Борьба за соблюдение авторских прав в России достигла пика. В ближайшее время российские импортеры и производители техники и информационных носителей будут выплачивать миллионы долларов некоему обществу, которое затем будет распределять их между авторами. Основной претендент на эти деньги – союз, созданный режиссером Никитой Михалковым.
В начале октября российские власти заявили, что достигли прорыва на переговорах с США о вступлении в ВТО. Министр финансов Алексей Кудрин даже уточнил, что процедура вступления начнется максимум через четыре месяца. Помимо "куриной" темы американцев всегда интересовал вопрос с соблюдением авторских прав: США грозились не пустить Россию в организацию, если она не будет защищать интеллектуальную собственность. Москва ответила американцам принятием четвертой части Гражданского кодекса. В ней, в частности, говорится, как именно надо собирать деньги за публичное воспроизведение музыки, фильмов, и кто это должен делать.
Государство к сборам авторских отчислений в России имеет отношение весьма опосредованное. Согласно ГК, сбором денег и перечислением их авторам должны заниматься специально аккредитованные организации, которых отбирают на конкурсной основе. Часть сборов эти организации оставляют себе. Всего в ГК определены шесть сфер деятельности для коллективного управления авторскими и смежными правами, для пяти из которых аккредитованные организации уже назначены. Это Российское авторское общество (РАО), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Некоммерческое партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (НП УПРАВИС).
РАО, созданное еще в 1993 году, занимается защитой авторских прав, то есть тех, кто написал само произведение. Общество собирает с театров, организаторов концертов, ресторанов и прочих площадок деньги для десятков тысяч российских и сотен тысяч иностранных авторов. ВОИС, "дочка" РАО, распределяет выплаты между исполнителями и изготовителями фонограмм. Эти организации отвечают за четыре из шести перечисленных в ГК сфер, а за пятую сферу - использование произведений изобразительного искусства, авторских рукописей литературных и музыкальных произведений - отвечает НП УПРАВИС.
В сентябре 2010 года Росохранкультура должна была аккредитовать организацию для шестой, самой "жирной" сферы: сбора вознаграждения за копирование в личных целях. Если в первых пяти сферах отчисления взимаются с пользователей защищенных произведений, то в шестой плательщиками являются импортеры и производители чистых носителей и записывающей аудиовидеотехники.
Презумпция виновности
Подобная схема является прямым заимствованием западной правовой практики. Правообладатели полагают, что покупатель чистого носителя (диски, флешки и т.д.), как и копировальной техники, может скопировать лицензионное произведение в личных целях. Поскольку отследить факт такого действия в каждом отдельном случае невозможно, то законодатели во многих странах мира сочли резонным, что легче превентивно обложить налогом всю продукцию, которая может быть использована для такого копирования.
По данным "Коммерсанта", в 2009 году РАО и ВОИС, крупнейшие сборщики авторских отчислений, получившие госаккредитацию, совокупно собрали около 3,3 миллиардов рублей, из которых примерно 23 процента забрали в счет оплаты собственных расходов. После вычета налогов авторы получили только 69 процентов сборов. НП УПРАВИС в 2009 году вообще не смогло собрать ни копейки, отмечало издание.
Так же было решено поступить и в России, несмотря на то, что подобная практика плюет на презумпцию невиновности россиян. "Новая газета" отмечала, что в США, стране, где также действует похожий налог, он является одним из самых мягких. При этом компьютерные приводы и диски таким налогом не облагаются. В Австралии взимание подобного сбора было и вовсе признано неконституционным. В России, однако, введение аналогичного налога предусмотрено законодательством. По экспертным оценкам, речь может идти о совокупных сборах в 100 миллионов долларов в год.
За право быть аккредитованным в качестве нового "сборщика" борются две организации - Российское общество по смежным правам (РОСП) Ахмеда Тагибова и Российский союз правообладателей (РСП) Никиты Михалкова. Последняя организация считается фаворитом. Журнал "Русский Newsweek" полагал, что Росохранкультура аккредитует именно РСП. Так ли это на самом деле, неясно, поскольку Росохранкультура конкурс отложила без объяснения причин.
Решение о том, какая именно организация получит такую аккредитацию, в Росохранкультуре должны были принять до 5 октября, однако этого не произошло. Газета "Коммерсант" писала, что сейчас в Министерстве культуры готовится постановление о ставках вознаграждения, списке оборудования и порядке сбора отчислений, без которого Росохранкультура не решилась выдавать свидетельство об аккредитации.
Президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Онищук ранее оценивал его в 15-20 миллиардов долларов в год. Рынок сотовой связи в России в 2009 году, по оценкам AC&M Consulting, превысил 20 миллиардов долларов, а широкополосного доступа в интернет, по оценке J'Son & Partners, – более 2 миллиардов долларов.
