Полет ненормальный Репортаж из обесточенного "Домодедово"

Последнее воскресенье перед новогодними праздниками - день, который десятки тысяч человек выбрали для того, чтобы отправиться на самолете встречать 2011 год с родными или просто отдохнуть за границей. Нагрузка на аэропорты в эти дни всегда бывает высокой, и малейшие сбои в их работе ведут к серьезным последствиям. Когда речь идет об отсутствии энергоснабжения в одном из столичных аэропортов на протяжении более 12 часов - последствия можно называть катастрофическими.

Сообщения о том, что в аэропорту "Домодедово" временно прервана регистрация на рейсы, а также приостановлен вылет, появилась в интернет-СМИ и радиоэфире еще утром 26 декабря. Однако они сопровождались обещаниями вернуть все системы в рабочее состояние в течение двух-трех часов. Поэтому большинство пассажиров решили ехать в аэропорт, рассчитывая, в худшем случае, на то, что их рейс немного отложат. В самом деле, неужели починка обрывов линий электропередач, не выдержавших тяжести намерзшего льда, может занять много времени? Тем более, что сотрудники аэропорта обещали включить дизель-генераторы.

Добраться до "Домодедово" по скользким дорогам было само по себе непростой задачей. На подъезде к аэропорту к середине дня образовалась пробка длиной несколько километров. Ни мобильные телефоны основных операторов, ни мобильный интернет не работали: аппараты радовали абонентов сообщением "ошибка подключения". Зато по пробке циркулировали слухи как о том, что все обещали починить очень скоро, так и о том, что никакие самолеты не будут летать до утра понедельника.

Сам аэропорт встречал добравшихся до него пассажиров темными окнами. Возле терминала дежурили автозак и два десятка сотрудников ОМОНа, которые контролировали, чтобы личный автотранспорт не подъезжал слишком близко к зданию. Внутрь, однако, пройти было можно. В "Домодедово" царили непривычные темнота и холод, к четырем часам вечера оба этажа были забиты людьми, многие из которых находились в здании с самого утра.

Обработка самолета противогололедным реагентом. Фото "Ленты.Ру"

Обработка самолета противогололедным реагентом. Фото "Ленты.Ру"

Lenta.ru

Отключение электричества затронуло всю инфраструктуру "Домодедово". Многочисленные заведения общественного питания были закрыты, а для верности еще и огорожены ленточками. Банкоматы и терминалы оплаты не работали, табло автоматов с закусками были темными, и даже посещение туалета стало трудноосуществимым. Большинство пассажиров пытались получить хоть какую-то информацию от сотрудников авиакомпаний. Те устало уговаривали людей разъезжаться по домам. "А кто мне гарантирует, что через два часа свет не включат и мой самолет не улетит без меня?" - вопрошала штурмовавшая стойку девушка. "Ну вы посмотрите вокруг, уже было официальное объявление, что до девяти утра самолеты нашей компании вылетать не будут", - терпеливо отвечал ей мужчина в форме.

За соседней стойкой иногородние пассажиры бурно требовали, чтобы их хоть где-то разместили до того, как начнется регистрация на их рейс. Желающие обменять или вернуть билеты выстраивались в гигантские очереди, чтобы проставить на распечатках электронных билетов штамп о задержке вылета. "Говорят, что всех отправят до 30 числа. А мне обратно лететь 2 января, хороший отпуск получится, лучше уж здесь остаться", - сетовала уже получившая заветную печать женщина. В толпе пассажиров встречались милиционеры, следившие за порядком в темном зале.

Внявшие уговорам сотрудников аэропорта пассажиры сталкивались с новой проблемой: как уехать домой. Выбраться из "Домодедово" обычно можно на "Аэроэкспрессе" (45 минут до Павелецкого вокзала), на автобусах, такси или личном автотранспорте. Последний вариант был доступен далеко не всем. "Аэроэкспресс" перестал ходить почти одновременно с отключением электричества, однако билеты на него продавались. Поскольку напечатать билеты было невозможно, вместо них использовались обычные листы бумаги - расписки с подписью и печатью. На вопрос о том, сколько таких расписок было продано, корреспонденту "Ленты.Ру" в кассе ответить отказались. По непроверенной информации, "расписок" продали чуть ли не на 4 состава вперед. В какой-то момент пассажирам пообещали скорую отправку электрички. Около часа они провели в неотапливаемых вагонах, а затем их попросили покинуть "Аэроэкспресс". Поезда начали ходить только в 20:30.

Водители, подрабатывающие частным извозом, как часто бывает в экстремальных ситуациях, взвинтили цены в несколько раз. Дорога до ближайшей станции метро в Москве оценивалась в суммы от 10 тысяч рублей, транзит в аэропорт "Шереметьево", откуда, по слухам, обещали отправить часть "домодедовских" рейсов - от 15 тысяч рублей. Желающих доехать по таким тарифам было немного: во-первых, они сопоставимы с ценой авиабилета, во-вторых, неработающие банкоматы снижали количество доступных пассажирам наличных денег.

В аэропорту "Шереметьево" ситуация тоже сложилась нештатная: оттуда поступали сообщения о задержке рейсов на 6-8 часов и нехватке противообледенительных реагентов. В любом случае, пассажирам "Шереметьево" повезло гораздо больше, чем тем, кто летел из "Домодедово" - там хотя бы не отключали свет.

К 16:30 у входов в терминал выстроились очереди из нескольких сотен человек, надеявшихся дождаться автобуса или маршрутного такси. В очереди шутили о том, что нужно сделать, чтобы уехать из аэропорта хотя бы в дежурившем возле "Домодедово" автобусе ОМОНа. Около 17:00 к зданию подъехали несколько автобусов подряд - их перенаправили в "Домодедово" с других маршрутов. За скромные 80 рублей можно было добраться до станции метро "Домодедовская". Посадка в автобусы осуществлялась под контролем сотрудников милиции, первыми отправляли в город пожилых людей и семьи с детьми.

В это время в здании аэропорта пассажирам начали раздавать не только воду, но и мороженое, которое таяло из-за неработавшего холодильного оборудования.

Ситуация в "Домодедово" вызывает множество вопросов сразу ко всем. В первую очередь - к администрации аэропорта, которая фактически не справилась с оповещением пассажиров о том, что ничего работать не будет. В аэропорту люди сновали туда-сюда в темноте, пытаясь понять, улетят они или нет, и внятного ответа никто дать не мог.

Понятно, что "ледяной дождь" - ситуация чрезвычайная и для наших краев нехарактерная. Но зачем нужно было обещать починить все за два-три часа или в любые другие "кратчайшие сроки", из-за чего пассажиры несколько часов по пробкам добирались до "Домодедово"? Успокоительные сообщения появлялись ради того, чтобы пассажиры померзли в обесточенном и парализованном аэропорту? Да, к часу дня уже стали в открытую говорить, что никто из "Домомодедово" не улетит. Но только к этому времени в аэропорт уже спешили пассажиры на дневные рейсы. Пассажиры, которые еще с утра слышали в новостях, что все починят очень скоро, и что в распоряжении аэропорта есть дизельные генераторы, способные поддерживать его работоспособность.

Хочется задать пару вопросов некоторым сотрудникам торговых точек аэропорта, которые пытались продавать продукты питания (при том, что кассовые аппраты не работали и торговать легально, в общем-то, было нельзя) по завышенным ценам, пользуясь незавидным положением пассажиров. Хочется взглянуть в глаза потерявшим всякий стыд таксистам и "бомбилам", которые и в "мирное" время устанавливают бешеные цены за поездки, а в условиях ЧП обнаглели вконец. Люди, что с вами?

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше