За вами не угнаться Спецслужбы США ужесточат контроль за операторами связи

Спецслужбы США задумали изменить закон, согласно которому телекоммуникационные компании обязаны предоставлять властям доступ к персональной информации, которой их клиенты обмениваются друг с другом. В Вашингтоне признают, что силовикам подчас попросту не под силу угнаться за стремительно развивающимися технологиями операторов связи и это существенно замедляет работу служб по пресечению преступлений. Поправки, разрабатываемые в Белом доме при участии министерства юстиции, агентства национальной безопасности, ФБР и ряда других структур, призваны исправить положение вещей.

Американские операторы связи (в том числе крупнейшие - AT&T, Comcast , а также Verizon) вынуждены существовать под колпаком спецслужб уже давно. Закон о предоставлении коммуникационными компаниями помощи правоохранительным органам (Communications Assistance for Law Enforcement Act, CALEA) был принят при президенте Билле Клинтоне еще в 1994 году. Одно из ключевых положений того закона обязывает компании строить свои сети таким образом, чтобы при соответствующем судебном решении прослушивание телефонных (и не только) переговоров могло быть осуществлено максимально оперативно. Иными словами, от операторов связи требуется всеми доступными способами обеспечивать совместимость используемых ими технологий с возможностями компетентных органов по прослушиванию разговоров. С наступлением эпохи интернета область применения CALEA была расширена. В частности, компании, предоставляющие услуги IP-телефонии и широкополосного доступа в Сеть, были занесены в реестр "поставщиков телекоммуникационных услуг" и, как следствие, также попали под действие закона.

Практика прослушивания телефонных переговоров получила особенно широкое распространение в период президентства Джорджа Буша. В рамках войны с терроризмом, объявленной им после взрывов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года, спецслужбы негласно получили широкие полномочия по ведению слежки за жителями США, заподозренными в связях с террористами. В 2008 году инициативы Буша были закреплены в законодательном порядке - президент подписал одобренный Конгрессом закон, не только расширяющий возможности силовиков по прослушиванию телефонных разговоров, но и гарантирующий судебный иммунитет телекоммуникационным компаниям, которые давали спецслужбам возможность прослушивать телефонные разговоры своих клиентов без надлежащих санкций.

Но вернемся к далекому 1994 году. С тех пор технологии ушли далеко вперед - телекоммуникационные компании в угоду рынку едва ли не каждый год модернизируют свои сети, прибегая ко все новым технологическим изыскам, многие из которых существенно осложняют задачу правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений. Столь стремительное развитие технологий в конечном итоге привело к тому, что американским силовикам теперь не всегда под силу оперативно уследить за переговорами лиц, подозреваемых в тех или иных преступлениях.

Несовместимость технологий операторов с возможностями по прослушиванию переговоров в последние годы становится все более очевидной. С 2008 по 2010 год как минимум две крупнейшие телекоммуникационные компании оказались неспособны исполнить судебное предписание о прослушивании, что приводило к нежелательным задержкам в расследовании дел, потенциально угрожающих национальной безопасности. В одном из случаев технические проблемы, с которым столкнулся оператор, не удавалось устранить в течение восьми месяцев. Преодолеть трудности оператору помогли инженеры ФБР, которых бюро регулярно отряжает на помощь в подобных ситуациях. К слову, услуги федералов по устранению неполадок в системах связи операторов обходятся бюджету приблизительно в 20 миллионов долларов ежегодно.

По действующему законодательству, операторам связи, не отвечающим требованиям CALEA, грозит штраф, наложить который может судья либо Федеральная комиссия по связи США. Однако на практике компаниям удается избежать санкций властей даже в том случае, если их изощренные технологии препятствуют проведению оперативно-следственных мероприятий. В проблемных ситуациях спецслужбы встают на сторону компаний и не выносят сор из избы, предпочитая устранять технические трудности без обращения с публичной жалобой в соответствующие инстанции. Таким образом операторам удается избегать гласности, совершенно неуместной в контексте подобных контртеррористических операций.

Однако теперь, по информации газеты The New York Times, в администрации Барака Обамы готовят пусть и не кардинальные, но все же заметные изменения в закон 1994 года. Детали готовящихся нововведений пока не предаются огласке (законопроект намечен только на 2011 год), однако, по некоторым сведениям, документ будет содержать два важных положения - об ужесточении санкций в отношении фирм, технические возможности которых не соответствуют нуждам спецслужб, а также о введении для операторов процедуры согласования своих инноваций с силовыми структурами.

Целесообразность первого положения кажется очевидной - ФБР и другим спецслужбам необходим механизм воздействия на недобросовестные компании, систематически нарушающие изначальные требования закона CALEA. Крайне нежелательной статьей бюджетных расходов являются средства, которые из года в год тратятся на устранение технических несоответствий, мешающих осуществлению прослушивания. Понятно, что силовикам хочется каким-то образом вернуть эти немалые средства, и денежные санкции в отношении нарушителей - проверенный временем способ. Причем, судя по всему, эти штрафы и другие санкции будут выноситься в публичном порядке, что неминуемо отразится на репутации компаний, вовлеченных в подобные разбирательства.

Второе нововведение рискует вызвать бурю негодования телекоммуникационного бизнес-сообщества. В случае одобрения поправок перед операторами встанет необходимость согласовывать с силовыми структурами все сколько нибудь значимые технологические нововведения. Это означает, что ФБР и ей подобные службы фактически получат полномочия регистрационного органа, способного наложить вето на тот или иной бизнес-проект.

Немудрено, что представители операторов связи встретили готовящиеся поправки без особого энтузиазма. Юрист Альберт Жидари, представляющий интересы крупнейших игроков телекоммуникационного рынка США, заявил, что его клиенты наверняка выступят против положения об обязательном согласовании инноваций с ФБР. По его словам, вмешательство "Большого брата" чревато повышением издержек на запуск того или иного проекта, снижением остроты конкуренции и, как следствие, стагнацией всего рынка услуг связи.

В контексте описанных событий следует отметить, что нынешние поправки в Закон о предоставлении коммуникационными компаниями помощи правоохранительным органам - не первая попытка администрации Обамы ужесточить контроль за средствами связи. В конце сентября все та же The New York Times узнала, что силовые структуры собираются расширить свое влияние на интернет, установив контроль за едва ли не единственным оплотом приватности в современном информационном мире - почтовыми клиентами и социальными сетями. Сейчас компании, предоставляющие такие услуги, не попадают под действие CALEA и потому не обязаны гарантировать техническую возможность для осуществления перлюстрации переписки пользователей. В ФБР и других подобных учреждениях считают, что ситуацию нужно менять, так как в условиях государственного контроля за стандартными средствами связи все больше преступлений планируется именно через интернет.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше