Со дня окончания операции по спасению замурованных под землей чилийских шахтеров прошло около полутора недель. Этого времени в эпоху расцвета реалити-телевидения оказалось вполне достаточно для того, чтобы превратить три десятка обычных работяг в суперзвезд мирового масштаба. Вот они на виду у всего мира один за другим поднимаются на поверхность, а вот они уже играют футбол с самим чилийским президентом и получают iPod от Стива Джобса. Ни дать ни взять - сенсация в лучших традициях поп-культуры.
То, что длительное пребывание горняков в шахте Сан-Хосе не останется без пристального внимания общественности, стало понятно сразу после того, как 33 человека были найдены запертыми под землей. Интерес к подземной ситуации в Чили понятен - не каждый раз аварии на шахтах приводят к такому результату: никто не погиб, но и самостоятельно выбраться на поверхность никто не может. И для спасения людей требуется специальная операция, которая обещает быть долгой.
Короче говоря, телевидению, все это время следившему за жизнью под землей, просто некуда было деваться от стилистики реалити-шоу. Да и сами шахтеры (будто специально, с именами, как у героев латиноамериканских сериалов), поначалу впавшие было в депрессию и загрустившие, впоследствии поняли, в какой выгодной ситуации им довелось оказаться.
Никто, конечно, не спорит, что горнякам тяжело было сидеть два с лишним месяца взаперти, да еще и под землей, но ирония судьбы очевидна: во-первых, все выжившие неожиданно для себя оказались вынуждены, будто в шоу "Большой брат", длительное время жить на виду друг у друга, да еще и под пристальным вниманием всего мира, а во-вторых, они, возможно, впервые в жизни ощутили на себе, каково это - быть знаменитостью.
Впрочем, кому-то из оказавшихся под завалом шахтеров представилась и возможность побыть наедине с собой, поразмыслить о своей жизни и кое в чем ее пересмотреть. Первым из тех, кого вынужденное сидение под землей заставило принять по-настоящему важное решение, оказался Эстебан Рохас. В конце августа этот горячий чилийский мужчина послал на поверхность записку, адресованную его супруге.
В послании говорилось, что Эстебан просит любимую женщину, с которой прожил 25 лет в законном браке, вновь выйти за него замуж, но на этот раз уже как положено - в церкви, а не просто в регистрационном ведомстве. Жена Рохаса, все это время дежурившая рядом с местом обвала породы, рассказала журналистам о полученной ею из-под земли записке и торжественно сообщила, что принимает предложение мужа.
Вскоре после этого сразу несколько коллег Рохаса последовали его примеру и попросили своих спутниц кто впервые, а кто уже и во второй раз пойти под венец. В итоге вскоре после завершения спасательной операции шахтеры сыграли сразу пять свадеб, а один из них, Ариэль Тикона, поднялся на поверхность новоиспеченным отцом. У Тикона родилась дочь, которая получила имя Эсперанса (Esperanza, в переводе с испанского - надежда).
Однако не у всех спасенных горняков личная жизнь оказалась столь безоблачной. Так, за многих заблокированных в шахте рабочих волновались и переживали не только их законные жены, но и любовницы. Например, Йонни Барриоса, извлеченного из-под земли, встречали сразу и любовница Сусана Валенсуэла, и жена Марта Салинас.
Примечательно, что когда Барриоса поднялся на поверхность, обнимать и целовать его первой бросилась именно Валенсуэла, о существовании которой жена горняка узнала лишь после начала спасательной операции, к которой Сусана проявляла чрезмерный интерес, при всех называя при этом ее супруга по имени. Кстати, после спасения Барриоса предпочел отправиться домой с любовницей, а не с женой. Ну чем не мыльная опера? Да еще и с настоящим, всамделишным любовным треугольником.
Впрочем, в драматической истории чилийских шахтеров, нашлось место не только любви и слезам, но еще и спорту (и любви к спорту). 34-летний Эдисон Пенья, например, время даром не терял и занимался легкой атлетикой, ежедневно накручивая по подземелью по шесть миль. За такую верность спорту Пенья даже получил прозвище Бегун, а вслед за прозвищем - приглашение на знаменитый нью-йоркский марафон.
