"Аэрофлот", крупнейший перевозчик России, пообещал оштрафовать авиастроительные компании Boeing и "Гражданские самолеты Сухого" за срыв поставок самолетов. Для поставщиков эти заявления главного финансиста "Аэрофлота" Шамиля Курмашова стали неприятной новостью. Впрочем, несколькими часами позже слова Курмашова дезавуировал вице-премьер России Сергей Иванов.
Superjet - флагманский проект российской гражданской авиации. Ближнемагистральные самолеты, рассчитанные на перевозку до 95 пассажиров, должны заменить устаревшие и шумные Ту-134. Предполагалось, что Superjet совершит первые коммерческие рейсы в конце 2008 года, но сертификация лайнера задерживалась. При этом за последние годы "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) смогли набрать больше ста твердых контрактов на Superjet, причем не только от российских компаний, но и из-за рубежа.
С самолетом Boeing-787 Dreamliner ("Лайнер мечты") приключилась почти такая же история. Лайнер, стоимость которого в зависимости от комплектации доходит до 205,5 миллиона долларов (способен перевозить 210-250 пассажиров), является первым абсолютно новым самолетом корпорации после выпуска Boeing-777 в 1995 году. Boeing, однако, пока не поставил ни одной машины из-за технических проблем. По последним планам корпорации, поставки лайнеров начнутся в феврале 2011 года.
"Аэрофлот", по его собственным данным, располагает парком из 118 авиалайнеров, большую часть которых составляют самолеты Boeing и Airbus. Кроме того, в течение нескольких лет к перевозчику перейдут шесть авиакомпаний "Ростехнологий", самолетный парк которых нуждается в обновлении. Сейчас в портфеле у "Аэрофлота" есть твердые контракты на поставку 22 Boeing-787 Dreamliner и 30 Sukhoi Superjet 100. Первый SSJ "Аэрофлот" должен был получить еще в ноябре 2008 года, а первый Dreamliner - в 2014 году, к началу Олимпиады в Сочи.
Вообще задержки с поставками лайнеров - обычное дело, но "Аэрофлот", похоже, устал ждать свои самолеты. 27 октября заместитель генерального директора "Аэрофлота" по финансам Шамиль Курмашов заявил журналистам, что авиаперевозчик уже наверняка не получит самолеты SSJ-100 до конца года, а значит - выставит штрафы их производителю, "Гражданским самолетам Сухого". Курмашов также отметил, что "Аэрофлот" предъявит штрафные санкции и к Boeing.
В ГСС говорили ранее и продолжают утверждать, что Superjet будет передан первым заказчикам - "Аэрофлоту" и "Армавиа" - уже в конце 2010 года. Однако "Аэрофлот" еще в начале года прописал в своей стратегии развития, что получит первые самолеты Superjet лишь в 2011 году. Курмашов уверен, что так и случится.
"Нам они нужны более чем, нужны под расписание, и у нас большие планы на них на следующий год. Они могут поставить нам в декабре два самолета, но это будут самолеты, не соответствующие летным характеристикам", - заявил Курмашов. Он также пригрозил, что "Аэрофлот" не будет принимать некондиционные самолеты. "Они (ГСС) уже влетели на штрафы и продолжают влетать", - отметил Курмашов.
Ранее портал Aviation Explorer писал со ссылкой на свои источники, что ГСС и "Аэрофлот" пересмотрели некоторые детали контракта по самолетам Superjet. В результате характеристики лайнера якобы ухудшились по сравнению с первоначально заявленными (самолет оказался тяжелее), поэтому портал не исключал, что перевозчик может потребовать компенсации от ГСС.
Aviation Explorer также ссылался на письмо, которое техническая служба "Аэрофлота" направила на имя гендиректора компании Виталия Савельева. В нем аналитики перевозчика якобы категорически отказывались принимать лайнер из-за отсутствия необходимой документации по нему.
До сих пор сторонам удавалось улаживать ситуацию в рабочем порядке. К примеру, отмечает Reuters, "Аэрофлот" и ГСС ранее договорились, что ГСС пролоббирует в правительстве ввоз 10 самолетов Airbus 330 без уплаты 20-процентной таможенной пошлины (их заказал "Аэрофлот"), а "Аэрофлот" взамен простит ГСС штрафы за просрочку поставок Superjet.
По данным газеты "Ведомости", размер штрафов за недопоставки Superjet прописан в контракте (является закрытым) "Аэрофлота" и ГСС - до 1,5 миллиона долларов за самолет. Таким образом, максимальный штраф для ГСС, при условии, что компания опоздает с поставкой всех самолетов, не превысит 45 миллионов долларов.
В августе 2010 года "Аэрофлот" направил письмо в правительство с графиком закупок самолетов российского производства до 2020 года. Согласно документу, через 10 лет в парке авиакомпании будет эксплуатироваться 126 воздушных судов российского производства. В частности, компания закупит 50 самолетов МС-21, первый полет которых запланирован лишь на 2014 год.
Но не исключено, что стороны договорятся и сейчас. За "Сухой" уже вступился вице-премьер РФ Сергей Иванов. Чиновник заявил: "Если первые самолеты будут поставлены не в декабре, а в январе, мир не рухнет и 'Аэрофлот' тоже". Другими словами, речь идет о государственной программе и поэтому она должна состояться.
За Boeing же вступиться некому, поэтому со штрафами для американцев "Аэрофлот" уже определился - иски будут поданы на сумму более 100 миллионов долларов. По словам Курмашова, штрафы могут быть предъявлены Boeing в момент поставки самолетов. Впрочем, Boeing расстроится не сильно - в августе Air India, крупнейший авиаперевозчик Индии, потребовал от американцев компенсации за задержки поставок 27 самолетов Dreamliner в размере миллиарда долларов.
Предполагалось, что первый Dreamliner поступит в распоряжение компании в сентябре 2008 года. Согласно текущим планам Boeing, первый лайнер этой модели Air India получит не ранее второго квартала 2011 года. Всего же авиакомпании с 2004 года заказали у американского гиганта 840 самолетов на сумму около 140 миллиардов долларов.