сил деятельность Компартии вновь разрешили, и Корвалан объявил о своем официальном возвращении в Чили - все это время он жил в родной стране инкогнито. С поста руководителя чилийских коммунистов он ушел (Корвалану к тому моменту было уже за 70) и постепенно оставил активную политическую деятельность.

Луис Корвалан оставался верен своим идеалам до самой смерти. В своих немногочисленных интервью он неизменно утверждал, что мир еще вернется к социалистическому пути развития, что даже распад СССР, который он тяжело переживал, является лишь временной передышкой капиталистов. Еще он говорил, что мечтает пережить Пиночета, и известие о смерти диктатора в 2006 году воспринял с трудно скрываемой радостью. Теперь не стало и самого "товарища Лучо". В сентябре ему исполнилось бы 94 года.

Павел Борисов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше