С 1 по 3 ноября в Москве проходил третий международный форум по нанотехнологиям RUSNANOTECH 2010. По сравнению с аналогичными мероприятиями прошлых лет нынешний форум отличался заметно большим размахом. Достаточно только сказать, что начался он с лекции лауреата Нобелевской премии по физике 2010 года Константина Новоселова, а завершился выступлением президента РФ Дмитрия Медведева. Как и в прошлые годы, во время форума работала большая выставка, в которой принимали участие компании, занимающиеся разработкой нанотехнологий (или, по крайней мере, утверждающие, что занимаются).
Кроме того, на форуме работали научно-технические секции, в рамках которых специалисты в различных областях, чьим объектом изучения являются наноразмерные структуры, рассказывали о различных аспектах своей деятельности. Посетители форума также могли ознакомиться с постерами, на которых были представлены "наноработы" молодых и не очень молодых ученых.
Нанороссия
Обилие всевозможных "нано-" должно было убедить присутствующих в том, что это слово превратилось (или вот-вот превратится) из чего-то, имеющего отношение к будущему, в привычный атрибут повседневной жизни. Эту же мысль пытались донести до посетителей все выступавшие на форуме докладчики, которые подчеркивали, что в наступающем нанопразднике Россия займет не последнее место. Например, Дмитрий Медведев пообещал, что уже к 2015 году доля нашей страны на мировом рынке нанопродукции возрастет до трех процентов. Глава госкорпорации "Роснано" Анатолий Чубайс, со своей стороны, оценил мировой нанотехнологический рынок в 2010 году в 250 миллиардов долларов, а к 2015 году предрек ему рост до 800 миллиардов (а по самым смелым экспертным оценкам – до 3 триллионов).
Президент признал, что пока в России спрос на нанопродукцию не очень высок. Для того чтобы стимулировать его, государство выступит одним из потребителей инновационных товаров – в рамках госзаказа будут приобретаться вакцины, энергосберегающие лампы, аккумуляторные батареи для городского транспорта, созданные с использованием нанотехнологий. Президент особо отметил, что вся эта продукция предназначена для массового потребления.
Для того чтобы в стране появлялись другие нанотовары, в разных регионах предстоит создать так называемые наноцентры, которые будут способствовать вовлечению малого и среднего бизнеса в их производство. Проекты подобных наноцентров существуют давно (некоторые из них уже получили финансовую поддержку от "Роснано"), и обычно предполагается, что это будут комплексные предприятия, располагающие небольшими исследовательскими мощностями, а также капиталом, который может быть пущен на внедрение той или иной нанопродукции в производство. Кроме создания наноцентров, президент пообещал усовершенствовать законодательство в сфере нанотехнологий, которое сейчас находится скорее в зачаточном состоянии.
Общий смысл речи Медведева сводился к тому, что, невзирая на существование некоторых барьеров, Россия в ближайшее время в полной мере освоит нанотехнологии. Не менее оптимистичным был доклад Чубайса, который предрек, что уже через пять лет Российская Федерация войдет в "высшую лигу" стран, разрабатывающих и производящих нанотехнологическую продукцию. По мнению главы "Роснано", такой прогноз реален даже несмотря на то, что Россия вступила в наногонку с отставанием от других стран, и в 2007 году относилась ко "второму эшелону".
В подтверждение своих слов Чубайс рассказал посетителям форума о том, какие нанопроекты наиболее активно развиваются в России и каких реальных результатов от них можно ждать в ближайшие годы. В первую очередь генеральный директор "Роснано" упомянул светодиоды, в основе которых лежат гетероструктуры - слоистые структуры из различных полупроводников. Анатолий Борисович отметил, что осветительные приборы на светодиодах служат в 25 раз дольше ламп накаливания и потребляют в 7 раз меньше энергии. Чубайс добавил, что темпы роста светодиодного рынка в России превышают среднемировые показатели: соотношение составляет 66 процентов в год к 25 процентам в год. Серийное производство светодиодов должна в конце ноября запустить компания "Оптоган".
RFID (сокращение от английского Radio Frequency IDentification - радиочастотная идентификация) - это метод автоматической идентификации объектов при помощи радиосигналов путем считывания и записи данных, хранящихся в RFID-метках.
Еще одним нанопроектом, который будет внедрен в российскую действительность, должен стать "умный магазин". Все перемещения товаров в таком магазине контролируются при помощи RFID-меток, и в идеале покупателю даже не нужно расплачиваться на кассе наличными - необходимая сумма будет автоматически списана с его счета. Первый такой магазин должен появиться в России уже в 2012 году - соответствующее соглашение было подписано между "Роснано", крупнейшим российским ритейлером X5 Retail Group и концерном "Ситроникс", который занимается производством 90-нанометровых компьютерных чипов. Объем будущего рынка RFID-меток в России Чубайс оценил в 1,3 миллиарда долларов. Еще 7,5 миллиарда даст производство сопутствующих товаров, таких как специальные сканеры и полки.
Третьей перспективной нишей для внедрения нанотехнологий является некремниевая электроника - то есть создание электронных устройств, в которых для производства чипов используется не привычный кремний, а пластиковые материалы, обладающие, благодаря своей структуре, необходимыми для поддержания работы вычислительных устройств свойствами. Пластиковые чипы будут обходиться в 20 раз дешевле кремниевых, отметил Чубайс и добавил, что корпорация "Роснано" подписала соглашение с компанией Plastic Logic, производящей такие чипы, о строительстве в Зеленограде завода по созданию некремниевых электронных компонентов. Этот завод, по словам главы главной российской нанокомпании, должен обеспечить России 10 процентов мирового рынка некремниевой электроники к 2015 году.
В числе других областей, в которых с появлением нанотехнологий наметился настоящий бум, Чубайс назвал солнечную энергетику, разработку нанопокрытий и тонких пленок, лазеростроение и фармацевтику. В последней отрасли Россия, если верить прогнозу Анатолия Борисовича, должна стать одним из мировых лидеров - к 2015 году в нашей стране будут созданы десятки новых лекарств, которые, благодаря качественно новому способу доставки с использованием липосом, смогут избирательно действовать на пораженные органы.
В интервью телеканалу Russia Today Чубайс рассказал о еще более захватывающих перспективах. Уточняя, какие проекты уже получили одобрение "Роснано", глава госкорпорации заявил, что три из них "могут изменить мир", а еще три-пять - "целые области промышленности". Детализировать, что это за проекты, Чубайс не стал и пояснил, что "самые интересные проекты находятся еще на стадии изучения".
Не верю
Но хотя будущее, которое нарисовали Медведев и Чубайс, выглядит завораживающим, немалая часть россиян по-прежнему скептически настроены по отношению к нанотехнологиям. При обсуждении нанопроектов, которые предполагается реализовать в России, нередко всплывает мысль, что все эти мероприятия не улучшат благополучие обычных граждан. И, к сожалению, зачастую для такой точки зрения есть основания.
Возведение нанотехнологий почти что в ранг национальной идеи способствовало появлению огромного числа компаний, заявляющих, что они производят самую передовую нанопродукцию, а на деле занимающихся весьма сомнительными вещами. Так, на прошлогоднем нанофоруме был обнаружен стенд, где предлагалось лекарство от рака, а в этом году автор нашел стойку с чудо-антисептиками, которые благодаря неназываемому компоненту (очевидно, нано) убивают всевозможные бактерии, например, возбудителя сибирской язвы, и вирусы, в том числе вирус "птичьего гриппа" и ВИЧ.
Кроме того, в связи с тем, что государство готово выделять на нанотехнологии огромные деньги, это слово начали вставлять в названия своих работ ученые, до того занимавшиеся "обыкновенными" химией, физикой или биологией. Исследователи, изучающие микрообъекты, таким способом надеются получить финансирование на свои работы, потому что сделать это иным способом у них возможности нет. Финансирование нередко выделяется, но результаты, полученные в этих проектах, не имеют никакого отношения к нанотехнологиям – это просто хорошая добротная (или не очень добротная) старая наука.
Наверное, любое перспективное (и хорошо финансируемое) начинание приводит к концентрации вокруг себя более или менее случайных людей, и со временем эта тенденция естественным образом пойдет на спад. Но подобная нецелевая суета приводит к неизбежному падению доверия к начинанию (в данном случае - к масштабному освоению и внедрению нанотехнологий), и госкорпорации "Роснано", а также всем госслужащим, заинтересованным в продвижении нанотехнологий, возможно, стоило бы обратить внимание на это неприятное обстоятельство. И если борьба с шарлатанами вряд ли должна входить в должностные обязанности сотрудников "Роснано", то более подробное освещение реализации уже поддержанных проектов оказалось бы очень полезным.
Структуры наномасштабов и созданные с их использованием технологии действительно способны кардинально изменить многие привычные продукты. Но для разработки нанотехнологий необходима очень солидная исследовательская база, и вряд ли можно ожидать, что в стране, пережившей серьезнейший кризис, можно будет быстро наладить создание и коммерческое воплощение передовой нанопродукции. Поэтому головокружительные обещания чиновников вызывают у многих людей серьезное недоверие. Если они не исполнятся, развитие нанотехнологий в России вряд ли остановится – все же частные компании понемногу начинают осваивать эту отрасль, но вот доверие к государственным словам заметно упадет.