Маленький невежда Символ России на Expo-2010 не удовлетворил "модернизационные амбиции" президента

Действующий российский павильон на всемирной выставке Expo-2010 в Шанхае надо переделать. Такое поручение дал президент России Дмитрий Медведев. В Кремле считают, что нынешняя экспозиция павильона в недостаточной степени раскрывает потенциал России для развития инноваций. Да и выбранный для представления страны персонаж - Незнайка, чье имя, оказывается, переводится на китайский как "маленький невежда", уже вызвал множество негативных отзывов.

Всемирная выставка, или Expo, посвящена технологическому прогрессу. Для первой Всемирной выставки, которая прошла в 1851 году в Лондоне, был построен специальный выставочный зал - Хрустальный дворец из железа и стекла. Начиная с парижской Всемирной выставки 1867 года, участвующие в мероприятии страны стали размещать экспозиции в национальных павильонах.

В 2010 году Expo проходит в Шанхае в течение полугода - с 30 апреля по 31 октября - под девизом "Лучше город, лучше жизнь". Из 189 государств-участников 49, в том числе и Россия, самостоятельно возвели национальные павильоны в выставочном парке, общая площадь которого достигает 5,5 квадратных километра.

Общие инвестиции Китая в организацию Expo-2010 достигли 60 миллиардов долларов - больше, чем в Пекинскую Олимпиаду 2008 года. В ноябре 2009 года сообщалось, что Россия потратит на участие в выставке 1,5 миллиарда рублей.

Площадь российского павильона, открывшегося 1 мая, занимает около 6000 квадратных метров. Предполагается, что за период работы Expo-2010 его смогут посетить от 7 до 10 миллионов человек. Для сравнения, китайская сторона ожидает, что всего на выставку придут свыше 70 миллионов человек.

Согласно описанию на сайте ЭКСПО-2010, в 2008 году состоялся конкурс на лучшую архитектурную идею павильона, в котором приняли участие 23 архитектурных мастерских. Победителем было признано бюро "P.A.P. ER architectural team" с главным архитектором Левоном Айрапетовым. Потом, как пишет обозреватель журнала "Власть" Григорий Ревзин, автором экспозиции в павильоне стал Борис Краснов, президент и арт-директор компании "Краснов дизайн". Фотография Краснова, который в тексте описания павильона не упоминается, размещена на российском сайте Expo.

Оставим в стороне слухи об упоминаемых Ревзиным конфликтах между Айрапетовым и Красновым по поводу оформления павильона. Главное - идея, которую была призвана выражать постройка. На сайте ЭКСПО-2010 указано, что архитектурная концепция и экспозиция павильона "создадут оригинальные условия для посетителей, которые позволят: прикоснуться к пониманию величия российского государства и его народа, ощутить огромный потенциал и устремленность в будущее, в центре которого - интересы Человека".

В результате снаружи постройка состоит из 12 бело-золотых башен и "парящего в воздухе" куба (в действительности опирающегося на башни). Белый и золотой цвета символизируют "исторические образы русской архитектуры", а башни - "быстрорастущие мегаполисы с небоскребами нелинейной архитектуры".

"И это такая ситуация, как если бы хорошая девочка съела галлюциноген: все безвинно, цветочки и ягодки ей снятся, но разрослись они до чудовищных размеров и так прут со всех сторон в синеватом сумраке, что это становится как-то неприлично. А вместо неба лунная поверхность, и по ней ползают лунники, как трилобиты по океанскому дну. Зрелище и так смущающее, а тут еще Незнайка."

Основными экспозициями российского павильона являются "Город будущего глазами детей", а также "Город талантов". Интерьер павильона выполнен по мотивам сказки Николая Носова "Незнайка в Солнечном городе", и основным персонажем внутреннего дизайна является, соответственно, сам Незнайка.

В какой степени персонаж, представляющий Россию на Expo, позволяет посетителям понять "величие российского государства и его народа", сказать трудно, однако уже в конце прошлого года в российских СМИ появлялись робкие сомнения на этот счет. Так, в декабре руководитель Департамента организации национальных и региональных выставок ГАО ВВЦ Надежда Шулдык говорила, что пока не решено, будет ли образ Незнайки использоваться в оформлении павильона. Оказывается, его имя трудно перевести на китайский язык без негативного оттенка. "Незнайка" по-китайски означает "маленький невежда".

Однако замены персонажа не произошло, и в мае Незнайка встречал посетителей павильона России и с экранов рассказывал им об экспонатах выставки. Спустя почти месяц после начала работы выставки в газете "Время новостей" была опубликована статья, где рассказывалось, " как Россия потеряла лицо в Китае". Китайские журналисты надеялись познакомиться с российскими инновационными проектами, но вместо этого, как пишет издание, перед ними "предстал гибрид нуждающегося в средствах технического музея с парком аттракционов среднего уездного города. И вдобавок - 'маленький невежда' в качестве символа России".

Критика интерьеров российского павильона, наверное, так бы и канула в Лету, если бы не намеченный на 28 сентября день России на Expo-2010 и запланированный визит в Шанхай президента России Дмитрия Медведева. 18 августа газета "Коммерсант" со ссылкой на источники в Кремле сообщила, что Медведев счел необходимым переделать российский павильон на выставке и 14 июля подписал соответствующее поручение.

Власти страны отметили, что проект нынешнего павильона готовился три года назад, когда "у России еще не было нынешних модернизационных амбиций". Теперь же экспозиция должна популяризовать современные достижения отечественной науки и крупные инфраструктурные проекты, такие, например, как инновационный центр "Сколково", Олимпиада-2014 в Сочи, саммит АТЭС во Владивостоке, а также туристический кластер в Северо-Кавказском федеральном округе.

Также в Кремле порекомендовали "подключить к организации своих экспозиций ведущие компании России, работающие в области инноваций". В качестве примера (правда, единственного) власти назвали "Газпром", способный "продемонстрировать свои достижения по газификации городов, что имеет для Китая особое значение в плане борьбы с загрязнением окружающей среды".

Необходимость переделки павильона связана и с оформлением интерьеров. Доцент Института стран Азии и Африки МГУ Михаил Карпов пояснил "Коммерсанту", что китайцев потряс выбор Незнайки в качестве "представителя" России на всемирной выставке. Для жителей Китая этот персонаж - антипод стремления к знаниям, присущего конфуцианской культуре.

Об исполнении поручения перестроить павильон президенту должны доложить 1 сентября. Каким образом оно будет выполнено, непонятно - маловероятно, что работающую экспозицию будут закрывать для переделки, теряя таким образом посетителей. Кем планируется заменить многострадального Незнайку, тоже неясно. Впрочем, не исключено, что оформители постараются и найдут неоспоримые аргументы в пользу его присутствия в экспозиции. Вот, например, Чебурашка, известный не меньше Незнайки, в символах Олимпийской сборной ходит с 2006 года, меняя только цвет.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше