В ФРГ разгорелся нешуточный политический скандал вокруг книги известного своими критическими высказываниями в адрес иммигрантов члена правления Бундесбанка Тило Саррацина "Германия - самоликвидация, или Как мы ставим нашу страну на карту" ("Deutschland schafft sich ab. Wie wir unser Land aufs Spiel setzen"). Даже не вокруг самой книги: отличительной чертой поднятой шумихи является то, что книгу еще никто не прочел, а она уже была осуждена. Может, и за дело - хотя прочитать, наверное, стоило. Или не стоило? Большинство представителей немецкого политического истеблишмента уверено, что не стоило - и так все ясно.
Разумеется, сейчас, после выхода книги в печать, наверняка появится - по крайней мере, хотелось бы на это надеяться - ее содержательный анализ, пусть даже разгромный, который, однако, позволит по существу рассмотреть поднятые Саррацином вопросы о старательно педалируемом им "немецком упадке", а точнее - о социальной, образовательной и иммиграционной политике, проводимой немецким властями в последние десять лет. Рассмотреть и признать его выводы, к примеру, несостоятельными.
Впрочем, отдельные пассажи из этого труда были известны публике. В ФРГ существует практика, когда издательство за некоторое время до выхода книги в свет начинает рассылать в газеты так называемые гранки, или экземпляры для прессы, чтобы дать возможность критикам ознакомиться с новинкой и подготовиться к премьере. Таким образом, в СМИ могут появляться анонсы, которые, однако, не являются полновесными рецензиями, поскольку разглашать содержание книги до официальной даты публикации запрещено, а направлены на то, чтобы привлечь внимание читателей к выходу книги. Что-то подобное появилось в Bild, Spiegel и FAZ.
Согласно этим публикациям, Тило Саррацин считает, что "золотой век" Германии, начавшийся после войны и характеризовавшийся как "немецкое чудо" благодаря росту экономики и благосостояния граждан, уже прошел. Власти, однако, до сих пор не сделали никаких выводов или же сделали, но ошибочные. Население ФРГ уменьшается, ежегодная рождаемость сократилась с 1,3 миллиона детей в шестидесятые годы до 650 тысяч в 2009 году. Если так и будет продолжаться, рассуждает Саррацин, то через 90 лет рождаемость упадет до 200-250 тысяч детей в год. Хуже всего, что постепенно падает и средний интеллектуальный уровень немцев, потому что образованные женщины рожают все меньше или не рожают вообще. Положение могли бы спасти иммигранты, однако не спасут, и прежде всего из-за преобладания среди них мусульман, которые в силу культурных и мировоззренческих особенностей и нежелания интегрироваться в немецкое общество не смогут компенсировать возникающий дефицит квалифицированных специалистов.
Стоит еще раз отметить, что речь идет не о синопсисе, а о том, что то или иное издание посчитало нужным осветить в преддверии выхода книги. В частности, Spiegel вынес на передний план фразу Саррацина о мигрантах-мусульманах, растиражированную потом другими СМИ: "В культурном и цивилизационном аспекте их ценности и представления об устройстве общества являются шагом назад... Я бы не хотел, чтобы страна, в которой будут жить мои внуки или правнуки, была бы по большей части мусульманской, где на улицах говорили бы по-турецки и по-арабски, где женщины ходили бы в платках, а ритм жизни задавал призыв муэдзина с минарета".
А обозреватель FAZ Кристиан Гейер (Christian Geyer) в статье от 26 августа пришел к заключению, что, говоря о культурных особенностях, культурной идентичности и национальном характере, Саррацин на самом деле говорит о биологических, генетических особенностях, которые якобы не позволяют тем же мусульманам быть достойными членами немецкого общества. В подтверждение Гейер привел слова Саррацина о том, что из-за существующей на Ближнем Востоке практики заключения браков между родственниками там широко распространены наследственные болезни. Отсюда легко сделать вывод о вероятной приверженности Саррацина идеям расовой чистоты, на что автор статьи намекает
Расист Саррацин или нет, не читая его книги, сказать нельзя. Кроме того, все эти предварительные обзоры не принесли ничего нового. О негативной роли иммигрантов из стран Ближнего Востока и Турции Саррацин высказывался уже не раз. В 2009 году он спровоцировал скандал, дав развернутое интервью журналу Lettre International. Его уже тогда попытались исключить из СДПГ и уволить из Бундесбанка, однако безуспешно (хотя полномочия в банке ему все-таки урезали). Иными словами, пока непонятно, что нового придумал Тило на этот раз, выпустив книгу на 465 страницах, с 538 подстраничными ссылками-примечаниями и более чем полусотней статистических таблиц и диаграмм.
