Некогда безумно популярная серия Medal of Honor к своему закату в 2007 году успела растерять армию поклонников и скатиться до уровня средненьких стрелялок про Вторую мировую. Спустя два с небольшим года, когда Call of Duty стала почти недосягаемым лидером на рынке псевдореалистичных шутеров от первого лица и побила все мыслимые рекорды продаж, издательство Electronic Arts объявило о перезапуске Medal of Honor в современном антураже. Разработчики новой MoH обещали составить Call of Duty серьезную конкуренцию, однако, очевидно, поторопились.
Последние несколько лет тема современных вооруженных конфликтов в играх находится на пике популярности. Самые продаваемые шутеры, за вычетом ряда проектов вроде Halo и Killzone, были посвящены боям XXI века - тут и Rainbow Six, и GRAW (консольный), и дилогия Modern Warfare. Интерес игроков к подобным проектам довольно просто объяснить: геймеров заставляли стрелять в монстров еще со времен Doom - надоело; за последние лет 10 вышло неприлично много шутеров про Вторую мировую - фашисты надоели не меньше упомянутых монстров.
По Кандагарам, по Кандагарам, по Кандагарам
Поймать волну изо всех сил постарались разработчики Medal of Honor - студии Danger Close и DICE. Действие шутера разворачивается в Афганистане. Изначально в основе событий игры были заложены реальные операции коалиционных сил, воюющих с "Талибаном", однако впоследствии от излишней приверженности историческим фактам пришлось отказаться. Сюжет заменили на полностью вымышленный, но, как подчеркивают разработчики, вполне соответствующий реалиям войны в Афганистане. В частности, геймерам предстоит сражаться не только с талибами, но и с арабскими наемниками и чеченскими боевиками.
Главных героев в Medal of Honor (в смысле, персонажей, за которых геймерам дают поиграть) - трое четверо. Это боец элитного подразделения Tier 1, снайпер, рейнджер армии США и оператор наведения боевого вертолета Apache. История провальной военной операции, задуманной вашингтонским генералом-самодуром, развивается очень динамично во многом за счет того, что миссии всех трех героев продолжают друг друга. В конце каждого уровня управление переходит от одного персонажа к другому: американского рейнджера внезапно спасает вертолет, после чего игроку дают полетать на Apache. Затем вертолет игрока от зенитного огня спасает снайпер Tier 1, управлять которым придется в следующей главе, и так далее.
Get the Flash Player to see this player.
lentavideo ('video/games/moh/video4', 640, 360, 'player1');<br />Фоном для боевых действий становится настоящая штабная драма: пока пехота отстреливается от вездесущих талибов, геймеры в перерывах между уровнями наблюдают ожесточенное противостояние между белым генералом и чернокожим офицером. Генерал требует захватить некую точку в течение суток, на что офицер резонно замечает, что вместо отправки войск сперва неплохо было бы провести разведку и как следует разбомбить позиции боевиков. В итоге все делают так, как велел генерал - ну и, естественно, все идет наперекосяк. Если пытаться отыскивать в этой истории глубинный смысл, то сюжет MoH можно принять за аллюзию на политическое противостояние в США. Белый генерал, требующий немедленно надрать всем задницу, олицетворяет собой республиканскую администрацию Джорджа Буша, ну а чернокожий офицер - это такой умненький (и до тошноты правильный, как Миша Поляков из "Бронзовой птицы") Барак Обама.
И вместе с нами танцуют горы
По геймплею и структуре заданий Medal of Honor очень похож на Modern Warfare. С оглядкой на Call of Duty было сделано, кажется, почти все: и управление, и баланс оружия, местами - структура уровней и даже "трагичные" сюжетные повороты. Что в Medal of Honor уникально и при этом здорово сделано - это окружение и горные пейзажи, которые смотрятся очень свежо и умудряются не надоесть до конца игры.
К сожалению, в уникальных локациях кроется один из самых главных недостатков гейм-дизайна Medal of Honor. Будучи зажатыми в рамках жанра "рельсового" шутера, разработчики должны были ограничивать свободу игрока на уровнях, но так, чтобы при этом не превратить окружение в безжизненное нагромождение булыжников. Решение было найдено, но не самое изящное.
Игра накладывает на геймера совершенно дурацкие и ничем не обоснованные ограничения. Главные герои, особенно это бросается в глаза на первых этапах игры, не в состоянии перелезть через небольшую стену или забраться на уступ. При этом компьютерные напарники проделывают эти трюки без особых сложностей и потом услужливо протягивают персонажу руку: мол, давай, немощный, подниму.
Другой недостаток дизайна уровней Medal of Honor - это вездесущие "невидимые стены", из-за обилия которых часа через три начинаешь чувствовать себя виртуальным мимом. "Мертвые зоны" есть почти в любой игре, но MoH на нашей памяти - первый за последние пару лет проект такого уровня, который настолько часто позволяет себе "запирать" игрока в совершенно дурацких местах. То игрокам не дают пройти в открытую дверь, пока он не убьет всех врагов в здании. То герой не может ползком пробраться в пещеру, куда запросто попадает вприсядку. Зачастую неудачные скрипты тоже встают на пути: эпизод, когда напарники запирают тебя во дворе и держат дверь закрытой, пока ты не перестреляешь всех снайперов, способен вызвать только недоумение. В итоге очень страдает динамика игры, да и впечатление от в общем-то неплохой одиночной кампании изрядно портится.
Get the Flash Player to see this player.
lentavideo ('video/games/moh/video1', 640, 360, 'player2');<br />Жертвы реализма
Danger Close хорошо постарались удержать Medal of Honor в рамках исторических реалий. Отразилось это, прежде всего, на очень скромном наборе оружия в одиночной кампании. По большому счету, всю игру приходится бегать с четырьмя-пятью видами оружия, что по нынешним временам более чем скромно. Немного выручают дополнительные устройства, вроде системы лазерного наведения, которая на определенных этапах игры позволяет вызвать поддержку с воздуха и выбрать, каким образом уничтожать врагов - пулеметом или разными видами ракет.
Крайне невзрачными получились компьютерные оппоненты. Видимо, также руководствуясь соображениями реализма, талибы предстают почти полностью беспомощными бойцами, лишь изредка способными доставить игроку хлопоты за счет подавляющего численного преимущества. Чуть более опасными кажутся чеченские и арабские наемники, но и те серьезного сопротивления американскому спецназу оказать не могут. К слову, за время одиночной кампании игроку придется убить больше чеченских боевиков, чем их существует в самой Чечне по версии официального Грозного.
Из-за беспомощности врагов Medal of Honor, вне зависимости от уровня сложности, может показаться опытным игрокам очень легкой. Игра "пробегается" на одном дыхании за один вечер - пройти кампанию MoH можно за 4-6 часов. Комментировать тут что-либо излишне.
Всех вас вместе соберу
Незадолго до релиза MoH вокруг игры разгорелся нешуточный скандал: военные всех мастей из Великобритании и США стали требовать чуть ли не полного запрета игры из-за того, что в мультиплеере игрокам давали возможность повоевать на стороне движения "Талибан". Такая реакция немало удивила разработчиков проекта, однако в итоге они заменили талибов в многопользовательских матчах на безликие "вражеские войска".
Многопользовательские режимы Medal of Honor поручили проверенным людям - шведской студии DICE, на счету которой серия шутеров Battlefield. Фактически, MoH - это две игры на разных движках. Однопользовательская кампания создана на модифицированной версии Unreal Engine 3, а мультиплеер - на движке Frostbite, использованном в Battlefield.
Глядя на многопользовательский режим MoH, невольно вспоминается старый анекдот про колумбийских физиков-ядерщиков: что бы они ни пытались сделать, все равно получается кокаин. У студии DICE по сути та же самая проблема: мультиплеер MoH с технической точки зрения мало чем отличается от Bad Company 2.
Судите сами: классы персонажей очень похожи на то, что можно видеть в BF:BC2, новые виды оружия открываются при "прокачке" той или иной специализации, к тому же игровая механика досталась игре от Battlefield. Главные отличия - это разве что размеры и дизайн карт (локации стали гораздо компактнее и больше походят на то, что мы видели в CoD), баланс оружия, а также канувшая в Лету разрушаемость зданий.
Получается, что в EA попытались угодить всем: и фанатам "родной" серии от DICE, и поклонникам Call of Duty. Как геймеры оценят такой подход, остается только гадать - тут лучшим показателем станут продажи и популярность проекта в сетевых сервисах.
Вместо заключения
Несмотря на ряд неудачных дизайнерских решений, перезапуск серии Medal of Honor можно назвать удавшимся. Чего-то сверхъестественного от MoH ждать не стоит: игра вышла неплохая, но многих надежд не оправдала - из нее получился просто еще один качественный шутер. Который, если не эстетствовать и не придираться к просчетам разработчиков, способен увлечь нетребовательного игрока.
Ну а о серьезной конкуренции Call of Duty говорить не приходится - быть просто неплохой игрой для этого явно недостаточно. Очевидно, сериалу Medal of Honor понадобится тщательная работа над ошибками, чтобы побороться за лидерство на рынке. Года через два-три.