ГосPOS ВТБ может купить лидера экспресс-кредитования в России

В июле 2010 года глава ВТБ Андрей Костин заявлял, что его банк не против выйти на рынок экспресс-кредитования, купив для этого какую-либо профильную финансовую организацию. Однако, по словам Костина, стоящих предложений в России не было. К ноябрю они, видимо, появились: слухи о том, что ВТБ приобретает лидера рынка экспресс-кредитования (POS-кредитования) - ХКФ Банк - циркулируют уже несколько дней.

Первым о сделке, которая допустит на доселе неизведанный государственными финансовыми организациями рынок один из крупнейших госбанков страны, сообщил в своем микроблоге в Twitter Олег Тиньков. Он сделке удивился: "ВТБ купил Home Credit Bank WHAT A NEWS!" - написал он. Потом в его Twitter появились и менее официальные записи: "Хомяки куплены ВТБ" и "Пока не понял нахрен это одним и тем более другим".

Тем не менее, самому Тинькову такая сделка выгодна. "Отличная новость для @tcsbank", - написал он в Twitter. Если переводить это с микроблогерского языка на общедоступный, то получится, что выход ВТБ на рынок экспресс-кредитования выгоден другим игрокам, в том числе и ТКС Банку, который создал сам Тиньков. Почему приход государства в эту банковскую отрасль хорошо скажется на частниках, неизвестно, но вполне возможно, что ВТБ будет лоббировать интересы рынка, поможет установить какие-то единые для всех правила игры.

Впрочем, о самой сделке говорить пока рано: и в ВТБ, и в чешской PPF Group, основном владельце ХКФ Банка, информацию Тинькова опровергли. В частности, директор по коммуникациям PPF Милан Томанек заявил ”Интерфаксу", что чехи не видят причин для продажи финансовой организации в России.

Олег Тиньков. Фото с сайта innov.ru

Олег Тиньков. Фото с сайта innov.ru

Lenta.ru

Однако не исключено, что Томанек лукавит. По данным газеты ”Ведомости", которая ссылается на свои источники, переговоры все же идут. Издание отмечает, что PPF хочет продать сторонним инвесторам свои банковские активы не только в России, но и Казахстане и Белоруссии, а на вырученные деньги развивать бизнес в Азии. Сейчас у PPF уже есть активы во Вьетнаме и Китае, теперь чешский фонд намерен выйти на индийский и индонезийский рынки.

Если PPF действительно уйдет из российского банковского сектора, то это будет по крайней мере удивительно. Ведь чешский фонд — знаковый для России инвестор, ему принадлежит не только ХКФ-банк, но и "Эльдорадо", одна из крупнейших сетей по продаже электроники в стране. Контрольный пакет этой компании достался чехам в 2009 году, когда основной владелец сети Игорь Яковлев решил оплатить кредит от PPF долей в "Эльдорадо". В начале 2010 года "Ведомости" писали, что и остальные акции "Эльдорадо", которые принадлежали Яковлеву, перейдут чехам.

Так что, видимо, из этой компании PPF выходить не собирается. Во всяком случае, летом 2010 года в "Эльдорадо" заявили, что планируют к 2013 году увеличить число своих магазинов с 317 до 426, то есть практически на треть. Для такого развития нужны деньги и уверенность в завтрашнем дне: в PPF вряд ли строили бы столь амбициозные планы, если хотели продать компанию.

Есть у чехов и другие активы в России. Прежде всего, это 49 процентов Номос-банка, которому, в свою очередь, принадлежит банк Ханты-Мансийский, по российским меркам весьма крупная региональная финансовая организация. Что будет с ними, если PPF надумает уходить из России, непонятно.

Другие претенденты

Однако не менее интересным, чем судьба PPF в России, в этой истории является, конечно, приход государственного банка на рынок POS-кредитования. В то время как в целом в 2009 году кредитование стагнировало, рынок экспресс-кредитов увеличился на семь с половиной процентов, перевалив за отметку в 100 миллиардов рублей. В более спокойные годы POS-кредитование росло более чем на 10 процентов в год.

При этом отличительной особенностью данного вида бизнеса было то, что в числе крупнейших игроков рынка не было государственных банков. Сначала в POS-кредитовании "рулил" "Русский стандарт", но потом стал постепенно уходить с рынка, отдавая свою долю другим игрокам. В итоге ко второму кварталу 2010 года 27,2 процента рынка контролировал именно ХКФ-банк. На втором месте был ОТП-Банк с 18,2 процента, а на третьем — Альфа-банк с 10,2 процента.

Газета ”Коммерсант", анализируя эти цифры (они были предоставлены консалтинговой компанией Frank Research Group), отмечали, что специализированные POS-банки понемногу уступают лидирующие позиции банкам общей направленности. И действительно, в том же ХКФ-банк банке можно не только оформить потребительский кредит в магазине, но и разместить депозит, заказать кредитную карточку и еще много чего. Только портфель кредитных карт банка составляет 14,4 миллиарда рублей.

POS-кредиты - это кредиты, выданные под покупку определенного товара, как правило, в самой торговой сети. Обычно для получения такого кредита требуется минимум документов, а вот ставки по ним могут быть огромными и исчисляются обычно в десятках процентов годовых.

Тем не менее, если возвращаться к истории с ВТБ, то российскому госбанку необходим от ХКФ именно выход на рынок POS-кредитования. Все остальное - и карточки, и депозиты, и кредиты бизнесу - у ВТБ имеется в большом количестве.

По данным газеты "Ведомости", пока переговоры с ВТБ не завершились, ХКФ-банк вполне может перехватить и основной конкурент госбанка - Сбербанк, принадлежащий ЦБ. Во всяком случае, источники издания утверждают, что крупнейшая финансовая организация страны проводила с PPF переговоры даже плотнее, чем ВТБ. Однако в Сбербанке раздумывают о том, чтобы начать бизнес экспресс-кредитования с нуля, а не с помощью приобретения ХКФ.

Так или иначе, но чехи могут использовать интерес со стороны госбанков в своих интересах. Сейчас ХКФ-банк - лидер рынка, за который можно получить значительную сумму. По данным "Ведомостей", чехи просят за свой актив около двух миллиардов долларов. Это означает, что если сделка состоится, то она станет одной из самых крупных в российском банковском сектор за последние годы.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше