Состав преступления Генпрокуратура обвинила Гаева во всех бедах метро

14 декабря Генеральная прокуратура России опубликовала итоги своей проверки Московского метрополитена. Выяснилось, что руководство столичного метро в течение долгого времени завышало цены на билеты, подвергало пассажиров опасности, а также нарушало закон при сдаче имущества и охране метрополитена. Более того, прокуратура нашла в действиях начальника подземки Дмитрия Гаева то, что со временем может стать поводом для уголовного преследования. По мнению проверяющих, Гаев не только недобросовестно исполнял свои обязанности, но и в погоне за обогащением действовал в ущерб метрополитену. Однако уголовного дела, как и отставки Гаева, пока не последовало.

Всем, кто хоть изредка ездит в московском метро, проблемы столичной подземки очевидны. Это и перегруженность метрополитена, и острая нехватка новых станций, и дискомфорт, который испытывают пассажиры в жару и холод. Однако это лишь верхняя часть айсберга - остальное для глаз обывателя скрыто глубоко в недрах, и узнать, что же происходит с метро вне его станций, обычно не представляется возможным.

Именно поэтому публикация Генпрокуратурой результатов своей проверки стала сенсацией - несмотря на то, что многие догадывались о не самом эффективном руководстве столичной подземкой, официально об этом никогда не говорилось, и личность Дмитрия Гаева долгое время оставалась неприкосновенной.

Первое, на что обратили внимание прокурорские работники - это сомнительная хозяйственная деятельность метрополитена, которая в течение нескольких лет велась с нарушением закона. В частности, ГУП "Московский метрополитен" до сих пор не оформил право хозяйственного ведения на 71 станцию и 198 перегонов, а 34 земельных участка, предоставленных городом в аренду предприятию, не были поставлены на кадастровый учет.

Кроме того, в течение последних десяти лет метрополитен без согласия столичного правительства заключал договоры на аренду нежилых помещений, а также пользовался технологическим каналом связи. Другое нарушение связано со станциями метро, которые являются объектами культурного наследия - они, по данным Генпрокуратуры, используются без охранного обязательства.

Немало вопросов у прокуратуры и к финансовой деятельности метрополитена. Проверка показала, что руководство предприятия нарушало закон "О защите конкуренции", осуществляя отбор организаций, оказывающих услуги по инкассации и страхованию, без проведения открытых торгов. Из-за этого в 2008 и 2009 годах только на оплату инкассации без конкурса было израсходовано 300 миллионов рублей. Еще 70 миллионов рублей таким же образом ушло на страхование.

Охрана метрополитена, которая по закону должна быть государственной, на деле осуществляется созданным самим метрополитеном ЧОПом. Кроме того, прокуратура попрекает ГУП "Московский метрополитен" тем, что предприятие до сих пор не создало резервный фонд, а также фонды развития производства, социальный сферы и материального поощрения.

Одним из самых серьезных нарушений, которые нашли прокурорские работники, связано с ценами на проездные. По данным Генпрокуратуры, метрополитен заключал договоры, которые негативно влияли на формирование тарифов, после чего необоснованно компенсировал их за счет роста цены на билеты.

По данным Генпрокуратуры, за два года рост травматизма в метро составил более 12 процентов. Если в 2008 году было травмировано 1742 пассажира, то в 2009 году - уже 1951 пассажир. При этом только за 11 месяцев 2010 года эта цифра выросла до 2075 пассажиров.

Все больше людей также падают на пути. В 2008 году их было 149, в 2009 году - 150, а в 2010 году - уже 162.

В результате проверки были обнаружены и другие нарушения, непосредственно связанные с пассажирами. Некоторые из них намного серьезнее, чем несправедливая тарифная политика руководства метро. Например, прокуратура обнаружила, что на линии выходят поезда, находящиеся в неудовлетворительном техническом состоянии. Имеют место сбои графика движения, ошибочные действия диспетчеров, а также нарушения технологии ремонта подвижного состава. Более того, как пишет прокуратура, за последние три года резко снизился уровень безопасности движения поездов. А за последний год количество заснувших на рабочем месте машинистов увеличилось в два с половиной раза.

При этом если в метро случится какая-нибудь авария, к расследованию ее причин не допустят Ростехнадзор, поскольку это не предусмотрено локальными актами метрополитена. Как отмечает прокуратура, это способствует сокрытию от контролирующих органов происшествий на метрополитене. Учитывая, что 82 опасных производственных объекта, которые эксплуатирует метрополитен, не прошли процедуру обязательной перерегистрации, последствия могут быть довольно печальными.

Особые претензии Генпрокуратура высказала к начальнику московского метро Дмитрию Гаеву, который, как выяснилось, "при исполнении своих обязанностей действовал недобросовестно, ущемляя интересы унитарного предприятия, в том числе в целях личного обогащения". Прокурорских работников, в частности, насторожило, что Гаев создал такую систему, при которой технические разработки, применяемые в метро за счет предприятия, оформлялись как его личное изобретение. Благодаря этому начальник подземки, став патентообладателем, с 1999 года получил 112 миллионов рублей от возглавляемого им ГУПа.

Интересно, что слово "незаконно" при этом в сообщении не прозвучало, хотя прокуратура всем своим видом указывает именно на сомнительность действий Гаева. Впрочем, даже перечисленных нарушений хватит не на одно уголовное дело, однако, как ни странно, его-то пока и нет. Единственное, чем ограничилась генеральная прокуратура - это советом в адрес мэра Москвы Сергея Собянина уволить Гаева, устранить нарушения и взыскать убытки, причиненные предприятию.

Как заявил РИА Новости источник в правоохранительных органах столицы, уголовное дело по фактам нарушений и злоупотреблений на метрополитене действительно может быть возбуждено - у правоохранительных структур собрано достаточно материалов. Однако в Следственном комитете, который и должен возбуждать это дело, заявили, что никаких материалов к ним пока не поступало.

Источник "Интерфакса" все в тех же правоохранительных органах в ответ на это сообщил, что соответствующие документы направлены столичному руководству для принятия дальнейшего решения. Со своей стороны пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова добавила, что материалы из прокуратуры будут внимательно изучены и только после этого руководство столицы примет решение, которое затем будет представлено обратно в Генпрокуратуру.

Логичнее всего было бы предположить, что виной такой неожиданно резкой атаке на бессменного руководителя метрополитена - "новая метла" в лице Собянина, который продолжает менять в столице старые "лужковские" кадры на свои. Действительно, вскоре после вступления в должность Собянин имел несколько не самых простых разговоров с Гаевым. Кроме того, на одном из заседаний правительства Москвы Собянин предложил департаменту транспорта и Счетной палате провести проверку работы метрополитена, "чтобы не было скучно работать".

По иронии судьбы, именно в день публикации Генпрокуратурой своего отчета Мосгорсуд признал законным решение об отказе в удовлетворении иска "Общества защиты прав потребителей" к столичному метрополитену, поданному в связи с невыносимой летней жарой. Комментируя в конце июля этот иск, Дмитрий Гаев заявлял: "Давайте еще на Солнце подадим в суд за то, что так жарко".

Однако, несмотря на то, что Собянин требовал от Гаева "не допустить разгильдяйства", отставкой начальнику московского метро столичный мэр никогда не грозил - по крайней мере, публично. Более того, по сведениям "Коммерсанта" в мэрии очень удивились претензиям Генпрокуратуры. Как выяснилось, это связано с тем, что задуманная Собяниным проверка Счетной палаты еще идет и будет закончена лишь к 28 декабря, а генеральная прокуратура занялась метрополитеном еще при предыдущем мэре Юрии Лужкове.

Как рассказал "Коммерсанту" бывший префект Северного округа Москвы Олег Митволь, между Лужковым и Гаевым еще летом произошел некий конфликт, что привело к резкому охлаждению их отношений (до этого они на протяжение 15 лет работали душа в душу - один на земле, другой под ней). В результате этого на одном из заседаний правительства Лужков даже потребовал "ссадить" Гаева на землю "с пьедестала, который необоснованно построил себе наш руководитель метро".

В беседе с РСН Митволь подчеркнул, что смена мэра здесь ни при чем. "Еще более года назад, когда я работал префектом, следственные органы Северного округа занимались делом о том, как одна из дочерних структур метрополитена "вывела" в обнальную контору 200 миллионов рублей", - сообщил Митволь, добавив, что дело в итоге так ничем и не кончилось.

Упомянув про "дочку" метрополитена, Митволь затронул важную тему, о которой журналисты уже писали и на которую только сейчас обратила внимание Генпрокуратура. Речь идет о связанных с метрополитеном весьма прибыльных предприятиях, к которыми то или иное отношение имеет Гаев и его дети.

В одном из них - телекоммуникационной компании "Ситроникс" - Гаев с 2005 года является членом совета директоров. "Ситроникс" интересен тем, что ему принадлежит монополия на поставку проездных билетов для московского метро - это связано с тем, что единственный их производитель - завод "Микрон" - принадлежит именно этой компании. По данным "Ведомостей", в 2009 году "Ситроникс" заключил с метрополитеном контракт на 100 миллионов долларов. Примечательно, что одно из дочерних предприятий компании - ООО "Ситроникс смарт технологии" - возглавляет сын Гаева Владимир. Он, правда с метрополитеном не связан - ССТ занимается банковскими картами.

А вот дочь Гаева Анастасия к метро отношение имеет, причем самое непосредственное. Как выяснил "Маркер", она владеет фирмой "Анника групп", которой принадлежит единственная в Москве лицензия на производство и продажу сувенирной продукции с символикой Московского метрополитена. Часть этих сувениров продается в киосках метро, управляет которыми ООО "Метропресс" - "дочка" ГУП "Московский метрополитен".

Сам Дмитрий Гаев на обвинения Генпрокуратуры пока толком не ответил. Отвечая на просьбу "Интерфакса" прокомментировать приписываемое ему авторство изобретений, за которые метрополитен платил деньги, начальник подземки сказал: "А разве это незаконно?". На остальные вопросы журналистов он как мантру повторял фразу: "Была проверка, но никаких выводов по ее результатам я не видел".

Осторожность Гаева объяснима - как показала отставка Лужкова, в Москве не осталось неприкосновенных чиновников, а обвинения в личной наживе обычно так просто в воздухе не повисают. Впрочем, для обычного пассажира метро не так важно, что изобретал Дмитрий Гаев и чем управляют его дети. Единственным критерием, по-настоящему имеющим для него значение, является удобство пользования метрополитеном и его безопасность - а с этим, как поняла даже Генпрокуратура, в московском метро не все гладко. И если с отставкой Гаева - буде она последует - положение дел под землей улучшится, то для задыхающейся от транспортных проблем Москвы это будет совсем не лишним.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше