У Калужской области появился свой фирменный стиль, и этот регион помимо герба и флага получил еще один отличительный знак - логотип. Брендирование места - вещь сама по себе не новая и очень полезная, однако у России с идентификацией территории пока не складывается. Россия многое покупает, но продавать себя не просто не умеет, но, по-видимому, и не готова.
Логотип Калужской области, состоящий из двух букв ("о" и "к") 28 февраля появился на сайте своего создателя - студии Артемия Лебедева, ранее также придумавшей логотип города Пермь. Авторы фирменного калужского стиля пояснили, что логотип обыгрывает аббревиатуру региона (КО) и "комфортный деловой климат" области (ОК). Символ, отличающийся простотой, сразу вызвал массу нареканий среди интернет-пользователей, разглядевших в нем, например, товарный знак подмосковного завода "Карболит".
Спорить с очевидным сходством знака отличия Калужской области с другими буквами "к", вписанными в "о", трудно, однако не это главное. Намного важнее, что логотип у региона все-таки появился и причем не один. Студия выпустила специальный брендбук, где рассказала о правилах использования логотипа, а также о цветовом многообразии "к" в "о". Так, логотип меняет цвет в зависимости от той сферы, где он применяется: туризму, например, досталась зеленая цветовая гамма.
Таким образом, область получила единый идентификатор, который может функционировать совершенно в различных областях - и в финансовом секторе, и в туристическом, и во многих других. Логотип обозначает территориальную принадлежность и при этом сразу выявляет направление деятельности.
Создание логотипа для Калужской области в целом стало возможным и нужным, после того как регион был признан в 2010 году Международной организацией кредиторов самым инвестиционно привлекательным в России. Озаботившись своим имиджем в глазах потенциальных инвесторов, область сразу выделилась из ряда других безликих субъектов.
Действительно, уникальным лицом на рынке обладают не так много российских городов, областей, регионов или субъектов. Помимо вышеупомянутых Перми и Калуги, разработкой собственных брендов и логотипов занимались, например, в Псковской области. На конкурсе победил "туристический бренд", правда, больше похожий на плакат.
Нередко города или округа выбирают логотипы в преддверии своих юбилеев. Так было и с Владивостоком. В честь 150-летия города власти провели конкурс, в результате которого в прошлом мае победила достаточно спорная, но узнаваемая работа .
Удивительно, но собственных логотипов нет у главных российских городов - Москвы и Петербурга, хотя в последнем не раз предпринимались попытки создать что-то уникальное, отражающее специфику места и его культурное наследие. Заканчивалось это обычно напоминающим открытку изображением медведя рядом с Эрмитажем.
Осенью 2010 года интересный эксперимент проводила онлайн-газета The Village, которая попросила шесть столичных дизайнеров разработать варианты логотипа Москвы. К сожалению, дальше этого дело не продвинулось, и Москва до сих пор, несмотря на то что давно является привлекательным городом для туристов, лишена какой-либо яркой визуальной ассоциации.
От Украины до Австралии
Безусловно, туризм - главная индустрия, порождающая логотипы и прежде всего в них нуждающаяся. Ведь в данном случае товаром, который продается и должен вступать в визуальную коммуникацию с потребителем, является город или страна. Узнаваемые логотипы в значительной степени влияют и на продажи всех сопутствующих индустрии товаров, в частности, сувенирной продукции (от футболок, маек и сумок до календарей, еженедельников, магнитов).
Пожалуй, самым известным логотипом в мире является символ Нью-Йорка "I love NY" (где вместо английского глагола "любить" изображено сердце ), придуманный в 1970 году Милтоном Глэйзером. Именно тогда зародилась сама традиция брендирования городов, которую затем успешно поддержали Амстердам (I amSterdam) и австралийский Мельбурн, решивший в 2009 году провести ребрендинг и получивший в итоге в качестве символа букву "M", напоминающую кристалл.
Помимо туристического направления существенное влияние на пополнение базы логотипов в мире оказывают спортивные мероприятия - Олимпийские игры, чемпионаты мира по футболу, хоккею и другим видам спорта. Зачастую логотип чемпионата или Игр, или по крайней мере его часть, затем достается городу, принимавшему мероприятие. Так, например, случилось с Пекином, где в 2008 году проходила Олимпиада; возможно, так будет и с Сочи. Повезло и Казани, где в 2013 году пройдет XXVII всемирная Летняя Универсиада.
Аналогичная ситуация складывается и с товарными знаками стран. Одним из последних удачных примеров стал логотип Украины в виде подсолнуха, разработанный специально для Евро-2012 агентством Saatchi&Saatchi Ukraine. В логотипе того или иного государства очень часто появляется какой-нибудь традиционный для страны цветок или животное, что, в частности, демонстрирует символ Австралии с изображением кенгуру.
Однако многие эксперты сходятся во мнении, что самым важным в логотипе страны является не столько графическое изображение национальных растений или зверей, сколько шрифт. Именно подпись, совпадающая в большинстве случаев с названием города или государства, способна придать динамичность, современность всей эмблеме и даже выразить культуру страны.
В Сети можно найти разнообразные подборки логотипов стран, в которых, к сожалению, отсутствует Россия. Ни столица, ни все наше государство на данный момент визуально не идентифицированы, что может свидетельствовать как минимум о нескольких вещах - либо о неумении себя продавать, либо даже об отсутствии понимания того, зачем это вообще нужно в принципе.
Поскольку Россия в ближайшее десятилетие проведет несколько крупных спортивных соревнований и примет значительное число туристов в разных городах, у них, вероятнее всего, свои логотипы все-таки появятся. Что касается всей страны, то с этим явно сложнее. Ведь для построения такого масштабного и сложного бренда одних березок и медведей не достаточно.