Не исключено, что пассаж о мигрантах-мусульманах является всего лишь второстепенным эпизодом, а центральные темы рассуждений об упадке Германии совсем другие: падение рождаемости, уровня образования, растущее число пенсионеров, безработица и прочее. Мало ли в современной Германии проблем? В конце концов, не нужно упускать из виду, что Тило Саррацин не политик-демагог, а технократ, пусть даже известный своими резкими, будоражащими общественность заявлениями. Он являлся одним из архитекторов валютного союза ГДР и ФРГ, работал сенатором Берлина (аналог земельного министра) по финансам, являлся советником предыдущего главы Немецких железных дорог Хартмута Медорна (Hartmut Mehrdorn). О "Германия - самоликвидация" Саррацин говорил (хотя, возможно, лукавил), что это "книга по специальности" (Fachbuch).
Но ждать оказалось невтерпеж. В течение недели, предшествующей официальному выходу книги в свет, в немецкой прессе стремительно множились негативные и критические высказывания в адрес Тило Саррацина, которые вскоре приобрели едва ли не обвальных характер. Отметились все, начиная от председателя турецкой общины Германии Кенана Колата (Kenan Kolat) и заканчивая канцлером Ангелой Меркель, а также свежеиспеченным пресс-секретарем правительства ФРГ Штефаном Зайбертом. Саррацин оскорбил мигрантов. Саррацин перешел черту. Он разжигает межнациональную и межрасовую ненависть. Его взгляды несовместимы с членством в СДПГ и с должностью члена правления Бундесбанка. Председатель СДПГ Зигмар Габриэль отметил, что не понимает, почему Саррацин все еще является членом социал-демократической партии. Член Центрального совета евреев в Германии Штефан Крамер (Stephan Kramer) заявил, что Саррацин систематически порочит представителей национальных и религиозных меньшинств, и посоветовал ему перейти в NDP.
Безотносительно к содержанию "Германия - самоликвидация", которое и впрямь может оказаться насквозь шовинистским, шумиха вокруг книги очень напоминает скандал, разразившийся вокруг первой части мемуаров Гюнтера Грасса "Луковица памяти". Тогда, в августе 2006 года, за несколько недель до их выхода в свет в немецкой прессе появились сенсационные сообщения: Грасс в своей новой книге признался, что служил в СС. В СМИ поднялась настоящая буря, сопровождавшаяся обвинениями в духе "почему столько лет лгал и скрывал". В итоге издательство было вынуждено начать продажи раньше срока. Страсти улеглись, лишь когда читатели ознакомились с книгой и всем стало ясно, что ни о какой разоблачительной сенсации речь не идет. Впрочем, Грасса тут же обвинили в ловком пиар-ходе (подробнее об этом можно прочитать в послесловии Бориса Хлебникова к русскому изданию мемуаров писателя).
Тило Саррацин ни по одному пункту, разумеется, не Гюнтер Грасс, но ситуация похожа. Масла в огонь подлило еще одно высказывание, сделанное Тило Саррацином в интервью Welt am Sonntag буквально накануне выхода книги в свет: "У всех евреев есть определенный ген, и у басков есть определенный ген, который отличает их от других". Тут на него набросились снова. Гены и национальная принадлежность - это очень скользкая тема, особенно в Германии, где одно время евгеникой на свой лад усиленно занимался самый известный строитель автобанов. Саррацин утверждал было, что прочел о еврейском гене у каких-то израильских ученых, однако выглядел все равно нелепо.