При этом организаторы спортивного мероприятия, запланированного на 7 ноября, отметили, что шахтер приглашен на него прежде всего не как участник, а как зритель, однако окончательный выбор амплуа оставили за горняком. Так что если Эдисон все же захочет пробежать по улицам Нью-Йорка, ему придется заполнить бумаги на регистрацию в состязании. Тем не менее, оргкомитет марафона считает, что Пенья все же откажется от забега и предпочтет расслабленно понаблюдать с трибуны за ходом гонки.
Но даже если Бегуну и не придется напрягаться на марафоне, то возможность продемонстрировать свои спортивные способности он получил в минувший понедельник, когда сборная чилийских (при участии одного боливийского, не будем забывать об этом) шахтеров получила возможность схлестнуться на футбольном поле с командой своих спасателей.
В начале матча инициативу захватили горняки под руководством своего зарубежного коллеги, а по совместительству - бывшего профессионального футболиста Франклина Лобоса. Первый тайм встречи завершился в пользу освобожденных работяг - 2:0, однако во второй половине игры сборная спасателей во главе с чилийским президентом Себастьяном Пиньера смогла не только сравнять счет, но и выйти вперед. Окончательный счет матча - 2:3 в пользу спасателей.
К слову сказать, футбольный матч стал одним из первых коллективных выходов спасенных шахтеров "в свет". До этого они старались пореже появляться там, где их могут заметить журналисты, и проводили время с семьями. Незадолго до матча, правда, кое-кто из шахтеров все же выступил с различного рода заявлениями, но рассказы горняков были не слишком развернутыми.
Так, многие из них упомянули о том, что им было очень и очень тяжело под землей, но всех подробностей они договорились не раскрывать. Шахтеры даже заключили пакт, согласно которому детали обстоятельств их пребывания под землей и спасения появятся лишь в их совместной книге, а также в фильме. Права на экранизацию, впрочем, пока еще никому не проданы.
Сложность в заключении сделки главным образом состоит в том, что решение о продаже прав на свою историю чилийские шахтеры должны принять все вместе - таковы условиях их договоренности, а соблазн подписать единоличный договор наверняка очень и очень высок.
Однако пока всеобщее внимание (иногда чрезмерное) не принесло шахтерам ощутимых дивидендов. Ну разве могут простые рабочие удовлетвориться игрой в футбол с президентом, подарочным iPod от Стива Джобса, новостью об изобретении костюма чилийского шахтера для Хеллоуина, а также обувью из козлиной кожи от боснийской фабрики? Все это, безусловно, вещи приятные, но ботинками и плеерами сыт не будешь, шахтерам ли этого не знать.
После спасения горняки вернулись в свои дома, которые за 69 дней их заточения не стали просторнее и красивее. Пока шахтеры не успели разбогатеть на своей истории, они должны приносить в дом какие-то деньги. Правительство обещало помочь всем спасенным, но многие горняки жалуются, что средства, предложенные чилийскими властями, не идут ни в какое сравнение с тяжестью пережитого. Правда, есть надежда на суд с горнодобывающей компанией.
Так что еще какое-то время замученных подземельем шахтеров потаскают по разным приемам и встречам, а затем эйфория утихнет. Не стоит забывать, что поп-культура беспощадна к своим героям: время чилийских шахтеров, как и многочисленных бойз-бендов, скоро пройдет, и они снова станут обычными людьми.
Кое-кто из них уже почувствовал на себе, что слава и внимание людей - вещь в хозяйстве абсолютно бесполезная. "Понятия не имею, что я теперь буду делать. Пойду торговать леденцами на пляже?" - возмущается Эдисон "Бегун" Пенья. Насчет торговли леденцами каждый горняк решит для себя сам, а вот с тем, что срок любого популярного явления весьма короток, всем 33 спасенным шахтерам придется смириться. Да и то говорить - хорошо хоть, живы остались.