Что такое Химки В Москве состоялся массовый оппозиционный митинг-концерт

Москва уже несколько лет не видела акций протеста, сопоставимых по масштабу с митингом-концертом "Мы все живем в Химкинском лесу", который состоялся в воскресенье, 22 августа, на Пушкинской площади. Власти сделали все, чтобы митинг сорвать, но это им не удалось. Тысячи людей на Пушкинской пели вместе с Юрием Шевчуком "Что такое осень" и скандировали "Россия без Путина!".

Митингу предшествовала перепалка между организаторами акции и московскими властями. Первые предпочитали называть мероприятие концертом, причем составу его участников позавидовали бы иные рок-фестивали: Юрий Шевчук, Михаил Борзыкин, Сергей Галанин, Александр Ф. Скляр, Noize MC, "ОтЗвуки Му", "Барто", Padla Bears Outfit, ведущий - Артемий Троицкий. Вторые настаивали на том, что согласован только митинг, а концерта милиция не допустит. Вообще-то это была не более чем игра словами: на митинге разрешено использование звукоусиливающей аппаратуры, и никакой закон не запрещает выступающим не говорить, а петь в микрофон. Создавалось впечатление, что мэрия и ГУВД Москвы просто изобретают повод для разгона мероприятия.

Срыв мероприятия удался лишь отчасти. От участия в нем отказались Сергей Галанин и Александр Ф. Скляр (хотя последний успел записать даже видеообращение с призывом приходить на митинг-концерт), а также Noize MC, которого неровные отношения с правоохранительными органами недавно довели до кутузки.

Не обошлось и без прокремлевского молодежного движения "Наши". Они заявили, что намерены тоже прийти на Пушкинскую площадь и призывать собравшихся "вместо песен и плясок" делом показать свою заботу о Химкинском лесе, а именно - отправиться туда убирать мусор. Забегая вперед, скажем: "Наши" в довольно большом количестве бродили по Пушкинской во время митинга и распространяли свои листовки, но желающих присоединиться к ним, кажется, так и не нашлось.

Фоторепортаж с митинга

Фоторепортаж с митинга

Lenta.ru

Государственное телевидение отреагировало на мероприятие творчески: в вышедшем на "Вестях 24" в субботних вечерних новостях сюжете о том, как "Наши" убирали Химкинский лес, концерт был упомянут как уже состоявшийся, хотя до него оставались еще сутки. Телеканал объяснил происшествие ошибкой редактора. И хотя никогда нельзя недооценивать способность людей совершать глупые ошибки, трудно отделаться от ощущения, что и этот сюжет должен был поспособствовать снижению численности митингующих. Еще раз забегая вперед, скажем, что в день митинга-концерта ГУВД Москвы, а также отдельные СМИ и блогеры сообщали, что на Пушкинскую пришли около 800 человек. Эта цифра занижена как минимум раза в четыре.

В день митинга-концерта двое из трех заявителей мероприятия были задержаны милицией. Они повели себя не слишком осмотрительно: отправились на не согласованное с властями шествие в честь Дня государственного флага по Новому Арбату. Среди задержанных был лидер московской "Солидарности" и один из заявителей митинга в защиту Химкинского леса Михаил Шнейдер. Позже, уже по пути на Пушкинскую, был задержан другой заявитель, правозащитник Лев Пономарев. На свободе остался только один - Александр Долгалев, представляющий организацию "Гражданский долг". Допусти он малейший промах - задержали бы и его, и тогда милиция имела бы формальное право разогнать мероприятие.

Вечером 21 августа в подмосковном Жуковском были задержаны около 70 человек, принадлежащих к анархо-антифашистскому движению. Они направлялись на концерт. Все подобные мероприятия антифа готовятся конспиративно. 28 июля именно под прикрытием такого концерта готовилась акция у химкинской мэрии. ГУВД Московской области побоялось повторения истории, хотя в этот раз антифа, как они уверяют, действительно собирались просто послушать музыку. Концерт был сорван. Задержанных вскоре отпустили, кроме одного - Александра Пахотина, которого, наряду с Максимом Солоповым и Алексеем Гаскаровым, подозревают в организации химкинской акции.

Спор о терминах "митинг" и "концерт" перерос в ожесточенную борьбу за звукоусиливающую аппаратуру. Как рассказали организаторы мероприятия, неизвестные на мотоциклах, нагнав на подъездах к центру города грузовик, который вез усилители на Пушкинскую, прокололи ему шины. Машина все же продолжила движение, но на Тверской была остановлена "гаишником" в чине ни много ни мало полковника. У него возникли вопросы по поводу разрешения на въезд грузовика в центр, потом - по поводу документов, подтверждающих собственность на аппаратуру, потом - по поводу чистоты номерных знаков. Организаторы митинга уверяют, что все документы были в порядке, но машину и водителя все равно задержали. В итоге до Пушкинской довезли (с часовым опозданием) только сцену, а звукоусилителей митингующие так и не дождались.

Ничего не было слышно. Почти ничего не было видно. На перегороженную ОМОНом площадь можно было попасть только через два входа, на каждом из которых стояло по три "рамки". То и дело начинал накрапывать дождь. Тем не менее, к половине шестого вечера (митинг начался в пять) на Пушкинской собрались тысячи две человек. Еще едва ли не столько же стояли в очередях на вход и постепенно пробирались на площадь. Несколько сотен человек сидели на ступеньках перед киноконцертным залом "Россия". Несмотря ни на что, люди не расходились.

На площадь не пустили группу "Вежливый отказ", заявив, что "с музыкальными инструментами нельзя". Юрия Шевчука с гитарой все-таки пропустили: то ли милиционеры просто не успели сориентироваться, то ли побоялись спровоцировать бурное возмущение толпы. Убедившись, что звука не дадут, Шевчук расчехлил гитару, взгромоздился на стремянку, которую ему одолжили телевизионщики, и запел - просто так, без микрофона, даже без мегафона. Площадь нестройно подпевала ему, и это, признаться, производило сильное впечатление.

Потом все-таки появился мегафон, но он не спас положения: слышно было почти так же плохо. Со сцены доносились обрывки речей о том, как важно сохранить Химкинский лес; о том, что проект трассы Москва-Петербург, ради которого лес вырубают, сильно отдает коррупцией; о том, что активисты антифа Максим Солопов и Алексей Гаскаров, арестованные за битье стекол в здании администрации Химок, являются фактически заложниками, а дело против них сфабриковано. Время от времени толпа подхватывала лозунги и принималась скандировать: "Трассу - в обход!", "Руки прочь от Химкинского леса!", "Это наш лес!", "Это наша страна!", а также - с особым воодушевлением - "Россия без Путина!".

Этот митинг вновь подтвердил, что битва за Химкинский лес давно уже переросла собственно лес. Хотя бы попытаться отстоять его - дело принципа для самых разных общественных движений: от экологов до антикоррупционеров, от правозащитников до анархистов, от либералов до коммунистов. Главный вопрос, собственно говоря, заключается уже не в том, вырубят или не вырубят лес, и не в том, по какому маршруту в конце концов пройдет трасса Москва-Петербург - петлями через лес или по прямой в коридоре Октябрьской железной дороги. Главный вопрос - удастся ли в этом конкретном случае "прогнуть" власть.

Скорее всего, не удастся. И власть, кажется, гордится своей несгибаемостью. Но, как говаривал Станислав Ежи Лец, несгибаемость часто является следствием паралича.

Артем Ефимов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше