В четверг, 14 апреля, на экраны выходит фильм Виктора Гинзбурга "Generation П", снятый по одноименному роману Виктора Пелевина. Книга в 90-е годы стала культовой (хотя ее главный герой Татарский, помнится, готов был поверить в существование культовых явлений только после предъявления живых участников культа), и уже одно это обстоятельство здорово усложняет задачу экранизации этого произведения. Тем не менее, Гинзбургу удалось с ней справиться - правда, удалось с одной важной оговоркой. Его фильм - не самостоятельное произведение, а именно экранизация книги, своеобразное приложение к ней.
Появления фильма поклонники романа ждали долго - согласие на экранизацию Гинзбург получил от Пелевина в далеком 2004 году, а собственно съемки начались еще двумя годами позже. Из-за сложностей с финансированием и неких неназванных проблем технического характера работа над фильмом затянулась на пять лет. Все это время со съемочной площадки в СМИ периодически просачивались всевозможные слухи и фотографии.
В основном обсуждался актерский состав - не видя артиста "в деле", конечно, трудно судить о том, насколько удачно или не удачно он вписывается в образ, но на фото со съемок подбор типажей казался неплохим. Фильм показал, что результат соответствует ожиданиям - практически все главные герои похожи на пелевинских персонажей, а главный герой Вавилен Татарский в исполнении Владимира Епифанцева - просто стопроцентное попадание в образ.
Очень хорошо передают характеры героев "Поколения П" Михаил Ефремов (как будто главный "кукловод" Леонид Азадовский), Андрей Фомин (приятель Татарского и его проводник в мире рекламы Морковин), Александр Гордон (один из работодателей Татарского Ханин) и Роман Трахтенберг, для которого эпизодическая роль рекламщика Саши Бло стала предпоследней. Не очень удались персонажи Сергея Шнурова (одноклассник Татарского и поставщик мухоморов Гиреев) - назвать действия певца на экране актерской игрой сложно – и, как ни странно, Ивана Охлобыстина (коллега Татарского Малюта в его исполнении мог бы быть куда колоритнее).
Одним из козырей картины, который производители вынесли практически во все пресс-релизы, должен был стать американский стиль съемок - режиссер Виктор Гинзбург уехал в США ребенком и всю жизнь работал в Штатах. При этом на пресс-конференции после закрытого показа Гинзбург рассказывал, что он, напротив, старался максимально отойти от принятой в США манеры работать. "Я много лет работал в Лос-Анджелесе, там сценарии постоянно переписываются, они рождаются в переписывании. И этот процесс может длиться годами. Я устал от этого", - поделился режиссер своими печалями. Александр Гордон подтвердил, что съемки "Поколения П" велись практически в сериальном стиле, то есть сценарий писался (и переписывался) не заранее, а непосредственно в процессе съемок: "Я начинаю открывать рот, а мне говорят: "Что ты делаешь, когда ты этот текст получил?" Я отвечаю, что накануне вечером. А в ответ: "Сейчас уже все по-другому".
Причин не верить режиссеру и актерам нет, но фильм, тем не менее, оставляет ощущение слегка маниакальной тщательности режиссера и практически буквального следования тексту. Впечатление чрезвычайной бережности и аккуратности по отношению к первоисточнику остается не только от диалогов персонажей, но также и от того, как режиссер воссоздает атмосферу книги. Россия в фильме "Generation П" - это та самая пелевинская Россия 90-х годов - не чернушная и мрачная, а фантасмагоричная и абсурдная, причем абсурдность по мере развития сюжета оказывается многоуровневой.
С некоторыми моментами режиссер даже слегка перестарался - в частности, он детально и со смаком воспроизводит многочисленные слоганы и рекламные концепции, в изобилии встречающиеся в книге. У людей, не читавших оригинала, все эти "неколы", "давидсоны на харлеях" и березовый "Спрайт" могут вызвать отчетливо негативную реакцию - вырванные из контекста, они складываются в нелепо выпяченный лубок и анекдот. Официальный трейлер к фильму практически целиком состоит из таких нарочито смешных эпизодов и наиболее "хлестких" цитат - в итоге он получился откровенно неудачным.
При этом некоторые существенные для понимания текста вещи показаны и проговорены очень вскользь - в частности, знаменитая лекция духа Че Гевары, которую Татарский записывает посредством спиритической планшетки, купленной в магазине "Путь к себе", и концепция полностью цифрового голографического правительства и других людей, якобы определяющих судьбу страны. Под революционные и весьма остроумные соображения Че Гевары в книге отведена целая глава, и воспроизвести этот массив текста на экране, очевидно, невозможно. Поэтому режиссер обошелся лишь упоминанием пары соображений, снабдив их "крутой" компьютерной графикой. Людям, не знакомым с оригиналом, такая подача идей Че их не прояснит, но, опять-таки, для любителей Пелевина ее достаточно.
В общем и целом, фильм Виктора Гинзбурга - это очень добротная и талантливая иллюстрация к роману. В таком ключе довольно сложно рассуждать о ценности картины как произведения киноискусства - хотя воссоздание деталей, подбор актеров и их игра заслуживают всяческих похвал. Фанатам Пелевина фильм, скорее всего, придется по душе, а вот "стороннему" зрителю он, вероятно, покажется странным нагромождением анекдотов, занятных идей, непонятно откуда взявшихся элементов культа богини Иштар и наркотических видений Татарского. Впрочем, эта смесь довольно зрелищна и динамична, так что скучно на просмотре точно не будет.