Со времени возникновения финансовых трудностей у "Капитал Тура", одного из крупнейших российских туроператоров, прошло больше месяца. Все находившиеся за рубежом туристы компании вернулись домой, а страховавшая ответственность "Капитал Тура" фирма "Инногарант" занялась возмещениями пострадавшим клиентам. Уже известно, что компенсации начнут выплачивать весной 2011 года, однако не в полном объеме. В Ростуризме и Госдуме воспользовались ситуацией как поводом для ужесточения ответственности всех остальных туроператоров перед россиянами.
16 ноября "Капитал Тур" официально объявил, что со следующего дня приостанавливает свою деятельность и не сможет исполнять обязательства по проданным турам. Туроператор объяснил вынужденный простой в работе блокировкой банковских счетов, инициированной Московским кредитным банком. Несмотря на то, что спустя несколько дней счета "Капитал Тура" были разморожены, оператор так и не начал отправлять своих клиентов на отдых, а в конце ноября даже остановил продажи турпутевок на Новый год.
На середину ноября "Капитал Тур" продал более восьми тысяч путевок до начала февраля включительно. При этом в конце ноября сообщалось, что за границей по путевкам компании остаются 104 туриста. И лишь 20 декабря в Федеральном агентстве по туризму (Ростуризме) сообщили, что все туристы "Капитал Тура", пребывавшие на отдыхе за границей, вернулись в Россию.
Зашел разговор и о выплате компенсаций клиентам "Капитал Тура", пострадавшим от приостановки деятельности оператора. Фирма "Инногарант", страховавшая его ответственность, 17 декабря опубликовала информацию о начале выплаты возмещений клиентам "Капитал Тура". Согласно данным "Инногаранта", за прошедший месяц в компании было принято 1028 комплектов документов от клиентов туроператора с заявлениями на страховую выплату.
Также в "Инногаранте" подчеркнули, что выплата страховок "начнет осуществляться после рассмотрения всех представленных документов", отметив, что "на сроки этого процесса существенное влияние оказывает глубина продаж туроператора". По данным страховой компании, в случае с "Капитал Туром" речь идет о марте 2011 года, то есть раньше указанного срока клиенты туроператора компенсаций не получат.
"Капитал Тур" был основан в 2003 году Инной Бельтюковой и ее мужем. Сейчас Бельтюкова является гендиректором компании. По собственным данным, "Капитал Тур" входит в тройку крупнейших туроператоров в России. В 2009 году компания отправила за границу около 272 тысяч человек, а ее годовой оборот составил 16,1 миллиарда рублей.
Кроме того, в "Инногаранте" сообщили неутешительные для туристов сведения: возмещения будут выплачиваться не полностью, поскольку ущерб от остановки деятельности "Капитал Тура" превышает сумму страхового покрытия в 100 миллионов рублей. "Было принято решение о пропорциональных выплатах. Такой подход в условиях ограниченного объема страхового возмещения ставит в равные условия всех пострадавших вне зависимости от предполагаемой даты начала тура и не допускает ажиотажа", - пояснили свою позицию в "Инногаранте".
При этом в компании признались, что в законе отсутствует четко прописанная методика пропорциональных выплат. Чтобы определить оптимальный механизм возмещения убытков туристам "Капитал Тура", в "Инногаранте" уже обратились за советом к Всероссийскому Союзу Страховщиков и Росстрахнадзору.
В Российском союзе туриндустрии (РСТ) уже отреагировали на сообщение "Инногаранта", отметив, что оно вызвало "противоречивые чувства". С одной стороны, как отметили в РСТ, "вариант с пропорциональными выплатами ближе к справедливости: уж лучше всем понемногу, чем кому-то все, а другим ничего". С другой, "нельзя исключать, что под прикрытием справедливости 'Инногарант' пытается отсрочить выплаты клиентам 'Капитала' на... неопределенное время".
В РСТ привели ряд причин, по которым сделали такой вывод. В частности, Союз отмечает, что выплата ста миллионов рублей - "испытание даже для страховщиков первого десятка", в которую "Инногарант" не входит. Кроме того, "Инногарант" пока не проинформировал, перестрахованы ли его риски по обеспечению ответственности операторов, а источники РСТ на рынке сообщают, что не перестрахованы. В "Инногаранте" никак не прокомментировали сообщения РСТ, однако заверили, что "у компании есть все необходимые ресурсы, квалифицированные специалисты и финансовые возможности для исполнения своих обязательств в полном объеме".
Закрутить гайки
Ситуацией с "Капитал Туром" между тем решили воспользоваться чиновники, чтобы в очередной раз ужесточить ответственность туроператоров перед клиентами. Уже в конце ноября, как написала газета "РБК daily", замруководителя Ростуризма Евгений Писаревский предложил внести ряд изменений в закон о туристической деятельности. Так, в Ростуризме настаивают на необходимости проводить аудит туроператоров, чтобы исключить компании с финансовыми затруднениями из реестра туроператоров. Кроме того, Писаревский считает, что нужно увеличить размер финансовой ответственности турфирм.
Напомним, в середине прошлого года Госдума уже резко повысила размер фингарантий, требуемых от туроператоров. Так, обеспечение туроператоров, годовая выручка которых не превышает 100 миллионов рублей, выросло втрое - с 10 до 30 миллионов рублей. Турфирмы с оборотом от 100 до 300 миллионов рублей должны были увеличить фингарантии до 60 миллионов, а обеспечение крупных турфирм с выручкой свыше 300 миллионов рублей должно было вырасти в десять раз - до 100 миллионов рублей.
В начале декабря 2010 года зампред комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев напомнил, как пишет "Парламентская газета", что в законе изначально шла речь о гарантиях в 500 миллионов рублей. Туроператоры считали, что эта сумма завышена, однако в случае с "Капитал Туром" такой размер фингарантий, скорее всего, покрыл бы все компенсации пострадавшим клиентам.
Позднее замдиректора департамента туристической деятельности Минспорттуризма Андрей Гаврилов рассказал изданию BFM и о других мерах, которые чиновники намерены предложить для защиты интересов российских туристов. Среди них, в частности, введение саморегулирования для туроператоров и турагентств. Работая по принципам саморегулирования, туроператоры могли бы создавать "специальные фонды, средства из которых будут направляться на решение вопросов, в том числе и выплат компенсаций туристам, тем, кому не хватит <...> средств финансового обеспечения".
Пока до конкретных изменений в туристическом законодательстве еще далеко, однако "Капитал Тур" все же создал значимый прецедент на рынке. Вот только вряд ли это поможет ускорить выплаты его клиентам.