Юрист и правозащитник Алексей Навальный записью в блоге спровоцировал самый громкий корпоративный скандал этого года. Он обвинил прежнее руководство российской трубопроводной монополии "Транснефть" в растрате миллиардов долларов при строительстве нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Пост в блоге Навального, где были размещены компрометирующие "Транснефть" документы, собрал уже более 6 тысяч комментариев.
Россия запустила ВСТО с проектной мощностью 30 миллионов тонн нефти в год для разработки богатых нефтью месторождений Восточной Сибири. Труба отходит от существующего магистрального нефтепровода в Тайшете, на западе Иркутской области, и проходит севернее озера Байкал до Сковородино, откуда уже построено ответвление в Китай. Из Сковородино в дальневосточный порт Козьмино нефть пока доставляется по железной дороге, но вторая очередь ВСТО предусматривает строительство трубопровода и на этом участке. Первая очередь ВСТО стоила "Транснефти" 12 миллиардов долларов, а еще 10 миллиардов потребуется на вторую.
Согласно документам, приведенным в блоге Алексея Навального, при строительстве трубопровода были допущены многочисленные нарушения. Так, финансирование проектирования и строительства ВСТО, указывает юрист, осуществлялось с превышением на 10 миллиардов рублей смет, согласованных с правительством. Генподрядчик и субподрядчики компании получали необоснованно высокую оплату своих услуг. "По сути, все подрядные организации на суперстройке были посредническими прослойками, через которые вынимали деньги", - комментирует опубликованный документ блогер. Только "арифметические ошибки" обошлись компании почти в 37 миллионов рублей.
Ничего удивительного в том, что публикация в блоге вызвала такой резонанс, нет. Навальный хорошо известен своими расследованиями деятельности крупных российских компаний - таких, как "Газпром", "ВТБ", "Роснефть" и других. До сих пор блогер, если сделать скидку на некоторую экзальтированность его постов, писал более-менее достоверные вещи. И сейчас он заверяет читателей, что опубликованные им материалы были подготовлены сотрудниками "Транснефти" по запросу Счетной палаты. По словам Навального, он потратил много времени на проверку их подлинности.
В "Транснефти" уже подтвердили факт проведения аудита компании Счетной палатой, но отказались от других комментариев. "При смене руководства 'Транснефти' были проблемы, связанные с вводом в срок ВСТО... Во многом это было связано с работой подрядчиков. Для выполнения аудита была привлечена Счетная палата", - сказал Reuters пресс-секретарь трубопроводной монополии Игорь Демин. В Счетной палате также подтвердили факт проведения проверки, пообещав сверить документы из блога Навального со своим архивом.
В правительстве России, которое контролирует "Транснефть", скандал также не комментируют. "Не вижу никакой необходимости комментировать материалы блогеров. Там упоминается Счетная палата. Если бы что-то было, наверняка мы бы все узнали непосредственно оттуда", - заявил РИА Новости пресс-секретарь премьера России Дмитрий Песков.
Как украсть миллиард?
Счетная палата проверяла "Транснефть" на протяжении 2008 года. На основании запроса аудиторов самой "Транснефтью" были подготовлены официальные отчеты, в которых, как указывает Навальный, содержатся "четкие и недвусмысленные" выводы об экономических преступлениях, совершенных неустановленными сотрудниками различных "дочек" и подрядчиков "Транснефти".
Навальный утверждает, что общий ущерб, который был нанесен компании, составил 4 миллиарда долларов. Газете "Ведомости" он заявил, что расчеты сделаны на основании опубликованных документов, экспертных оценок и публикаций СМИ. Однако в действительности понять, сколько именно было "отпилено", не так уж и просто. Где хищения, а где нецелевое расходование средств, из документа стороннему наблюдателю оценить довольно сложно.
Свои собственные выводы по итогам данной проверки Счетная палата "прикрыла" грифом "для служебного пользования". В феврале 2009 года аудиторы палаты лишь сообщили, что "в ходе реализации проекта без проведения конкурсов заключено 83 договора на общую сумму 78,5 миллиарда рублей. Это свидетельствует о том, что нормативные документы АК 'Транснефть' содержат расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов". Не воровства, заметьте.
Нынешний президент "Транснефти" Николай Токарев еще в 2008 году заявлял в интервью "Ведомостям", что основной причиной задержки строительства ВСТО стала недобросовестная работа генеральных подрядчиков строительства, выбранных предыдущим руководством компании. Никаких обвинений в адрес своего предшественника - Семена Вайнштока – Токарев тогда не высказывал. Как и Счетная палата. Тем примечательней документ, опубликованный Навальным.
"Транснефть", принадлежащая государству, транспортирует 93 процента добываемой в России нефти. Протяженность сети нефтепроводов компании достигает 50 тысяч километров.
Этот текст, напомним еще раз, является внутренним расследованием самой "Транснефти", которая с радостью мазохиста сечет себя розгами, признавая, что ее бывший президент Семен Вайншток был поразительно некомпетентен. Не заметить, что при строительстве ВСТО исчезают миллиарды, пускай даже рублей, согласитесь, - это все же некомпетентность.
Но вот в чем проблема. Вайншток некомпетентен не был - его стаж в "большой" нефтянке превышает два десятилетия, из которых он восемь лет провел в должности президента "Транснефти". И до какого-то момента он пользовался доверием у властей, будучи даже назначен главой госкорпорации по подготовке Сочи к зимней Олимпиаде-2014. Впрочем, поруководить этой стройкой он успел всего полгода.
Спираль молчания
Почему отчет "Транснефти" все же всплыл, и кому это выгодно? Пока ответа на эти вопросы нет. Навальный, который так и не раскрыл источник, "сливший" ему документы, не скрывает, что проверка в "Транснефти" была направлена против Вайнштока. На это же указывает и политтехнолог Марина Литвинович, отмечая, что блогер, дискредитировав Вайнштока, волей-неволей сыграл на стороне нового руководства "Транснефти". На это Навальный, которому постоянно приходится отбиваться от разоблачителей, заявил, что Литвинович "все время ищет какой-то заговор, особенно в связи с такими постами".
Сам Вайншток скандальные обвинения со стороны Навального пока никак не прокомментировал. Бизнесмен с 2008 года живет в Лондоне и ведет бизнес в Израиле.
На самом деле публикация таких документов невыгодна никому. Давайте представим, что отчет, попавший в руки Навальному, - подлинник, а его оценка "распила" верна. В этом случае совершенно справедливо возникают претензии, прежде всего, к Вайнштоку и Ко, а затем - к чиновникам и коллегам Вайнштока.
Почему Счетная палата, получив от "Транснефти" подобные свидетельства, спустила их в архив? Аудиторы не сочли перечисленные в документе факты преступлениями, или просто не заметили их? Куда смотрела прокуратура, Минэнерго? Чем занимались российские парламентарии, получившие заключение Счетной палаты? Ну и чем, в конце концов, занималось нынешнее руководство "Транснефти", включая ее президента Токарева? Что, у нефтяных генералов теперь считается нормальным забывать о воровстве столь крупных сумм из их вотчины? Не хотели выносить сор из избы? Если же документ пустышка, то где опровержения?
На данный момент понятно, что публикация отчета Навального стала самым сильным ударом по имиджу российских госкомпаний и чиновников с момента, когда блогер начал свой информационный поход против "эффективных менеджеров". Публикация документов "Транснефти" еще и личный реванш Навального за все безуспешные попытки добиться от компании объяснения, на какую именно благотворительность она направляет миллиарды рублей. Короче говоря, слив засчитан. Что дальше?