Апофеоза скандал достиг 30 августа, в день официального выхода "Германия - самоликвидация" в свет. Саррацин еще не успел представить свою книгу, а перед залом в Берлине, где проходила пресс-конференция, уже собралась толпа активистов (Die Linke и другие), требовавших, чтобы автора вычистили из рядов СДПГ и Бундесбанка. Сама пресс-конференция, тем не менее прошла спокойно. Может быть, во многом благодаря присутствию на ней немецкого социолога турецкого происхождения Неклы Келек (Necla Kelek), которая встала на защиту книги Тило Саррацина. Ранее социолог также опубликовала развернутую статью в FAZ. Келек отметила, что тезисы, высказанные автором, должны стать предметом для дискуссии, однако посетовала, что политический класс Германии, на который направлена критика Саррацина, ничего обсуждать не желает. Обвинения в расизме Келек связала с тем, что критики, судя по всему, даже не знают, о чем говорят, и самой книги не читали.
"Никто из критиков Саррацина пока ничего не сказал по существу, - заявила Некла Келек в интервью FAZ. - Некоторые политические высказывания создают впечатление, будто речь идет о каком-то немецком Хайдере или Гиирте Вилдерсе. Вероятно, многие хотели бы создать образ идеального врага, лишь бы только не пришлось самим разбираться в данном вопросе. Однако ни социал-демократ Тило Саррацин, ни его книга в такие враги не годятся, даже если кому-то этого очень хочется". Саррацин и сам держался вполне достойно, без эскапад. На вопрос, как он относится к критике Ангелы Меркель в свой адрес, он ответил: "Не могу себе представить, что Ангела Меркель, с ее напряженным графиком работы, нашла время прочитать мою книгу". Тем не менее, в ходе пресс-конференции пришло сообщение, что СДПГ начала внутрипартийное разбирательство, итогом которого может стать исключение Саррацина из партии.
Не менее примечательным стало состоявшееся в этот же день телевизионное выступление Тило Саррацина в ток-шоу Райнхольда Бекмана (Reinhold Beckmann). Его оппонентами выступали заместитель председателя СДПГ Олаф Шольц (Olaf Scholz), председатель фракции "Зеленых" в бундестаге Ренате Кюнаст, а также министр по делам интеграции в правительстве Нижней Саксонии Айгюль Эзкан (Ayguel Oezkan), которая стала первым выходцем из среды турецких мигрантов, занявшим министерский пост (и, еще не вступив в должность, спровоцировала в апреле этого года скандал не хуже Саррацина, заявив, что распятия из школ Нижней Саксонии надо бы убрать). С учетом промежутка между выходом почти 500-страничной книги в продажу и началом передачи можно утверждать, что оппоненты Тило Саррацина могли ознакомиться лишь с ее обложкой.
Впрочем, такие мелочи еще никогда не мешали серьезной политической дискуссии. Тило Саррацин, как отмечает Welt, отвечая на вопросы, старался приводить статистические данные из своей книги. На что лидер "Зеленых" Кюнаст громогласно заявила: "Если бы Бог хотел, чтобы этот мир мог объяснить и познать себя только через сложение чисел, то в первый день творения Он изобрел бы числа". Тут, как говорится, занавес. И заодно объяснение того, почему "Зеленые" выступают против АЭС. Не удивительно, что по итогам голосования, проводившегося в ходе телепередачи, 70 процентов телезрителей поддержали Саррацина, заявив, что "никакой черты" он "не перешел". "Это ничего не говорит о взглядах молчаливого большинства", - пишет Welt.
И все же многие в Германии, как ни странно, считают, что книгу, перед тем как обсуждать, надо прочесть. Хотя для политического класса Германии это не важно. Судьба Тило Саррацина, кажется, уже решена, и закончит он так же, как некогда известная телеведущая ARD Ева Херман, опрометчиво заявившая, что во времена национал-социализма семья и материнство находились в почете. Саррацин нечитабелен. Политически нечитабелен, и поэтому будет задвинут на полку.
Алексей Демьянов