Один из вопросов, возникших после назначения Сергея Собянина на пост мэра столицы, можно сформулировать следующим образом: что новый градоначальник планирует делать со столичным имуществом? Сейчас Москва - крупный собственник, власти которого годами собирали разнообразные активы на рынке. Готов ли новый мэр избавить российскую столицу от балласта?
В сентябре 2010 года Сергей Собянин, тогда еще занимая пост руководителя аппарата правительства, неожиданно заявил, что участие государства в экономике РФ достигло критического уровня. Мысль, в общем, не новая. И до Собянина чиновники рапортовали, что доля государства в российской экономике достигла 45-50 процентов, что в полтора раза больше среднемирового показателя. Понизить долю государства в экономике - одна из задач масштабной приватизации, заявленной на ближайшие годы. Но со стороны непубличного аппаратчика Собянина, обязанностями которого была организация работы Белого дома, слышать подобные рассуждения было странно. Чиновник, до переезда в московскую мэрию, вообще редко высказывался на какие-либо темы, а тут, понимаешь, критика сложившейся системы.
Теперь, когда Собянин занял пост мэра Москвы, он может внести свой вклад в разгосударствление экономики. Но мэр молчит, а за него говорят другие, хотя и высокопоставленные, лица. Так, о возможной приватизации новым мэром непрофильных аэропорта "Внуково" и авиакомпании "Москва" заявил почему-то министр транспорта РФ Игорь Левитин. А о переговорах по продаже доли в "Банке Москвы" структурам ВТБ сообщали лишь неназванные источники российских СМИ.
Появляются и другие косвенные свидетельства того, что Москва больше не будет собирать в свой портфель многочисленные активы. В октябре министр финансов Алексей Кудрин, часто конфликтовавший с предшественником Собянина, поддержал нового мэра, заявив, что многочисленные социальные выплаты в Москве можно сохранить. Для этого, по его мнению, необходимо "продать пакеты акций. Есть два банка, которые московское правительство держит. Есть авиационные компании. Другие субъекты давно уже не имеют таких коммерческих структур в собственности". Ну а в начале ноября газета "Ведомости" сообщила, что Собянин готовит новую программу городской приватизации. Только в 2011 году новый мэр столицы намерен продать госпакетов акций на 14 миллиардов рублей. Это в 15 раз больше, чем планировал продать бывший мэр столицы Юрий Лужков.
Впрочем, план приватизации московского имущества сложно назвать грандиозным. В проекте бюджета столицы на следующий год предусмотрены доходы в 1,244 триллиона рублей, а расходы - на уровне 1,389 триллиона рублей. При этом дефицит бюджета столицы превысит 146 миллиардов рублей. Распродажа имущества не покроет и десятой части разрыва между расходами и доходами столицы.
Что на самом деле будет продавать Собянин, в перечне не указано. В этом столичные власти также скопировали федеральные власти, которые объявили масштабную программу приватизации сроком на пять лет, но так и не сообщили, доли в каких именно компаниях будут переданы инвесторам. Между тем, продавать у Москвы есть что.
Российская столица уже давно инвестирует в разнообразные проекты с далеко не всегда понятными перспективами. Один из самых известных провалов - строительство убыточного монорельса в Москве. Журнал Smart Money еще в 2008 году писал, что город в разные периоды своей хозяйственной деятельности строил школы в Северодвинске, квартиры для моряков в Севастополе, вкладывался в садоводческие хозяйства в Тамбовской, Курской, Воронежской областях, поддерживал московские СМИ.
За период правления Лужкова у Москвы появился аэропорт, авиакомпания, банк, страховщик и многое другое. На данный момент московское правительство владеет пакетами акций в более чем 300 компаниях. Самые ценные активы - Московская объединенная энергетическая компания, а также доли в "Мосэнерго", Банке Москвы, Центральной топливной компании и "Внуково".
Со слов Левитина известно, что на продажу пойдет авиакомпания "Москва", которая до недавнего времени носила название "Атлант-Союз". На базе этого перевозчика власти города предполагали создать холдинг "Росавиа", но проект провалился. Сейчас авиакомпания, которая базируется во "Внуково", работает над формированием и развитием нового бренда, а Москва продолжает подкидывать своей авиационной тезке миллиарды рублей субсидий.
Хотя "Москву" за прошедший год практически полностью очистили от долгов, продать дорого перевозчика вряд ли удастся. Средства на развитие авиакомпании так и не были выделены, а бывший партнер московской мэрии по проекту "Росавиа" - госкорпорация "Ростехнологии" - пытается отсудить у перевозчика 170 миллионов рублей. Кроме того, в конце сентября газета "Коммерсант" писала, что Евгений Бачурин покидает пост гендиректора авиакомпании из-за "нарушений этики". Несмотря на это, интерес к "Москве" уже подтвердили соседи перевозчика по "Внуково" - авиакомпании UTair и Red Wings.
Город может продать на аукционе и сам аэропорт Внуково, в котором ему с 2004 года принадлежит 75 процентов акций. А может и сменить схему работы с аэропортом, передав его, по примеру петербургского "Пулково", в концессию. В любом случае, вряд ли сделка состоится раньше 2013 года, когда будет достроен новый терминал "Внуково". Что будет с другими активами правительства Москвы, пока неизвестно. Чиновники молчат.
Сейчас главный вопрос в том, как именно Москва будет сбрасывать активы. С ноября 2007 года (когда Лужков утвердил последний план приватизации) все наиболее ликвидные активы город продавал непрозрачно. Источники газеты отмечали, что доступ к важной информации о предстоящих торгах имел ограниченный круг компаний. Остальным приходилось ждать официального объявления, которое появлялось за месяц до торгов. В результате вокруг наиболее знаковых активов, которые продавал город, разгорелись скандалы.
Но компании, связанные с московской экономикой, продают не только столичные власти. 22 ноября Росимущество выставило на торги ОАО "Мосметрострой", бессменного строителя Московского метрополитена. Это решение совпало по времени с решением Собянина ускорить темпы строительства станций столичного метро. Если торги по продаже "Мосметростроя" пройдут успешно, то строить новые километры подземки будут уже частники, а не федеральные власти.