В 2005-2007 годах, до вступления в силу четвертой части ГК, сбором средств с носителей занималось РОСП. Тогда организация взимала 3 процента с техники и 5 процентов с носителей. При этом она обязалась ежеквартально распределять и выплачивать собранное вознаграждение (40 процентов авторам, 30 - исполнителям и 30 - производителям фонограмм). Теперь решать, сколько именно средств будет взиматься с производителей и импортеров техники, будут чиновники. Они же ориентируются на аналогичные ставки, которые уже действуют в Казахстане и Белоруссии – 1 процент от стоимости с техники и 3 процента - с носителя.
Министерство культуры изначально предполагало, что для всей ввозимой техники и носителей необходимо ввести единую ставку в 0,5 процента. Позднее ставки авторского вознаграждения выросли до 1 и 3 процентов для техники и носителей соответственно. На введении подобных ставок, кстати, настаивал и РСП Михалкова.
Подобный "оброк" с импортеров предполагается взимать через импортные пошлины, а то, как будут собираться деньги с местных производителей, вообще неизвестно. Законопроект Министерства культуры предполагал, что отчисления будут делаться на основе данных налоговых органов. Однако у ФНС нет не только прав, но и возможностей предоставлять такие сведения. Издание "Маркер" утверждает, что дело в том, что организации сдают в налоговую обобщенные финансовые показатели, из которых вычислить объем реализации конкретного продукта просто невозможно.
Фонд для кого?
"Русский Newswek" писал, что бизнес на авторских правах прозрачностью в России никогда не отличался. Существовали несколько способов обмануть авторов. Например, не сообщить о том, что деньги для них собраны, а по истечении трех лет автор уже не сможет их получить. Журнал отмечал, что когда деньги начнут собирать с пустых дисков, перед сборщиками встанет все та же проблема распределения, ведь посчитать, на скольких дисках будет скопирована, к примеру, песня The Beatles, невозможно.
25 сентября Госдума приняла поправки в статью 1273 части 4-ой Гражданского кодекса. Ранее она позволяла копировать фильмы, музыку и отрывки из книг для личных нужд. Новые поправки, однако, объявляют копирование незаконным в случае, если в нем нет "необходимости". Что такое необходимость, как она определяется и кто ее будет определять, неизвестно.
Сейчас, впрочем, неизвестна даже доля, которую получит от будущего сборщика все авторское сообщество. РСП Никиты Михалкова (учрежден Российским авторским обществом и Фондом кино Никиты Михалкова) ранее предлагал схему распределения отчислений, согласно которой собственно правообладатели получат всего 15 процентов выручки, на содержание аппарата организации будет тратиться до 25 процентов, в созданный самим РСП фонд будет уходить до 60 процентов от собранных средств.
Президент России Дмитрий Медведев полагает, что действующие глобальные конвенции по авторскому праву уже не способны регулировать развивающиеся технологии. "У нас наиболее тяжелая может быть ситуация, потому что на общее бескультурье накладывается к сожалению", - отметил он, добавив, что в России это проблема ментальная. Метод борьбы в России с этой бедой у президента также есть. "Не через раз привлекать к ответственности, ни через два, а привлекать всех, кого-то там к штрафу, кого-то, если идет речь об одиозных копированиях, таких широкомасштабных, и к уголовной ответственности", - полагает Медведев.
Как именно этими 60 процентами распорядится фонд, пока неизвестно, но сообщение о подобной инициативе уже вызвало возмущение, прежде всего, в рядах самих правообладателей. В сентябре "Российская газета" сообщала, что группа авторов и исполнителей подготовила письмо премьер-министру РФ Владимиру Путину с просьбой не допустить ущемления прав "широкого круга российской творческой интеллигенции" со стороны РСП. Какие именно авторы подписали письмо, газета не сообщала.
Зато Анжелика Коротаева, исполнительный директор РОСП, прямо заверяла "Новую газету", что РСП не соответствует положению об аккредитации, в котором прописаны требования к организации. По ее мнению, у РСП нет опыта работы в данной сфере, а те самые 60 процентов пойдут "в фонд поддержки кино", очевидно, самого Никиты Михалкова. На это в пресс-службе РСП указывали, что возможность создания подобного фонда предусмотрена уставом организации, равно как и возможность отчислений в него до 60 процентов собранных средств. "Это тоже решение самих правообладателей. Однако данный фонд не создан и его создание на сегодняшний день не рассматривалось", - отмечали в РСП.
Бороться РОСП и РСП есть за что. 11 октября в Госдуму были внесены поправки, которыми сотовых операторов и интернет-провайдеров могут обязать перечислять ежеквартально до 2 процентов от всей выручки в пользу авторов музыкальных произведений. Газета "Коммерсант" утверждает, что собирать эти деньги будет та же организация, которая получит право на сборы с импортеров и производителей звукозаписывающей техники и чистых носителей.