Национальная комиссия, отряженная президентом США Бараком Обамой на расследование причин и обстоятельств аварии в Мексиканском заливе, опубликовала первые результаты своей восьмимесячной деятельности. В обнародованной главе из грядущего отчета вина за случившееся возлагается как на корпорацию BP, так и на ее партнеров - компании Halliburton и Transocean. По мнению президентских экспертов, самую масштабную экологическую катастрофу в истории США вызвала совокупность ошибок, допущенных менеджментом всех трех компаний.
Опубликованный 6 января объемный материал - лишь глава под номером 4 из отчета Национальной комиссии по расследованию причин разлива нефти в Мексиканском заливе. Публикация полной версии доклада намечена на 11 января, поэтому об итогах работы экспертов говорить пока рано. Тем не менее обнародованный фрагмент отчета позволяет уже сейчас судить об общем настроении комиссии и ее отношению к событиям у луизианского побережья США.
Как следует из опубликованной главы, экологическую катастрофу в Мексиканском заливе спровоцировали ошибки, допущенные руководством всех трех компаний, имевших отношение к платформе Deepwater Horizon. Речь идет о британской BP, швейцарской Transocean и американской Halliburton. Первая арендовала нефтяную вышку у второй, тогда как третья участвовала в управлении платформой и ее модернизации.
По мнению президентских экспертов, самая масштабная экологическая катастрофа в истории США стала следствием плохого менеджмента со стороны вышеназванных компаний. "Обеспечь BP, Halliburton и Transocean лучший менеджмент, аварии можно было бы избежать", - подчеркивается в докладе.
Национальная комиссия по расследованию причин утечки нефти в Мексиканском заливе была сформирована Бараком Обамой 22 мая 2010 года. Экспертам, вошедшим в состав комиссии, поручено установить причины и обстоятельства, приведшие к взрыву на платформе Deepwater Horizon и последующему разливу нефти. По итогам работы комиссия опубликует доклад, в котором должны быть предложены меры для предотвращения подобных инцидентов в будущем. В задачи президентских экспертов не входит определение наказания для виновных в случившемся, однако выводы комиссии могут послужить поводом для возбуждения уголовных дел.
Эксперты считают, что причиной аварии стала скорее совокупность ошибок руководства платформы, чем какие-либо конкретные действия BP, Halliburton или Transocean. Довольно размытый вывод, но конкретика в опубликованном документе также присутствует. Например, в обнародованной главе приводится краткий перечень неправильных решений, из-за которых инженеры не смогли выявить технические неполадки в работе механизмов платформы, а уже после - оперативно их устранить.
В числе подобных решений - отказ от более детальной диагностики работы платформы, использование неподходящих центрирующих насадок на буровой штанге и просчеты в работе с цементирующим раствором. Эти ошибочные решения принимались BP и ее партнерами в ущерб требованиям безопасности, но позволяли нефтедобытчикам экономить время и деньги на осуществление тех или иных операций.
При этом в опубликованном фрагменте указывается, что ошибочные и неправомерные решения, которые привели к взрыву платформы и разливу нефти, носят систематический характер и демонстрируют несостоятельность всей нынешней нефтедобывающей отрасли США. Как указывают эксперты, подобные просчеты допускаются и другими нефтяными компаниями, но отследить их не всегда представляется возможным.
Во избежание повторения подобных катастроф эксперты призывают надавить на административные рычаги, ужесточив действующее законодательство. Более того, члены комиссии указывают на необходимость глубокой реформы как национальной нефтедобывающей отрасли, так и соответствующих надзорных ведомств. В противном случае, предупреждают эксперты, можно ожидать повторения событий, аналогичных аварии на Deepwater Horizon.
Предварительные итоги работы Национальной комиссии, похоже, должны успокоить руководство BP, которое, к слову, положительно отозвалось об опубликованной 6 января главе из отчета. До некоторых пор весь яростный поток критики за аварию был адресован именно британской компании, что естественным образом сказывалось на ее репутации. Halliburton и в особенности Transocean также старались не отставать от гневных критиков, обвиняя своего старшего партнера во всех грехах.
Со своей стороны BP хоть и брала на себя ответственность за случившееся, но при этом недвусмысленно намекала, что не прочь разделить вину со всеми причастными. В частности, по итогам собственного расследования британцы объявили, что аварию вызвали как ошибки персонала (часть из которого работала на Halliburton), так и недостатки в конструкции нефтяной платформы (построенной по заказу компании R&B Falcon, позже вошедшей в состав Transocean).
Теперь, с публикацией первых итогов работы комиссии Обамы, можно утверждать, что BP своего добилась - вину за случившееся эксперты возложили на всех, не став выделять кого-либо из этой троицы. Неудивительно, что обе компании попытались оправдать себя в свете публикации фрагмента отчета: Transocean и Halliburton уже заявили, что действовали под руководством BP, которая принимала все ключевые решения.