После того как госбанк ВТБ официально подтвердил свою заинтересованность в покупке Банка Москвы, беды на столичную финансовую организацию посыпались одна за другой. Сначала проверку банка решила провести Счетная палата, а затем сотрудников кредитного учреждения заподозрили в хищении 13 миллиардов рублей. Да и сам ВТБ ведет себя весьма агрессивно, не стесняясь рассказывать о "странностях" Банка Москвы аналитикам рынка.
Банк Москвы занимает пятое место в России по объему чистых активов, уступая только "большой четверке" госбанков: Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку (он связан с правительством через структуры "Газпрома") и Россельхозбанку. По отечественным меркам Банк Москвы вполне можно назвать гигантом: достаточно сказать, что суммарные активы "Уралсиба" и Райффайзенбанка уступают по объему активам Банка Москвы.
Все это означает, что такая финансовая организация, как Банк Москвы, стоить дешево просто не может. Если даже на покупку Транскредитбанка, активы которого в три раза меньше, чем у Банка Москвы, ВТБ собрался выделить 50-55 миллиардов рублей, то "сделка года" на финансовом рынке должна пройти не за один и не за два миллиарда долларов.
На бирже РТС капитализация Банка Москвы оценивается почти в шесть миллиардов долларов. Правда, менялась она в последний раз в начале сентября, а сделки по акциям финансовой организации проходят едва ли раз в квартал - так что ориентироваться по ним вряд ли стоит. На ММВБ торги проходят активнее, но тоже на относительно небольших объемах.
При покупке Банка Москвы ВТБ будет, естественно, ориентироваться не только на рыночную стоимость финансовой организации и объем активов, но и на десятки (если не сотни) других показателей. Одним из таких показателей наверняка будет репутация Банка Москвы. Именно она, репутация, в последние месяцы оказалась под сильным прессингом с самых разных сторон.
Счетная палата
О том, что Счетная палата начала проверку Банка Москвы, стало известно 13 декабря. По словам аудитора Михаила Бесхмельницына, в ведомстве решили проверить деятельность финансовой организации как банка, а также ее участие в городских программах, в том числе и как агента.
Впоследствии в Счетной палате, которая раньше никогда Банк Москвы не проверяла, пояснили, что решение о проверке согласовано с ВТБ. "ВТБ важно знать, не покупает ли он кота в мешке", - заявил ”Коммерсанту" заместитель председателя ведомства Валерий Горегляд.
Как именно договаривались госбанк и Счетная палата, неизвестно, но, скорее всего, проверка может оказаться для ВТБ весьма выгодной. Ведь нарушения в Банке Москвы, по всей вероятности, будут обнаружены: как указывал тот же "Коммерсант", Счетная палата регулярно проверяет российские госбанки и всегда находит в них какие-нибудь недочеты. Для ВТБ же важен любой недостаток: он может быть использован в качестве аргумента для снижения цены банка.
Прокуратура
Другой удар по репутации банка нанесло главное следственное управление при ГУВД Москвы. 21 декабря стало известно, что против сотрудников столичной финансовой организации возбуждено уголовное дело по статье "мошенничество".Следователи предполагают, что менеджеры банка выдали кредит ЗАО "Премьер Эстейт" на 12,76 миллиарда рублей, зная, что эти деньги никогда возвращены не будут: сведения о предмете залога оказались недостоверными. Пикантности истории добавляет то, что украденные деньги оказались бюджетными - кредит выдавался из средств, полученных из бюджета Москвы.
Если бы новостной фон вокруг Банка Москвы был нейтральным, то сама финансовая организация была бы заинтересована в том, чтобы дать делу огласку, а виновных, если таковые окажутся, примерно наказать. Однако сейчас, когда на Банк Москвы давят со всех сторон, обнаружение мошенничества, да еще и с бюджетными деньгами, оказалось совсем некстати.
Сам ВТБ
Однако эффективнее всего в деле снижения стоимости Банка Москвы выступил, похоже, сам ВТБ. Менеджеры госбанка в начале декабря провели встречу с аналитиками инвестбанков, на которой рассказали о "странностях" Банка Москвы. В середине декабря об этой встрече узнала газета ”Ведомости" и пересказала то, что говорили банкиры из ВТБ.
