Президент США Барак Обама впервые за последние месяцы прокомментировал идею строительства мусульманского культурного центра рядом с местом терактов в Нью-Йорке, причем сделал это дважды. Откровения 44-го президента, сначала косвенно одобрившего строительство мечети рядом с местом 9/11, а затем выступившего с разъяснением своих слов, оказались весьма противоречивы и только усилили и без того ожесточенную дискуссию в американском обществе.
Долгожданный комментарий Барака Обамы по поводу мечети, которая может появиться рядом с разрушенными башнями-близнецами, прозвучал 13 августа во время ежегодного ифтара в Белом доме. "Как гражданин и как президент я считаю, что мусульмане имеют такое же право исповедовать свою религию, как и любой другой житель нашей страны", - сказал глава государства, отметив, что подразумевает под этим, в том числе, возможность строительства мечети и культурного центра на частной территории на Манхэттене при условии соблюдения местных законов.
Сторонники проекта, авторство которого принадлежит имаму Фейзалу Абдулу Рауфу, восприняли заявление Обамы однозначно - президент поддержал строительство мечети. Но уже на следующий день Обама разразился новым комментарием, причем не без помощи дотошных журналистов. Поймав Обаму в поездке к Мексиканскому заливу (в ходе которой, к слову, Обама вместе с дочерью собственным примером продемонстрировал безопасность купания в загрязненных нефтью водах), репортеры не преминули воспользоваться ситуацией и задать президенту все тот же волнующий всех вопрос: так что там с мечетью?
Обама, видимо осознавая скоропалительность своего первичного заявления и желая прояснить ситуацию, поспешил заверить общественность, что ни в коем случае не высказывал свою точку зрения на проект имама, а лишь напомнил американцам об их правах, в том числе - о праве возводить любые строения на принадлежащей им территории. "В этом вся Америка", - отметил тогда Обама.
Имам Фейзал Абдул Рауф, уже получивший почти все необходимые разрешения на строительство, планирует построить исламский культурный центр на месте принадлежащего ему здания в двух кварталах от места, где находились башни Всемирного торгового центра. По замыслу инициаторов мусульманской застройки, мечеть рядом с местом терактов станет символом неприятия мусульманами терроризма. Противники проекта видят в нем своего рода мемориал террористам-исламистам, в сентябре 2001 года направившим самолеты в башни-близнецы.
Этот намек на противоречие в комментариях президента вызвал недоумение среди политической общественности США и рядовых американцев. Обаму упрекали в мягкотелости, нерешительности и отсутствии выработанной позиции по этому вопросу, а также в чрезмерной политкорректности. Многие сочли, что главе государства, раз уж на то пошло, следовало бы понятным языком либо полностью поддержать, либо категорически отвергнуть идею строительства мечети рядом с Ground Zero. Обама же, считают критики, поступил в духе российских чиновников худших мировых лидеров, предпочитающих избегать острых вопросов, а не давать на них ясный ответ.
Но большинство недоброжелателей все же увидели в словах Обамы лишь один посыл, а именно - одобрение идеи имама Рауфа. И не удивительно, ведь всякий рядовой американец, как и любой другой человек, привыкший воспринимать заявления политиков буквально, прочитав расшифровку слов Обамы, придет именно к этому выводу. А это, как отмечают наблюдатели, крайне опасно уже для самого Обамы и стоящих за ним демократов. Согласно августовскому соцопросу CNN, 68 процентов американцев выступают против строительства мечети в двух кварталах от места терактов 9/11. Нетрудно догадаться, что эти 68 процентов крайне негативно восприняли хоть и двойственное, но, по мнению критиков, все же одобрительное высказывание Обамы по поводу проекта имама Рауфа.
В ноябре в США пройдут выборы в Конгресс, и уже сейчас ясно, что с такой позицией президента-демократа представителям Демократической партии придется нелегко в борьбе с республиканцами, постепенно отыгрывающими былые позиции за счет непопулярных решений нынешней администрации. Более того, политические эксперты уже сейчас отводят демократам роль догоняющих на выборах, ведь им предстоит вернуть доверие электората, несмотря на неудачу в борьбе с безработицей, сомнительную реформу здравоохранения и другие обещанные, но не оправдавшие ожиданий инициативы. Президент - сторонник строительства мечети станет для республиканцев дополнительным козырем на ноябрьских выборах в американский парламент, прогнозируют аналитики.
Однако нашлись и те, кто чуть внимательнее подошел к анализу заявлений Обамы о предполагаемой мечети в Нью-Йорке. И действительно, в словах Обамы можно увидеть не столько одобрение проекта имама, сколько общее уважительное отношение к исламу и желание дистанцироваться от локальных споров, принявших опасный оборот. Бесспорно, главным атрибутом заявлений Обамы была осторожность - президент хотел угодить и тем и другим, пытаясь избежать таким образом обвинений в отрицании или, наоборот, приверженности тому или иному религиозному течению. Заяви президент о своей всесторонней поддержке мусульманской застройки в "Большом яблоке", на него бы обрушился поток критики со стороны консервативно настроенных американских христиан. А прямая критика проекта имама Рауфа рассердила бы мусульманское население США, спровоцировав уже открытый религиозный конфликт, и без того не обошедший стороной американское общество.
Уклончивость Обамы заронила и другой вопрос среди американцев - а каково истинное отношение к исламу Барака Хусейна Обамы, воспитанного в Индонезии, крупнейшей мусульманской стране мира? С первых дней своего пребывания в Вашингтоне американский президент обозначил курс на примирение Запада с мусульманским миром, что наглядно продемонстрировало ближневосточное турне Обамы в июне 2009 года. Тогда Обама открыто заявил на весь мир - Америка и ислам не являются взаимоисключающими силами, и несмотря на исторические противоречия, пришло время начать все сначала. Тот же лейтмотив частично прослеживался и в первой для Обамы стратегии национальной безопасности США - там особо подчеркивалось, что ислам Вашингтону не враг; Соединенные Штаты, подчеркивал Обама, борются с терроризмом, который не имеет религиозной подоплеки.
Впрочем, поиски глубинного смысла в последних заявлениях Обамы - занятие увлекательное, но малопродуктивное. Хоть кто-то и усмотрел в якобы проявленном Обамой пиетете к исламу подтверждение некогда ходивших слухов о религиозной принадлежности 44-го президента, реальных оснований подозревать Обаму в конфессиональной необъективности пока нет. Однако ясно одно: как бы ни пытался Обама сгладить конфликт вокруг мечети своими обтекаемыми заявлениями, эффект от его слов оказался диаметрально противоположным - президент только подлил масла в огонь, попутно подпортив рейтинги своим однопартийцам.
Артур Степанов