9 апреля 2011 года в Нью-Йорке скончался один из ключевых режиссеров послевоенного Голливуда - Сидни Люмет. Ему было 86 лет. Свою первую киноленту "12 разгневанных мужчин" Люмет снял в 1957 году. Картина "Игры дьявола", последняя работа режиссера, вышла на экраны через полвека после дебюта, в 2007 году.
Люмет родился 25 июня 1924 года в семье театральных актеров. Свою карьеру он также начал как актер, причем в раннем детстве. Первый сценический опыт Сидни получил в четырехлетнем возрасте. Будучи подростком, Люмет играл в театре, а также снимался в кино - правда, единственным полнометражным фильмом с его участием стала лента 1939 года "Треть нации".
Актерскую карьеру Люмета прервала Вторая мировая война. Сидни вступил в ряды вооруженных сил США. С 1942 по 1946 год он служил в Индии и Бирме. Вернувшись в США, Люмет начал работать в качестве театрального режиссера, а в начале 50-х переключился на телесериалы. Довольно быстро он зарекомендовал себя одним из самых продуктивных и профессиональных телережиссеров. Дебютный кинофильм Люмета "12 разгневанных мужчин" также вырос из телевизионного проекта. Одноименный телеспектакль был показан каналом CBS еще в 1954 году.
То, что выглядело уместно и вполне традиционно в спектакле, для кинематографа стало своего рода инновацией. События всего фильма "12 разгневанных мужчин" (за исключением пары сцен) разворачиваются в одном и том же помещении. 12 присяжных в зале заседаний на протяжении полутора часов пытаются выяснить, виновен ли подсудимый. Зрителям даже не сообщают имен персонажей фильма. Несмотря на эти ограничения Люмет сумел снять крайне напряженную судебную драму. Собственно, фильм "12 разгневанных мужчин" до сих пор остается эталоном жанра.
Признание к Люмету-кинорежиссеру пришло сразу же. Картина "12 разгневанных мужчин" была номинирована на три "Оскара" (в том числе на награду Американской киноакадемии выдвигался сам режиссер). В конечном итоге ни одной из трех премий фильм не получил. Тем не менее, лента остается одной из самых известных работ Люмета. Ее неизменно включают в число лучших фильмов всех времен - причем высокие оценки картине дают как критики, так и зрители. В частности, на сайте IMDb, одном из ведущих интернет-ресурсов, посвященных кинематографу, работа Люмета стабильно держится в первой десятке лучших фильмов. Картина также была внесена в Национальный кинореестр Библиотеки Конгресса США.
Сверхуспешная дебютная лента Люмета для некоторых зрителей, возможно, затмевает последовавшие за ней картины. Тем не менее, дальнейшая режиссерская карьера Сидни сложилась вполне удачно. Фильмы Люмета (с учетом "12 разгневанных мужчин") выдвигались на "Оскар" 14 раз. Три ленты - "Убийство в Восточном экспрессе", "Собачий полдень" и "Телесеть" - удостоились наград Американской киноакадемии. Причем последняя взяла премии в четырех из десяти возможных номинаций.
Интересно, что сам Люмет так и не был отмечен премией киноакадемии за режиссуру. Почетный "Оскар" он получил только в 2005 году - за вклад в развитие кинематографа.
На протяжении всей карьеры Люмет не забывал о своих театральных корнях. В разные годы он экранизировал пьесы американских драматургов Теннесси Уильямса и Юджина О'Нила. В 1968 году режиссер также снял фильм, основанный на чеховской "Чайке". Впрочем, эта работа была довольно прохладно встречена критиками. Кроме того, в 1978 году Люмет выступил в качестве режиссера киноверсии бродвейского спектакля "Виз". Это, пожалуй, одна из самых неожиданных его работ - мюзикл по мотивам "Волшебника страны Оз" с молодым Майклом Джексоном и 34-летней Дайаной Росс в роли Дороти.
Еще одной известной привязанностью Люмета был Нью-Йорк. События большинства его картин развиваются именно в этом городе. По словам самого режиссера, Лос-Анджелес (и в частности Голливуд) он воспринимал как "страну фантазии", в то время как Нью-Йорк был для него реальностью. Город стал для него не только съемочной площадкой. Люмет прожил в Нью-Йорке много лет и умер в собственном доме на Манхэттене.