Европейские потребители впервые подали иск с требованием к "Газпрому" снизить цены в долгосрочных контрактах до уровня биржевых. До сих пор "Газпрому", который не видит причин отказываться от своих правил на газовом рынке, удавалось урегулировать претензии потребителей ЕС во внесудебном порядке.
Иск итальянской Edison был подан в Стокгольмский арбитраж не к самому "Газпрому", а к его дочке - миланской компании Promgas. Суть иска, отмечает газета "Коммерсант", заключается в том, что Edison несет убытки, закупая российский газ по долгосрочным контрактам намного дороже, чем он стоит на рынке. Из-за этого Edison потеряла 37 миллионов долларов прибыли в третьем квартале 2010 года, но в 2011 году компания будет терять гораздо большие суммы. Сумма иска Edison не известна. Ранее аналогичные претензии "Газпрому" предъявляли другие европейские энергоконцерны, хотя в суды они до сих пор не обращались.
"Газпром" исторически работает с партнерами в ЕС по долгосрочным контрактам, которые заключались на 10 и более лет. Потребители обязывались в течение всего срока соглашения оплачивать все прописанные в контракте объемы газа даже в случае, если фактически они эти объемы не выбирали. Несмотря на столь драконовские условия европейцы подписывали контракты, стремясь обезопасить себя от дефицита газа. "Газпром" же получал возможность делать долгосрочные инвестиции в свои проекты, закладывая в бюджет будущие поступления от европейцев, основных импортеров российского газа.
Сейчас, когда биржи ЕС переполнены предложениями дешевого газа, европейцы, заключившие контракты с "Газпромом", требуют от России скидку. Дело в том, что они просто не могут продать российский газ конечным потребителям, которые закупают его напрямую с биржи. В результате партнеры российского концерна несли убытки, продолжая оплачивать законтрактованные объемы. Потребителей "Газпрома" поддерживал и Брюссель: энергокомиссар ЕС Гюнтер Оттингер призывал их вести переговоры о газовых контрактах для европейского рынка сообща. Под таким давлением "Газпром" вынужден был пойти на уступки, согласившись в течение трех лет продавать до 15 процентов от предусмотренных контрактами объемов газа по более низкой цене.
Ситуация на европейском рынке для "Газпрома" сложилась действительно беспрецедентная. В первом полугодии ЕС превысил докризисный уровень потребления природного газа. По данным Международного энергетического агентства, страны Западной и Центральной Европы плюс Турция увеличили импорт газа из-за пределов Евросоюза на 8 процентов по сравнению с тем же периодом 2008 года. При этом они снизили объемы закупок газа у "Газпрома" на 14 процентов, в то время как соответствующие поставки со стороны, например, норвежской Statoil и катарской Qatar Gas стали расти. В сентябре "Газпром" объявил об очередном снижении прогноза экспорта газа по итогам года - до 140-145 миллиардов кубометров (в 2008 году - 179 миллиардов кубометров, в 2009 году - 142,8 миллиарда кубометров).
Переизбыток газа возник сразу по нескольким причинам. В США случилась сланцевая революция, после чего традиционные поставщики газа в эту страну переключились на европейские рынки. Биржевые цены на газ упали, и "Газпром" оказался единственным поставщиком с высокой ценой.
Хотя экономические перспективы добычи сланцевого газа в ЕС туманны, большинство европейских стран уже договорились с мировыми компаниями о проектах по его добыче. К примеру, Польша, с которой "Газпром" в октябре подписал договор о поставках газа до 2022 года, считается одной из самых перспективных площадок для разработки сланцевых месторождений. Если странам ЕС удастся наладить добычу сланцевого газа, то российские поставки окажутся под угрозой. Кроме того, эксперты полагают, что в ближайшие годы в Европе появится так много регазификационных терминалов для сжиженного природного газа (поставщики - Катар и африканские страны), что Европа, наконец, узнает, что такое избыток природного газа.
Москва, впрочем, призывает не надеяться на сланцы, отмечая, что неоправданные надежды на завтра могут поставить под угрозу долгосрочную энергобезопасность ЕС. Глава "Газпром экспорта" Александр Медведев в интервью сайту "Газпрома" отмечал, что долгосрочные контракты стали объектом жесткого давления со стороны Европейской комиссии, которая рассматривает их как инструмент ограничения конкуренции среди поставщиков.
Представители "Газпрома" настаивают, что к 2020 году разрыв между спросом и собственным производством газа в странах ЕС составит 380 миллиардов кубометров в год. Цены на топливо в контрактах концерна и рыночные цены сравняются уже в 2012 году, а к 2020 году "Газпром" намерен занять до 30 процентов газового рынка ЕС по сравнению с докризисными 25 процентами.
Впрочем, долгосрочные контракты - не единственная проблема "Газпрома" на ключевом для него рынке. Последние законодательные инициативы ЕС грозят и собственности российского концерна в ЕС. Недаром Медведев просил Брюссель не строить Великую китайскую стену на рынке газа.
К примеру, Еврокомиссия ранее критиковала условия готовящегося соглашения о поставках российского газа в Польшу по польскому участку российского газопровода Ямал-Европа. По условиям Евросоюза, подобная инфраструктура должна управляться независимым органом и быть доступна третьим сторонам. Однако "Газпрому" с помощью Варшавы удалось отстоять собственность, избежав возможного увеличения ставки на транзит. Но под угрозой по-прежнему находятся активы в странах Балтии, Польше и Германии.
"Газпром" пытается минимизировать потери. Концерн договорился с еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером создать специальную рабочую группу для "регулярного обсуждения" вопросов применения так называемого "Третьего энергетического пакета". Этот документ официально вступает в силу в марте 2011 года, но реально должен заработать в течение двух лет. "Пакет" предполагает, что производители газа не должны владеть трубопроводной системой во избежание появления монополии, что фактически ставит крест на давней идее концерна получить прямой доступ к каждому европейскому потребителю.
Газета "Время новостей" пишет, что российский газовый монополист в последнее время демонстрирует стремление к диалогу с Брюсселем, чтобы хоть как-то смягчить угрозу, идущую от принятой весной газоэнергетической директивы. Впрочем, указывает издание, ожидать, что новые инициативы еврокомиссара будут сильно отличаться от уже сложившейся линии поведения, не стоит. Брюссель намерен и далее формировать единую внешнюю энергетическую политику стран ЕС.