10 ноября православный мир был встревожен сообщениями из Молдавии. Известный миссионер Андрей Кураев оказался заблокирован в здании толпой местных верующих, которые не хотели выпускать московского гостя до тех пор, пока он не покается. В противостояние православных пришлось вмешаться полицейским, которые и освободили Кураева. Курьезное, на первый взгляд, происшествие оказалось симптомом конфликта внутри РПЦ.
Сторонами конфликта оказались, с одной стороны, Кураев, с другой - молдавское "Общество святой Матроны Московской" во главе с настоятелем церкви Святой Параскевы отцом Анатолием Чибриком. Присмотримся к действующим лицам повнимательнее.
Андрей Кураев - одно из самых заметных лиц нынешней Русской православной церкви. 47-летний выпускник философского факультета МГУ (по кафедре научного атеизма), клирик церкви архангела Михаила в Тропареве, профессор Московской духовной академии прославился как публичная фигура, известная своей миссионерской деятельностью, лекциями, ведением блога в ЖЖ, авторством книги "Как делают антисемитом" и учебника "Основы православной культуры".
Кураева называют представителем "либерального" крыла РПЦ. Насколько это правда, можно судить по предпоследнему скандалу вокруг его имени: в интернет попала видеозапись, на которой протодиакон дает будущим священникам советы по устройству личной жизни: "Регентши - студентки регентского отделения, - это девушки православные, в основном из поповских семей. Она тебе будет всю жизнь лысину протирать... Поэтому лучше, ребята, так, по-миссионерски скажу: идите в город, на дискотеке найдите неверующую девочку. Отмиссионерьте ее, катехизните ее по самое не могу. Заслуга будет ваша: вы душу спасли для Церкви".
Что представляет собой "Общество святой Матроны Московской"? По версии Андрея Кураева и его сторонников, это сформировавшаяся внутри Молдавской митрополии секта. Летом 2010 года члены общества, и миряне, и клирики, приняли обращение к патриарху Кириллу, в котором обвинили его в экуменических настроениях, то есть в излишне бойком диалоге с другими церквами. Патриарха уличили в отступлении от канонов православия, а единую церковь, за создание которой он выступил, назвали церковью антихриста. Свое обращение молдавские православные опубликовали и на популярном сайте OnlinePetition.ru, под ним сейчас стоит более тысячи подписей. Очевидно, что у столь консервативно настроенных православных "либерал" Кураев не мог не вызывать раздражения.
Прославились сторонники отца Анатолия Чибрика и другой деятельностью - и не только банальной борьбой с ИНН и биометрическими паспортами. СМИ обвиняют их в погроме, устроенном в 2007 году в редакции молдавской оппозиционной газеты "Тимпул". Сами "матроновцы" утверждают, что редактор газеты "выразился оскорбительно о Пресвятой Троице, а верующие пришли к нему за объяснениями", и говорят, что погрома не было. Также с действиями сторонников Чибрика связана и другая неприятная история. В декабре 2009 года членов общества возмутила иудейская менора, установленная в центре Кишинева по случаю Хануки. То, что ими впоследствии было сделано с семисвечником, сами "матроновцы" называют "демонтажом", однако на фото в интернете видно, что менора была попросту опрокинута. По некоторым сообщениям, Чибрик ее топтал, а участники событий выкрикивали антисемитские лозунги. Инцидент исчерпан не был: "матроновцы" отказались извиняться, утверждая, что скандал спровоцировала мэрия, поставившая иудейский символ "в центре православного города", у памятника Стефану III Великому, а Молдавская митрополия не стала осуждать снос меноры.
Конфликт Кураева и Чибрика обострился в октябре 2010 года, когда первый приехал в Кишинев читать лекции. На мероприятие пришли и сторонники Чибрика, которые стали спрашивать Кураева, за что он назвал их сектой. В ответ Кураев припомнил "матроновцам", что они обвиняли патриарха Кирилла в еретических высказываниях, и спросил, значит ли это, что предстоятель РПЦ - еретик. Обстановка в аудитории накалилась, Кураева ударили по лицу и сбили с него очки. "Разъяренные женщины из этой группировки толкали, щипали и оскорбляли священника", - передает пикантные подробности газета "Аргументы и факты". По некоторым свидетельствам, спутники Чибрика выкрикивали угрожающие лозунги ("Вон, Кураев, из Молдовы!", "Появишься еще раз в Кишиневе, мы за себя не отвечаем"), а также назвали московского гостя еретиком и педофилом. В ответ Кураев якобы объявил Чибрика фюрером и подонком. Бузотеров вывели из аудитории, но лекция в итоге была сорвана.
Эти события стали поводом для церковного суда, заседание которого и было намечено на 10 ноября. Дополнительным поводом для рассмотрения на нем стали московский визит и пресс-конференция, которую Чибрик дал "без благословения своего правящего архиерея и правящего архиерея Москвы".
Итак, 10 ноября, когда в Кишиневе должно было состояться слушание церковного суда, события развивались следующим образом. К зданию Молдавской митрополии, где находились и Чибрик, и Кураев, подошли около 300 членов "Общества святой Матроны Московской" (на сайте организации гордо сообщается о 600 сторонниках). "Во время церковного судебного разбирательства, верующие провели почти трехчасовое молитвенное стояние", - говорится в тексте на сайте "матроновцев".
Между тем, с точки зрения Кураева, стояние не было мирной акцией. Он рассказал "Интерфаксу", что "православные маргиналы" заблокировали его в здании и отказывались выпускать. "Они заявили: 'Не выпустим, пока Вы не покаетесь перед нами'", - сообщил диакон. Идти на уступки он отказался, так как, во-первых, "лицемерное покаяние перед Богом - это мерзость", и, во-вторых, чтобы не давать своим идейным противникам лишнего "козыря" в споре.
"Я физически не могу покинуть здание, и даже наличие двадцати полицейских пока не может помочь решению этой проблемы", - заявлял замурованный Кураев. Ситуация нагнеталась и грозила вылиться в погром. Однако спустя несколько часов силы правопорядка все же возобладали: молдавские полицейские "расчистили коридор", через который Кураеву удалось выбраться на свободу. По его словам, полиция пояснила Чибрику, "что дело пахнет очередной уголовной статьей за удержание человека", а тот в ответ заявил, что не имеет влияния на толпу, забаррикадировавшую выход из здания.
Можно констатировать, что конфликт между Чибриком и Кураевым благополучно миновал очередную "силовую фазу", а значит, скоро вновь исчезнет из поля зрения крупных СМИ. Тем не менее, само противостояние, очевидно, только обостряется. Кураев обвиняет Чибрика в расколе, тот это отвергает и называет противника провокатором. История грозит перерасти просто конфликт двух клириков. Так, в своей записи в ЖЖ Кураев недоумевает, как вышло, что уже после происшествия с менорой митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир наградил Чибрика правом служения литургии с открытыми царскими вратами. А сторонники лидера "матроновцев", например, утверждают, что Кураев попал к патриарху в немилость и теперь старается выслужиться перед ним.
Последний раз внутрицерковный конфликт становился достоянием широкой общественности благодаря Диомиду, теперь уже бывшему епископу Анадырскому и Чукотскому. Если сейчас события будут развиваться сходным образом, скандал неминуемо получится еще большим, так как ссориться тут будут православные из разных стран бывшего СССР. Получается, что у РПЦ сейчас один путь - к скорейшему бесконфликтному разрешению ситуации.