В 2016 году городу Рио-де-Жанейро предстоит стать столицей Олимпийских игр. В борьбе за право провести у себя главные спортивные соревнования мира Рио обошел Токио, Мадрид и Чикаго. Но вдобавок к обычным задачам, которые ложатся на власти городов-счастливчиков, - строительство олимпийских объектов, подготовка к приему туристов, выбор эмблемы - администрации и правоохранительным органам Рио предстоит справиться с еще одной, очень серьезной проблемой. Речь идет, конечно, о преступности.
У местных властей нет даже пяти лет на то, чтобы превратить Рио-де-Жанейро из города, где в бедные районы не стоит заходить даже вооруженным до зубов сотрудникам полиции, в город, по которому смогут спокойно гулять сотни тысяч туристов. В 2014 году в Рио пройдет чемпионат мира по футболу, и нормализовать обстановку в городе следовало бы уже к этому событию. На борьбу с наркодельцами правительство Бразилии регулярно выделяет Рио-де-Жанейро суммы, исчисляемые десятками миллионов долларов. А то, что происходит в дни масштабных операций, напоминает даже не криминальные, а военные кинобоевики.
В минувшие выходные, 20 и 21 ноября, члены промышляющих наркоторговлей банд совершили серию поджогов и обстрелов полицейских участков и автомобилей, а также нападений на простых обитателей трущоб. Руководство полиции убеждено в том, что атаки координировались главарями преступных группировок, пребывающими в тюрьмах и обиженными на власти за непрекращающиеся рейды. Губернатор штата Рио-де-Жанейро Сержио Кабрал в радиоэфире назвал случившееся "отчаянной попыткой посеять панику" и пообещал, что полиция не отступит. Более того, полиция перешла в наступление.
25 ноября впервые за долгое время представители властей ступили и въехали на мотоциклах на землю фавелы Вила-Крузейру. На зачистку этого района первоначально были отправлены 250 человек, однако вскоре обнаружилось, что этого недостаточно. Министерство обороны подкрепило силы полиции 800 морпехами, двумя вертолетами и десятью единицами тяжелой техники.
Операция затронула и благополучные Ипанему и Копакобану. На улицах любимых туристами прилегающих к пляжам престижных районов были найдены подозрительные картонные коробки. У полиции были основания полагать, что в них находится взрывчатка, и улицы были временно оцеплены. Правда, выяснилось, что ничего опасного в коробках не содержалось.
В ходе событий этой недели в перестрелках погибли 30 человек. Больше половины из них, как утверждают полицейские, были наркоторговцами, однако среди жертв оказались и случайные люди, включая 14-летнюю девочку. За неделю было сожжено более 60 автомобилей, а владельцы магазинчиков и автозаправок еще долго не смогут оправиться от причиненных им убытков.
Лишь к пятнице, 26 ноября, трущобы Вила-Крузейру оказались под контролем полиции. Местные жители, судя по телевизионным репортажам с места событий, воспринимают это неоднозначно. С одной стороны, присутствие полицейских и военнослужащих хотя бы на время сделает фавелы более спокойным местом, но с другой стороны, они не смогут остаться там навсегда. В том, что наркоторговцы сразу после ослабления контроля вернутся на привычную территорию, сомнений нет.
Некоторые жители трущоб и вовсе уверены, что лучше бы власти не вмешивались во внутреннюю жизнь бедных кварталов. Им, в общем-то, нет дела до Олимпиады, футбола и того, каким Рио покажется туристам. Для подавляющего большинства обитателей фавелы Вила-Крузейру близость преступной среды - привычное с детства явление, к которому они приспособлены. Проституция, наркоторговля и уличные стычки существуют рядом с ними столько, сколько они себя помнят, а вот быть рычагом, при помощи которого бандиты запугивают полицию, им не хочется.
Нельзя сказать, что пытаясь снизить уровень преступности правительство использует лишь силовые методы. В тех беднейших районах города, которые уже освобождены от наркокартелей, действует программа, направленная на установление доверительных отношений между жителями трущоб и полицейскими. В рамках этой программы сотрудники специального подразделения полиции даже проводят уроки физкультуры, музыки, английского языка и компьютерной грамотности в детских садах и досуговых центрах: считается, что дети младше четырех лет уже не помнят всплесков насилия на улицах и могут быть воспитаны в духе сотрудничества с полицией. Прежде чем начать общаться с детьми, полицейские проходят специальную подготовку, включающую курсы основ правозащитной деятельности и психологии.
Но банды наркокартелей являются не единственной бедой трущоб Рио-де-Жанейро. В последнее время все больше внимания привлекают группировки иного рода, состоящие в основном из бывших полицейских, пожарных и тюремных охранников. Они отличаются хорошей физической подготовкой и, как правило, не связываются с наркоторговцами и сутенерами. Их специализация - поборы с легального бизнеса в обмен на обеспечение безопасности или, проще говоря, "крышевание". По данным Agence France-Presse, эти люди контролируют сотню фавел Рио, в то время как самый крупный наркокартель "держит" всего 55 районов. Бороться с ними сложнее, поскольку они не только знакомы с методами работы полиции, но и обладают связями во властных структурах.
Очевидно, что если властям Бразилии удастся выполнить обещание и к 2014 году сделать Рио если не образцово безопасным, то хотя бы не кишащим преступниками городом, это будет чудом. И одними танками чуда не совершить.