Во-первых, в ВТБ обратили внимание на очень сложную структуру акционеров Банка Москвы. Основной пакет финансовой организации (46,5 процента) действительно принадлежит правительству столицы. А вот дальше начинаются сложности, ведь 17,3 процента акций банка находятся во владении Столичной страховой группы. Эта компания, в свою очередь, на 25 процентов принадлежит правительству Москвы, на 25 процентов - самому Банку Москвы, а на 50 процентов - ЗАО "Страховая группа", не связанного со столичными чиновниками.
Акции Банка Москвы на ММВБ уже не первую неделю торгуются в районе 970-980 рублей за штуку. И только 15 декабря, в день, когда глава ВТБ Андрей Костин объявил, что сделку по Банку Москвы планируется завершить в первой половине 2011 года, ценные бумаги финансовой организации подорожали аж до 1080 рублей за штуку. После этого в течение нескольких дней ценные бумаги дешевели и, в конце концов, упали до привычных значений. Кто-то провернул выгодную сделку.
Таким образом, заключили в ВТБ, нельзя говорить о том, что правительство Москвы контролирует свой банк. Следовательно, о выкупе госбанку, который хочет получить непременно контроль над столичной кредитной организацией, придется договариваться не только с правительством Москвы, но и с другими акционерами. В том числе, и с топ-менеджерами Банка Москвы, например Андреем Бородиным и Львом Алалуевым, которые владеют 20 процентами финансовой организации. При этом президент банка Андрей Бородин обладает уникальными полномочиями - его не может уволить совет директоров, для принятия этого решения требуется собрание акционеров банка.
Во-вторых, в ВТБ отметили, что Банк Москвы не проверялся международными аудиторами из "большой четверки". Это, кстати, было сказано до начала проверки Счетной палаты, поэтому, возможно, данная претензия скоро потеряет смысл: Счетная палата хоть и не входит в "большую четверку", но проверяет внимательно.
В-третьих, вызвал подозрения ВТБ и слишком низкий уровень просрочки по кредитам в Банке Москвы - он приблизительно в два раза ниже, чем в среднем по рынку (4-5 процентов вместо 8-10 процентов).
Наконец, в-четвертых, в ВТБ обратили внимание на зависимость банка от средств, завязанных на городе, а также на то, что у банка много социальных функций: достаточно сказать, что московские пенсионеры проходят в метро бесплатно именно по карточкам Банка Москвы.
Ответ Банка Москвы
Если прокомментировать инициативы следователей и Счетной палаты пресс-службе Банка Москвы оказалось сложно (действительно, что тут скажешь?), то статья в газете "Ведомости" вызвала ответную реакцию. 21 декабря Банк Москвы распространил пресс-релиз, в котором по пунктам ответил на все то, что так волнует ВТБ.
В частности, в пресс-релизе говорится, что вся информация об акционерах представлена на сайте банка в открытом режиме. Что "большой четверкой" банк действительно не проверялся, зато проверяется BDO – тоже не последней на рынке компанией. Что низкий уровень просрочки объясняется традиционно консервативным подходом финансовой организации к выбору клиентов. Что доля бюджетных ресурсов Москвы в пассивах банка составляет 12 процентов.
Короче говоря, Банк Москвы попытался полностью опровергнуть слова менеджеров ВТБ. В конце же пресс-релиза недвусмысленно говорится о том, зачем все это нужно было госбанку: "По нашему убеждению, изложенные в статье 'Неуправляемый актив' публичные заявления со ссылкой на руководство ВТБ продиктованы определенным желанием снизить стоимость акций Банка Москвы, учитывая неоднократные заявления ВТБ о своем намерении приобрести долю в его капитале".
Появление столь жесткого пресс-релиза означает, что с планами ВТБ купить Банк Москвы в столице согласны далеко не все. "Тихого" поглощения у ВТБ не получилось: сделка, по всей видимости, теперь будет проходить на фоне взаимных обвинений и скандалов. А ведь пока не объявлена даже приблизительная цена, которую готов заплатить ВТБ за Банк Москвы...