Свердловский областной суд смягчил приговор Егору Бычкову - борцу с наркоманами из Нижнего Тагила. Вместо трех с половиной лет колонии строгого режима ему назначили два с половиной года условного заключения с годовым испытательным сроком. Освобождению Бычкова из зала суда предшествовала громкая общественная кампания в его поддержку.
На заседании третьего ноября в Екатеринбурге судебная коллегия по уголовным делам рассматривала кассацию на приговор, резонансный не только по местным меркам. Свое заключение под стражу оспаривали глава фонда "Город без наркотиков" Егор Бычков и два его сообщника Александр Васякин и Виталий Пагин. Трое молодых людей принудительно лечили наркоманов от зависимости, то есть, по мнению прокуроров и Дзержинского районного суда Нижнего Тагила, совершали преступления.
Свердловский областной суд решил, что правонарушения действительно были, однако квалифицировал их по-другому. Так, строгого режима Бычкову удалось избежать благодаря тому, что из-за отсутствия заявления потерпевшего дело по статье "Побои" прекратили, а деяние, ранее рассматривавшееся как похищение людей (статья 126 УК РФ), переквалифицировали в незаконное лишение свободы (статья 127 УК РФ). В результате приговор получился значительно мягче: вместо трех с половиной лет за решеткой Бычков будет в течение такого же срока отмечаться в милиции. Он получил 2,5 года условно и год испытательного срока.
Приговор смягчили и двум подельникам Бычкова, которым так же, как и главе "Города без наркотиков", 126-ю статью заменили 127-й. В результате самый маленький срок получил Пагин: Свердловский суд уменьшил его условный срок с трех лет до одного (плюс один год испытательного срока). Единственным, кто все-таки остался за решеткой, оказался Александр Васякин - его приговорили к двум с половиной годам колонии-поселения.
С момента приговора Дзержинского суда (он был вынесен 12 октября) до его смягчения прошло меньше месяца. Первыми на защиту Бычкова встали пользователи интернета. "Все только начинается", - пообещал сразу после приговора Евгений Ройзман, учредитель "Города без наркотиков" в Екатеринбурге, который, впрочем, юридически с нижнетагильским фондом не связан. "Дальнейшая судьба его зависит только от того, насколько консолидировано будет держаться общество в его поддержке", - писал известный блогер Павел Данилин aka leteha.
И общество поддержало. Уже через несколько часов в день вынесения приговора тема попала в топ-3 сервиса Яндекс.Блоги. Большинство комментаторов называли дело против нижнетагильских борцов с наркотиками сфабрикованным. "Первое эмоциональное впечатление: прокуратура пошла на поводу у наркомафии", - таким было типичное мнение комментаторов. Ройзман рассказывал об успехах Бычкова: мол, в городе в два раза снизилась смертность от передозировки. Центральная пресса зашла с другой стороны и написала, что в честь приговора Бычкову нижнетагильские дилеры устроили распродажу наркотиков со скидкой.
Интернет - интернетом, но страсти по этому делу кипели и в реальной жизни. Еще до осуждения Бычкова и компании стало известно, что лидер группы "Чайф" Владимир Шахрин передал президенту России Дмитрию Медведеву материалы по его делу (так получилось, что глава государства организовал встречу с российскими музыкантами как раз накануне вынесения приговора). В результате Медведев поручил Генпрокуратуре разобраться с этим делом. Остается только гадать, что он увидел в этих документах - ведь не каждое уголовное дело удостаивается такой чести. Возможно, президент, известный своим увлечением ко всему, что связано с интернетом, не мог пройти мимо такого заметного тренда.
Следом за президентом и Шахриным к общественной кампании подключились другие деятели культуры. В поддержку Бычкова выступили музыканты Вячеслав Бутусов, Гарик Сукачев и Евгений Маргулис. "Всем очевидно, что это манипуляция, что это провокация, что это профанация, что это просто дьявольский наскок", - заявлял Бутусов. Сукачев же просто называл спасение наркоманов "благородным делом". В поддержку Бычкова высказывались также некоторые художники.
Кроме деятелей искусства на защиту Бычкова встала и Русская православная церковь. В храмах служили молебны за его здравие. Кроме того, в поддержку Бычкова организовали несколько митингов. Если, например, в Москве они были, как правило, малочисленными, то в Екатеринбурге на улицу вышла тысяча человек. Такое количество людей в Москве может собрать разве что "Стратегия-31" (не считая, конечно, движения "Наши").
После такой общественной кампании неудивительно, что блогеры радуются освобождению Бычкова. Блогосфера кишит восторженными заявлениями вроде: "С победой! Отстояли Егора!" В то же время большинство забывает, что статью ему по сути изменили не так уж и существенно. То есть Бычков по-прежнему остается осужденным за незаконное лишение свободы семерых человек. Да, суд решил, что такое правонарушение тянет на условный срок. Но в России не только обвинительные приговоры бывают несправедливыми.