Министерство обороны США отказалось рассматривать заявку консорциума американской компании US Aerospace и украинского "Антонова" на участие в тендере ВВС. Поводом стало опоздание курьера с доставкой необходимых документов буквально на пять минут; конкуренты "Антонова" прислали свои заявки кто на 24, а кто на пять часов раньше. Однако консорциум сдаваться не собирается и намерен опротестовать решение Пентагона во всех возможных инстанциях.
Штаб-квартира комиссии, отвечающей за проведение тендера KC-X расположена на территории авиабазы ВВС США Райт-Паттерсон в Огайо - территория режимная, попасть на нее совсем не просто.
Европейский концерн EADS, последний год грозившийся принять участие в тендере, прислал свою заявку в двух экземплярах почти за сутки до истечения срока приема документов. При этом свой пакет документов концерн направил в двух экземплярах - один был доставлен авиапочтой, а другой - наземной курьерской службой. Согласно заявлению EADS это было сделано для гарантированной доставки заявки в комиссию. Документы Boeing прибыли на место в единичном экземпляре в 9:00 9 июля 2010 года.
Курьер от US Aerospace, возглавляющей американо-украинский консорциум, согласно заявлению компании, прибыл на проходную авиабазы ВВС в 13:30 по местному времени 9 июля. Что там произошло, достоверно установить вряд ли получится, однако документы оказались в руках комиссии в 14:05 - с опозданием на пять минут. Пентагон никак это объяснение не комментирует и, по большому счету, не обязан. По версии же US Aerospace, дежурные на проходной "намеренно не пропускали курьера", а когда все же впустили его, то специально же неверно указали местоположение штаб-квартиры KC-X.
"Мы рассматриваем только две заявки в конкурсе. Я не знаю точной хронологии прибытия представителя US Aerospace, но он, очевидно, опоздал. У нас есть четкие правила, которые запрещают нам рассматривать заявки, поступившие после дедлайна", - пояснил позицию Пентагона пресс-секретарь Джефф Морелл. При этом он добавил: "Это тендер на 30-40 миллиардов долларов, а не школьное расписание. Срок исполнения здесь важен".
Консорциум US Aerospace и украинского АНТК планировал представить на конкурс сразу три самолета-заправщика, созданные на базе транспортников Ан-124-100 "Руслан", Ан-122 и Ан-112. О последнем сообщалось, что он будет разработан специально для KC-X и станет единственным участником конкурса, полностью созданным с нуля. Ан-112 конструктивно основан на Ан-70 и способен перекачивать свыше шести тысяч литров топлива в минуту. Расходы на создание топливозаправщиков "Антонова", в случае победы компании в тендере, составили бы около 29,5 миллиарда долларов, намного меньше, чем у конкурентов.
Любопытно, что в украинском Авиационном научно-техническом комплексе имени "Антонова" о решении Пентагона узнали позже US Aerospace - 5 августа. Так пишет газета "Коммерсант-Украина". "Я впервые об этом слышу. Мы во многих тендерах участвуем, но не во многих побеждаем. В любом случае участие в конкурсе очень важно для нас - это опыт, который мы получаем: мы узнаем процедуру проведения подобных конкурсов, условия", - заявил газете глава АНТК имени "Антонова" Дмитрий Кива.
2-го же августа US Aerospace, очевидно без ведома украинского партнера, направила в Главное контрольное управление США протест на отказ Пентагона рассматривать заявку консорциума. По словам Арнольда, к протесту прилагаются доказательства того, что курьер прибыл на авиабазу "задолго до 13:30" и того, что его долго не пропускали.
Как бы то ни было, а повлиять своим протестом на ход тендера US Aerospace и "Антонову" вряд ли удастся. Во время рассмотрения протеста, согласно американскому законодательству, тот или иной тендер может быть приостановлен вплоть до окончания разбирательства. Решение о приостановке принимает Главное контрольное управление, которое начнет рассмотрение протеста только 10 ноября 2010 года, за два дня до даты объявления победителя KC-X.
В US Aerospace полагают, что нерадивость Пентагона вызвана "политическими разногласиями с восточноевропейским поставщиком (имеется в виду "Антонов" - примечание "Ленты.Ру")". "Похоже, холодная война продолжается. Но мы уверены, что наша заявка в случае объективного проведения конкурса победит. Этот самолет - лучший", - приводит слова Арнольда "Коммерсант". Отметим, что в начале июля 2010 года американо-украинский консорциум утверждал обратное.
Как бы то ни было, US Aerospace и "Антонову" изменить что-либо удастся вряд ли - похоже, Пентагон заранее настроился на отклонение предложения американо-украинского консорциума. Во-первых, US Aerospace - компания убыточная (чистый убыток по итогам 2009 года - 14 миллионов долларов), а значит ненадежная. Во-вторых, Украина не входит в блок НАТО, а значит делиться внутренними секретами с потенциальным производителем заправщиков для ВВС США американцам не пристало.
Так что опоздание курьера с депешей от "Антонова" Пентагону, взявшемуся рьяно соблюдать правила, пришлось только на руку - не нужно будет изучать многостраничный труд американо-украинских конструкторов. Или делать вид, что изучают.